Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа
Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что... можно, предоставлять для восприятия чувствам...».1 Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.
План
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использование наглядности на уроках истории 7
1.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач 7
1.2. Классификация наглядных средств обучения и их виды 11
Глава II. Методика использования наглядных средств обучения в преподавании новейшей истории в 9 классе 21
2.1. Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания 21
2.2. Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе 25
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Таким образом, наглядность играет большую роль в обучении истории6:
Наглядность – «Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений»7. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.
Средства – «предметы, приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо»8. Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств.
В
современной дидактике принято
различать наглядность
Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В неё входит:
Предметная наглядность - это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения.9 Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук - ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления - растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.
Иначе
обстоит дело в обучении истории.
Здесь предметом изучения являются
события и явления
Таким образом, строго говоря, предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории.
За этим исключением метод предметной наглядности в обучении истории имеет специфическое значение, существенно отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности - оружие и доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлой ратной службы и их подвигов - полуистлевшие знамёна, ключи капитулировавшего в 1760-ом году Берлина, потёртые мундиры и кивера.
К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.
Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность, т.е. изображение исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются10:
а)
изображения документального
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого.
Большой интерес школьников так называемые «объёмные» наглядные пособия - различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И, разумеется, особенно эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины.
Наконец,
особый вид наглядности представляет
условно-графическая
Графика - это «начертания письменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками».11 Условно-графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся.
С
целью повышения качества обучения,
условно-графическая
Определенное место на занятиях по истории занимают изображения мелом на доске, аппликации и т.д., однако наиболее распространенными графическими средствами наглядности в преподавании истории являются схемы, графики, таблицы, диаграммы, картограммы и т.д.
Схемы в свою очередь делятся на структурные, логические и поисковые.
Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.
Логические схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого.
Поисковые схемы - это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.
Таблицы - это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
Графики - чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.
Картограммы - это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской и т.п.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-нибудь явлению.
Графические средства наглядности довольно широко распространены. Десятки изданий альбомов, схем можно найти на прилавках магазинов, полках библиотек.
Карта - неотъемлемый элемент урока истории. Её используют, изучая любую тему. Будь то революция, война, социально-экономическое развитие государства, зарождение или крушение цивилизации. К сожалению, сегодня школа обладает меньшим по объёму и весьма некачественным картографическим материалом. До сих пор преобладают настенные карты, выполненные на основе старой методологии и посвящённые в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям.
Содержание старых настенных карт носит общий или обзорный характер, оно загружено большим количеством деталей, обозначений, фактов. И хотя картографами уже созданы тематические карты, содержащие новые методологические подходы, отражающие религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов и культурные достижения стран и народов, выдвинутые современными требованиями к историческому образованию, историческим событиям и явлениям, в школах их не хватает из-за недостатка финансирования. Поэтому часто наблюдаются расхождения между атласами, лежащими на партах учеников и настенной картой, которая зачастую не содержит необходимую информацию. В таких случаях учителя переходят к использованию ТСО в преподавании истории.
Технические средства обучения (ТСО) - это комплекты аппаратуры и устройств, применяемых с целью повышения результативности преподавания и изучения истории13.
ТСО объединяет два компонента:
Виды ТСО:
К
инновационным ТСО относят
Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться. Компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же они позволяют осуществить важнейшие принципы обучения:
Пользуясь неограниченными возможностями компьютера:
1.
Облегчается поиск нужного
2.
Мультимедийный режим
3. Появилась возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью мультимедийного проектора).
Информация о работе Роль наглядности на уроках новейшей истории