Роль наглядности на уроках новейшей истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что... можно, предоставлять для восприятия чувствам...».1 Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Оглавление

План

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использование наглядности на уроках истории 7
1.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач 7
1.2. Классификация наглядных средств обучения и их виды 11
Глава II. Методика использования наглядных средств обучения в преподавании новейшей истории в 9 классе 21
2.1. Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания 21
2.2. Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе 25
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

KR_Роль наглядности на уроках новейшей истории.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, наглядность играет большую роль в обучении истории6:

    • При изложении исторических событий наглядность частично конкретизирует или частично заменяет повествовательный или описательный материал;
    • Наглядность повышает содержательность изложения, сокращая затраченное время;
    • Наглядность позволяет уточнить исторические представления учащихся;
    • Наглядность создает яркий и точный зрительный образ исторического прошлого;
    • Наглядность облегчает познание сложных явлений прошлого, исторических понятий, подведение к объективному пониманию истории.

1.2. Классификация наглядных  средств обучения  и их виды

     Наглядность – «Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений»7. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

     Средства  – «предметы, приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо»8. Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т.п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств.

     В современной дидактике принято  различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.), и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.)

     Рассмотрим  более подробно классификацию наглядных  средств по их содержанию. В неё  входит:

    • естественная монументальная наглядность: подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);
    • подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зёрна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);
    • специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда);
    • изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции, фотографии);
    • условно-графическая наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);
    • технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные).

     Предметная  наглядность - это такой метод наглядного обучения, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения.9 Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук - ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления - растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.д.

     Иначе обстоит дело в обучении истории. Здесь предметом изучения являются события и явления исторического  прошлого, общественные отношения прошлого. Воспроизвести и предоставить этот предмет непосредственному восприятию учащихся мы не можем. Хроникальные фильмы в какой-то мере «воссоздают» для нас картину исторических событий, например эпизоды Великой Отечественной войны. И всё же перед нами не само прошлое, а его изображения на экране, хотя и документальное. Что касается общественных отношений прошлого, то они вообще недоступны непосредственному, живому восприятию, а должны быть познаны абстрактным мышлением. Наглядность может играть большую вспомогательную роль в познании этих отношений, поможет выразить эти отношения, передать их конкретное проявление.

     Таким образом, строго говоря, предметная наглядность в точном значении этого понятия в преподавании истории не имеет места. Исключение составляет непосредственное восприятие памятников прошлого, если сами эти памятники становятся предметом изучения в курсе истории.

     За  этим исключением метод предметной наглядности в обучении истории  имеет специфическое значение, существенно  отличаясь от аналогичного метода преподавания естественных наук. Под предметной наглядностью в изучении истории понимается непосредственное восприятие не самого исторического прошлого, а вещественных памятников прошлого, его материальных следов: не сама жизнь первобытных людей, а следы их жизни и деятельности в виде орудий каменного века, систематизированных в музейной экспозиции; не феодальные усобицы и рыцарские турниры, а вещественные останки этой «благородной» деятельности - оружие и доспехи; не боевые подвиги суворовских солдат, а славные реликвии их тяжёлой ратной службы и их подвигов - полуистлевшие знамёна, ключи капитулировавшего в 1760-ом году Берлина, потёртые мундиры и кивера.

     К предметной наглядности, таким образом, относятся вещественные памятники  прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию.

     Значительно более широкое применение имеет  изобразительная наглядность, т.е. изображение  исторических событий, деятелей, исторических памятников. К изобразительной наглядности относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются10:

     а) изображения документального характера - документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком  они дошли до нас;

     б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;

     в) художественные композиции, созданные  творческим воображением художника  или иллюстратора, разумеется, на основании  исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого.

     Большой интерес школьников так называемые «объёмные» наглядные пособия - различные макеты и модели, например макет феодального замка, макет древнего Кремля, модель ручного ткацкого станка, катапульты и т.п. И, разумеется, особенно эффективны действующие модели - водяной мельницы, рудоподъёмной машины.

     Наконец, особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.

     Графика - это «начертания письменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками».11 Условно-графическая наглядность находит наиболее частое применение в ходе изложения учебного материала учителем и ответов учащихся.

     С целью повышения качества обучения, условно-графическая наглядность  должна отвечать ряду требований12:

    • соответствие средства содержанию изучаемого материала;
    • неперегруженность объектами для запоминания;
    • четкость изображения;
    • широкая цветовая гамма и т.д.

     Определенное  место на занятиях по истории занимают изображения мелом на доске, аппликации и т.д., однако наиболее распространенными  графическими средствами наглядности в преподавании истории являются схемы, графики, таблицы, диаграммы, картограммы и т.д.

     Схемы в свою очередь делятся на структурные, логические и поисковые.

     Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь составных частей чего-либо.

     Логические  схемы - это графические изображения, отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого.

     Поисковые схемы - это графические изображения в виде логической схемы, составные части которых содержат наряду с информацией продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания. Логическая схема легко превращается в поисковую.

     Таблицы - это перечень цифровых данных или каких-либо других сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

     Графики - чертежи, изображающие при помощи кривых количественные показатели развития, состояния чего-либо.

     Картограммы - это карты, на которых графически (штриховкой, раскраской и т.п.) представлены статистические данные, относящиеся к какому-нибудь явлению.

     Графические средства наглядности довольно широко распространены. Десятки изданий  альбомов, схем можно найти на прилавках  магазинов, полках библиотек.

     Карта - неотъемлемый элемент урока истории. Её используют, изучая любую тему. Будь то революция, война, социально-экономическое развитие государства, зарождение или крушение цивилизации. К сожалению, сегодня школа обладает меньшим по объёму и весьма некачественным картографическим материалом. До сих пор преобладают настенные карты, выполненные на основе старой методологии и посвящённые в основном территориальным изменениям, политико-объединительным процессам в государствах или военным событиям.

     Содержание  старых настенных карт носит общий или обзорный характер, оно загружено большим количеством деталей, обозначений, фактов. И хотя картографами уже созданы тематические карты, содержащие новые методологические подходы, отражающие религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов и культурные достижения стран и народов, выдвинутые современными требованиями к историческому образованию, историческим событиям и явлениям, в школах их не хватает из-за недостатка финансирования. Поэтому часто наблюдаются расхождения между атласами, лежащими на партах учеников и настенной картой, которая зачастую не содержит необходимую информацию. В таких случаях учителя переходят к использованию ТСО в преподавании истории.

     Технические средства обучения (ТСО) - это комплекты аппаратуры и устройств, применяемых с целью повышения результативности преподавания и изучения истории13.

     ТСО объединяет два компонента:

    • технические устройства;
    • носители информации.

     Виды  ТСО:

    • Технические средства информации (телевидение, видеозапись, звукозапись. Используются для изучения новой темы. Эти средства могут подготовить и учителя, и ученики);
    • ТСО контроля и самоконтроля (устройства автоматизированного контроля учащихся. Наблюдается обратная связь каждого ученика с учителем);
    • Технические средства консультации (электронные энциклопедии);
    • Обучающие машины и тренажеры (Объединенные в одном устройстве средства предоставления учебной информации и средства контроля. Используются для выполнения домашнего задания);
    • Автоматизированные обучающие системы (Многофункциональный комплекс техники, обеспечивающий обучение без учителя. Позволяют преподавать новый материал и проверять индивидуально).

     К инновационным ТСО относят компьютер, который является универсальным  многофункциональным обучающим  средством, включающим экран и аудиосредства.

     Компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность  заинтересовать учащихся, побудить в  них любознательность, завоевать  их доверие, направить их на те или  иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться. Компьютер и информационные носители являются хорошим средством преодоления некоторых проблем, существующих у образования. Так же они позволяют осуществить важнейшие принципы обучения:

    • принцип гуманизма;
    • принцип научности;
    • принцип наглядности;

     Пользуясь неограниченными возможностями  компьютера:

     1. Облегчается поиск нужного наглядного  материала, посредством сети Интернет;

     2. Мультимедийный режим позволяет  вывести на экран качественную  визуальную информацию;

     3. Появилась возможность вывода на экран картины нужного размера (с помощью мультимедийного проектора).

Информация о работе Роль наглядности на уроках новейшей истории