Роль наглядности на уроках новейшей истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Еще Я.А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что... можно, предоставлять для восприятия чувствам...».1 Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Оглавление

План

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование использование наглядности на уроках истории 7
1.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач 7
1.2. Классификация наглядных средств обучения и их виды 11
Глава II. Методика использования наглядных средств обучения в преподавании новейшей истории в 9 классе 21
2.1. Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания 21
2.2. Методические приемы использования наглядности на уроках новейшей истории в 9 классе 25
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

KR_Роль наглядности на уроках новейшей истории.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Современному  образованию следует использовать потенциал компьютерных мультимедийных программ, которые отличаются наличием тех требований, которые близки современным  детям14:

    • учащиеся хотят стать участником исторических событий;
    • ученикам требуются яркие, запоминающиеся образы;
    • звуковое оформление позволяет учащимся подключить слуховую память.

     Таким образом, новое время и новые  ученики требуют создания новой  школьной наглядности.

     Мультимедиа-программы - наукоёмкий продукт. Он создаёт спектр широких возможностей для учителя и учащихся и позволяет15:

    • осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями урока и познавательного интереса учащихся;
    • прогнозировать понимание, усвоение и характер мышления учащихся в процессе самостоятельной работы по плану учителя;
    • осуществлять выбор способов сочетания и интеграции средств мультимедийной книги с традиционными средствами обучения;
    • создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения (учащиеся самостоятельно или в группах ищут ответы на поставленные вопросы);
    • удовлетворять познавательный интерес к школьному предмету истории.

     То  есть, мультимедийные программы помогают учителю наглядно и увлекательно ознакомить учащихся с историей развития человека в разные эпохи. Они дополняют  большинство современных учебников.

     Готовые мультимедийные программы имеют  целый ряд достоинств перед традиционной наглядностью. И хотя они выполнены профессионально, они имеют лишь общие сведения. Объём содержащейся в них информации невозможно уложить в 40 минут урока. Поэтому удобно пользоваться программным обеспечением Microsoft PowerPoint. Оно позволяет привести материал урока в соответствие с конкретными целями и задачами, поставленными перед изучением нового материала, а также у учителя появляется возможность провести урок в том методическом ключе, с помощью которого он выстраивает свою систему работы.

     Компьютерные  презентации обладают целым рядом  возможностей:

     1. Одновременное использование различных  способов предоставления учебной  информации (дата, понятие, текст,  диаграмма, анимация, графика, звук);

     2. Представление на электронных  страницах (слайдах) одновременно текст и мультимедийные объекты;

     3. Возможность изменения последовательности  представления слайдов в процессе  просмотра презентации; 

     4. Возможность неоднократного возвращения  к просмотренному ранее слайду;

     5. Возможность многорядного изображения с целью сравнения объектов.

     Достоинством  компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически  заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы  учителем на слайдах заранее, поэтому  ему не приходится отнимать от урока время на записи на доске.

     Следующим положительным моментом презентаций  является постоянное наличие необходимой  информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

     Ещё одним из традиционных видов наглядности  являются диафильмы. К сожалению, они  не включают современного ученика в процесс «проживания» учебного исторического материала. Статичность визуального ряда, отсутствие звука не вызывают у ученика устойчивого внимания, без которого нет успеха в обучении, поэтому работа с компьютерными технологиями более эффективна.

     Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет осуществить ещё один важный принцип образования - принцип гуманизма. Печатный шрифт, чёткое воспроизведение и большой формат представляемых образов позволяют включиться в работу даже тех ребят, которые на обычных уроках занимают пассивную позицию. Данный тип работы позволяет даже учащимся с низкими интеллектуальными способностями принять участие в учебном диалоге, а значит, почувствовать себя успешными.

     Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса видов  наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.

 

Глава II. Методика использования наглядных средств обучения в преподавании новейшей истории в 9 классе

2.1. Описание курса  новейшей истории  и особенности  его преподавания

     Курс  новейшей истории является органической частью системы изучения дисциплин  социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму социальных, экономических, правовых, политических знаний, уже готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

     Целями  данного курса  являются:

    • дать учащимся целостное представление о процессах развития различных стран и народов, с акцентом их взаимоотношения с Россией;
    • познакомить учащихся с различными подходами к историческому процессу с тем, чтобы раскрыть смысл и закономерности исторического процесса;
    • стимулировать творческий поиск и самостоятельное мышление, сориентировать учащихся на вариативные, нестандартные ответы.

     Особая  роль курса в реализации целей  социально-гуманитарного образования, формировании личности гражданина, которому предстоит жить в новом тысячелетии  в условиях постоянно возрастающего динамизма перемен в жизни народов, определяется тем, что изучение новейшей истории зарубежных стран позволяет:

     Показать, как реализовывались стремления людей к свободе, равенству, справедливости, как идеи и теоретические представления об экономической эффективности, рациональной системе управления, модернизации общества воплощались в социально ориентированной рыночной экономике, то есть вооружить молодых людей знанием основ многообразного мирового опыта решения проблем, актуальных для современной России;  

     Подготовить подростков к пониманию сложности, противоречивости и многовариантности  исторического, общественно-политического, цивилизационного развития, обусловленности  выбора их моделей, особенно в современную  эпоху, духовными факторами, волей и убеждениями людей;

     На  конкретном наглядном материале  раскрыть опасность распространения  в обществе идей расовой, религиозной, классовой нетерпимости, попыток  решать внутренние проблемы за счет внешней  экспансии, агрессии;

     Показать, как складывались условия укрепления взаимопонимания и сотрудничества между народами, формировались правовые, нравственные, культурные, экономические предпосылки возникновения единых, интегрированных пространств;

     В контексте событий, повлиявших на все  человечество, выявить роль и место России в мировом развитии в ХХ веке, что важно для воспитания гражданских чувств, патриотизма.

     В качестве особенностей курса можно  выделить следующие:

     Прежде  всего это изменение ставшей  традиционной схемы изучения новейшей истории, которой пользовались многие отечественные и зарубежные авторы учебников. По этой схеме основное внимание уделяется Западной Европе и Северной Америке. Теперь внимание уделяется тому, что важнейшим итогом исторического развития ХХ века стало крушение колониальных империй, модернизация раннее отсталых государств Азии, Латинской Америки, отчасти и Африки, их приобщение к индустриальной цивилизации. Речь идет о переходе к самобытному пути развития, синтезирующему национальные культурные, исторические традиции с достижениями европейской науки и техники.

     Курс  предполагает коррекцию ставшего традиционным понимания истории как суммы  событий, произошедших в отдельных  странах. Между тем ХХ век характеризовался событиями, в которые были вовлечены  одновременно народы десятков государств (мировые войны, экономические кризисы, интеграция). Большая часть процессов, охватывавших различные сферы жизни общества, может быть правильно понята лишь при рассмотрении их как региональных или даже глобальных. Особенно наглядно это видно на примере истории второй половины ХХ века.

     Современный курс, не игнорируя значения специфики  отдельных, наиболее крупных стран  современного мира (США, Япония, Китай, Индия и т.д.), строится на цивилизационном  подходе к реальностям мира. Он предполагает, что группы государств Западной Европы, Восточной Европы, Латинской Америки, страны арабо-исламского мира, Африки к югу от экватора продемонстрировали общность своих исторических судеб. Это наглядно видно из синхронизации процессов их политического, социально-экономического развития в последние десятилетия, формирования ими единых пространств.

     Курс  новейшей истории ориентирует учащихся на выработку навыков самостоятельного анализа реальностей мирового развития, осмысления меняющейся действительности.

     В курсе большое внимание должно уделяться  проблемам развития гуманитарной общественно-политической мысли, истории попыток создания человеком самого себя, своей жизни  средствами искусства. Школьники должны получить представление о либеральной, неолиберальной и неоконсервативной идеологии, соперничестве коммунистов и социал-демократов в выражении идеалов социальной справедливости, кейнсианских концепциях регулирования рыночной экономики, формирования социально-ориентированной рыночной экономики, идеях «общества благоденствия» и др.

     Особенности изучения курса новейшей истории  вытекают из хронологических рамок  истории ХХ века.

     В самом начале изучения курса учителю  необходимо прочитать вводную лекцию по предыдущим годам ХХ века (до 1918 года), в целях актуализации знаний учащихся, полученных при изучении курса новой истории. Теперь ученикам необходимо более глубоко объяснять поступательный характер развития общества и его закономерности. Для данного аспекта важно отношение учителя к понятийному аппарату. Материал должен существенно расширить знания о революциях, объективных закономерностях развития общества, которые в разных странах проявляются по-разному. Кроме того, все основные проблемы данного курса являются политически актуальными, многие события ХХ века являются предметами идеологической борьбы и остаются незавершенными. Все эти явления вызывают живой интерес, создают благоприятную возможность и условия, чтобы научить школьников ориентироваться в мировом пространстве, анализировать политическое состояние мира. Необходима межпредметная связь с обществознанием.

     В связи с данными особенностями  возникают определенные трудности  в преподавании курса новейшей истории16:

    • курс требует теоретические выводы учащихся;
    • учителю приходиться сталкиваться с неверными суждениями.

     Поэтому учителю необходимо добиваться, чтобы  на уроках происходило осмысление мировоззренческих  понятий, для чего надо развивать  историческое мышление в связи с  образовательными, воспитательными  задачами, и необходимо вооружить  ученика научным методом рассмотрения общественных явлений. В первую очередь учитель должен иметь широкие познания, делать уроки диалогичными.

     А для увеличения результативности уроков нужно разнообразить формы самостоятельной  работы в школе и дома. От рефератов  можно перейти к игровым методам и приемам.

      Таким образом, изучение курса новейшей истории  призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового  возраста целостного, интегрированного представления о прошлом и  настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.

2.2. Методические приемы  использования наглядности  на уроках новейшей  истории в 9 классе

Информация о работе Роль наглядности на уроках новейшей истории