Роль наглядности на уроках новейшей истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что... можно, предоставлять для восприятия чувствам...».1 Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Оглавление

План

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использование наглядности на уроках истории 7
1.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач 7
1.2. Классификация наглядных средств обучения и их виды 11
Глава II. Методика использования наглядных средств обучения в преподавании новейшей истории в 9 классе 21
2.1. Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания 21
2.2. Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе 25
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

KR_Роль наглядности на уроках новейшей истории.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Между тем даже использование доступных  школьникам плакатов в качестве источников исторической информации и средств  организации исследовательской  работы вызовет определенные сложности  в связи с тем, что методика такой деятельности разработана российскими педагогами весьма слабо. Поэтому обратимся к опыту зарубежных коллег. В русле современных целей и ценностей общего исторического образования болгарский ученый Р. Кушева предлагает примерный план анализа плаката:

     1. Назовите и датируйте событие, которому посвящен данный плакат.

     2. Какой аудитории он предназначен?

     3. Кто из персонажей здесь представлен  и с какой целью? 

     4. Какая другая символика использована  на плакате? 

     5. Чье это «послание»? Легко ли «прочитать» его?

     Как и в случаях с фотографиями, сюжет конкретного плаката может подсказать дополнительные вопросы к его содержанию и оформлению: о лозунге, композиции, художественных особенностях, национальных традициях, характере издания и т.п. Приведем конкретные примеры аналитической работы девятиклассников с плакатами из учебника по новейшей истории. В теме «Антигитлеровская коалиция» проблемным группам учащихся предлагаются вопросы к плакату28.

     1) Как вы думаете, в какой период  войны и с какой целью мог  быть нарисован этот плакат.

     2) Какова его главная идея? Кратко  сформулируйте ее одним-двумя  предложениями.

     3) Какие символы использованы художником  для выражения главной идеи  плаката.

     4) Прокомментируйте надпись на  плакате. Какую роль она выполняет  на изображениях:

     а) поясняет идею рисунка;

     б) усиливает агитационный характер плаката;

     в) что-то другое.

     5) Какое значение имел этот плакат?

     Карикатура

     Карикатурам в методическом плане повезло  значительно больше, чем плакатам. Приемами их использования в школьной практике изучения истории занимались А.А. Вагин, П.В. Гора, В.А. Кузьмин и др. В работах этих педагогов обоснованы классификации карикатур по функциям (карикатуры-иллюстрации, карикатуры-характеристики, карикатуры-портреты, карикатуры-символы) и по содержанию (политические, социальные, историко-бытовые).

     Отечественный опыт использования карикатур в  школьных курсах истории, преимущественно  нового и новейшего времени, сводится к иллюстрированию ими материалов по истории культуры и быта, к  демонстрации во время рассказа учителя, к познавательным заданиям, направленным на объяснение смысла карикатуры и подписи к ней, на выяснение политических и религиозных взглядов автора изображения, на реконструкцию ситуаций, вызвавших появление карикатуры, на извлечение новых сведений о культуре исторической эпохи, на составление диалогов между персонажами карикатуры.

     Однако  возможности карикатур в качестве источников исторической информации и  средств развития критического мышления многократно увеличиваются в  тех случаях, когда школьники  могут исследовать оригинальное изображение не в одном, а в нескольких ракурсах. Примерный план комплексного анализа карикатуры, включающий в себя вопросы о содержании, целях и смыслах изображения, авторских убеждениях, предполагаемой аудитории зрителей и собственном отношении к идее карикатуры, предложил В.А. Кузьмин.

     1. Какова главная идея данной  карикатуры?

     2. Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление)?

     3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?

     4. Определите, сторонником какой политической  идеологии является автор данной  карикатуры? Свой ответ аргументируйте.

     5. Определите, на какую социальную  группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.

     6. Выразите свое отношение к  главной идее данной карикатуры.

     7. Подумайте, с какой целью была  создана эта карикатура (обидеть  изображенного на ней политика, указать на его существенные  ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т.п.). Аргументируйте свою точку зрения.

     Более сложный вариант комплексного анализа  карикатуры, который можно использовать в старших классах, разработан Р. Кушевой.

     1. Определите тему изображения.

     2. Определите исторических персонажей. По каким признакам вы установили  личности людей, изображенных  на карикатуре?

     3. Выясните точку зрения автора  карикатуры. Какую идею она внушает?  Совпадает ли точка зрения  автора карикатуры с официальным мнением?

     4. Объясните аллюзию данной карикатуры.

     5. Карикатура не датирована. По  каким косвенным признакам вы  можете установить приблизительное  время ее создания?

     Два следующих примера иллюстрируют возможности применения современных  методических рекомендаций в организации познавательной деятельности школьников с политическими карикатурами в учебнике новейшей истории.

     Рассмотрите карикатуру на «новый курс» Ф. Рузвельта и определите, какому крылу оппозиции она принадлежит. К ответу вас приведет историческое расследование по примерному плану:

     1. Какова, на ваш взгляд, главная  идея карикатуры?

     2. Что означают надписи на спине осла «Деспотизм «нового курса»» и на воротах «Конституция США»?

     3. Что в «антикризисной программе» Ф. Рузвельта высмеивает эта карикатура?

     4. Подумайте, с какой целью могла  быть создана эта карикатура (оскорбить  президента США / указать на  его политические ошибки / возбудить  общественное недовольство / использовать  трудности социально-экономического  положения в стране для избирательной кампании)?

     5. Сторонником какой политической  идеологии является художник?

     Рассмотрите карикатуры на план Маршалла и подумайте:

     1. Что заставило правительство  США оказать обширную экономическую  помощь странам Западной Европы, пострадавшим от войны? Почему СССР и страны Восточной Европы от нее отказались?

     2. Какие черты плана Маршалла  отражены в обеих карикатурах? 

     3. Кого из участников (или не  участников) этого плана, по вашему  мнению, высмеивают карикатуристы:  правительство США? Страны Западной  Европы, принявшие помощь? Страны Восточной Европы, от нее отказавшиеся? Свое мнение обоснуйте.

     4. В связи с ответом на предыдущий  вопрос кратко сформулируйте  идею каждой карикатуры и определите  место ее создания (США, СССР, одна  из стран Западной Европы).

     5. Если вам известны другие карикатуры, посвященные плану Маршалла, проанализируйте  их по предложенному выше плану.  В чем заключаются принципиальные  различия в сатирических оценках плана Маршалла по обе стороны «железного занавеса»?

     Репродукции художественных произведений

     Среди картин, используемых в преподавании истории, независимо от характера сюжета различаются учебные картины, созданные  как учебные пособия, художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства определённого жанра.  

     Правда, репродукции многих произведений крупных  художников на историческую тему используются в качестве наглядных пособий  на уроках истории. С другой стороны, хорошая высокохудожественная учебная  картина, несомненно представляет собою произведение искусства. И всё же учебная картина качественно своеобразна, имеет ряд существенных особенностей, к ней предъявляются особые требования.

     Прежде  всего, учебная картина по истории  создаётся художником или иллюстратором  специально как школьное наглядное пособие. Но в отличии от учебных таблиц, в которых изображение вещественных памятников прошлого представлено изолированно, учебная картина - пособие синтезированное, дающее целостное изображение исторического явления, где все алименты отобраны и объединены. По содержанию и сюжету учебная картина должна полностью соответствовать школьной программе и возрасту учащихся. Она отражает не случайные эпизоды, а узловые, существенные события и явления, изучаемые на уроках истории и доступные пониманию учащихся. Её композиция проста, контуры чётки. Она легко обозрима. А главное - всё содержание учебной картины нарочито отобрано в соответствии с учебно-познавательными и воспитательными задачами данной темы. В ней нет ничего лишнего, но есть всё достаточное для создания конкретного представления об изучаемом явлении и для необходимых выводов о нём.

     Что касается произведений живописи на историческую тему, то многие из них вошли в  серию картин по истории, изданную для  школы, другие используются учителями  на уроках истории в виде отдельных репродукций большого формата.

     На  уроке нецелесообразно использовать картину, сюжет которой далеко выходит  за рамки школьной программы. Её использование, без нужды перегружая урок, потребовало  бы длительных и сложных объяснений

     Знание  учителем форм сочетания слова и  средств наглядности, их вариантов  и сравнительной эффективности  дает возможность творчески применять  наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

     Репродукции художественных произведений тоже не новички на страницах школьных учебников  истории. Методисты И.В. Гиттис, А.А. Вагин, Н.В. Андреевская, Д.Н. Никифоров  и другие ученые уделили достаточно много внимания приемам использования  картин на уроках. Многообразие способов познавательной деятельности школьников с этим видом иллюстраций в итоге сводится к описаниям, рассказам, логическому анализу изображения, творческой реконструкции "истории" героев картин и диалогов между ними.

     Вновь обращая внимание на иную роль репродукций в школьных курсах истории, актуализируется авторский, субъективный характер художественных произведений. В контексте современных целей общего исторического образования важно подвести учеников к пониманию того, что в любой картине существует авторская позиция художника, научить школьников эту позицию обнаруживать и на этом основании вступать в диалог с художником.

     Подобное  умение особенно необходимо сейчас, потому что репродукции картин не только украшают параграфы о культуре, но и становятся частью текста - в широком смысле этого слова - в сюжетах на политические, социально-экономические и идейно-духовные темы. Но стоит отметить, что художники не были абсолютно свободны от господствовавшей в современном им обществе идеологии, от определенных требований и ожиданий в истолковании судьбоносных моментов прошлого.

     Однако  вопросы к художественным иллюстрациям в учебниках не учитывают эти особенности, «работают» в режиме полного доверия художнику, предлагают школьникам «считывать информацию» с холста картины, не подвергая разумной критике авторские интерпретации событий и вытекающие из них оценочные выводы. Например, «кем могли быть люди, изображенные на картине»; «можно ли по картине представить исход битвы, если бы она произошла»?

     Подобные  вопросы, по сути, не отличаются от вопросов к учебным рисункам, созданным  исключительно с дидактическими целями. Между тем умение усомниться в достоверности художественного  изображения, отнестись к нему как  к авторской версии исторического события, обусловленной вполне определенными обстоятельствами, особенно необходимо при анализе произведений со сложными драматическими сюжетами и неоднозначными мнениями по поводу их причин, характера и результатов. Анализ таких произведений не может замкнуться на пересказе визуальной информации, он должен быть направлен вглубь сюжета, проникнуть в творческие замыслы и духовные искания художника, настроить зрителя на разговор с ним.

Информация о работе Роль наглядности на уроках новейшей истории