М. Алданов о роли личности в истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:03, статья

Краткое описание

Внимание М. Алданова было сосредоточено на ключевых моментах истории. Ведя спор с теорией исторического детерминизма, он подчеркивает, что в переломные моменты истории именно Случай определяет путь дальнейшего развития. При этом Алданов высказывает скептицизм по отношению к «великим личностям». Прозаик, размышляя над ролью личности в истории, сравнивает политическую арену с ареной цирка, деятелей истории называет «люди тройного сальто-мортале».

Файлы: 1 файл

тезисы2 (Автосохраненный).docx

— 23.43 Кб (Скачать)

Фетисова И. 5 курс.

М. Алданов о  роли личности в истории.

Внимание М. Алданова было сосредоточено на ключевых моментах истории. Ведя спор с теорией исторического детерминизма, он подчеркивает, что в переломные моменты истории именно Случай определяет путь дальнейшего развития.  При этом Алданов высказывает скептицизм по отношению к «великим личностям». Прозаик, размышляя над ролью личности в истории, сравнивает политическую арену с ареной цирка, деятелей истории называет «люди тройного сальто-мортале».

Каждое поколение по-своему осмысливает историю. С важным периодом нашей страны неразрывно связан В.И. Ленин. В произведениях русской литературы по-разному оценивалась роль и личность этого человека. Но возможно ли оценить Ленина со знаком «+» или «-»? Еще 20 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки мы, придерживаясь большевистских правил «разрушить все до основания», начали подвергать критике все, что происходило в стране в течение 70 лет, в том числе и Ленина, как неотъемлемой части коммунистической партии, возведенной в ранг идола. Россия славится своими крайностями, хотя известно к чему приводит разрыв с прошлым. Однако бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идеи и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 70 лет определило дальнейший ход истории России и, вероятно, оказало влияние на историю всего мира. Нельзя однозначно оценить деятельность Ленина, например, с одной стороны в 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» и началось строительство школ, а с другой стороны в 1922 г. Советское правительство выдворило из страны 160 крупнейших российских ученых и философов. На фоне создания социальной защиты населения жесточайшая цензура и диктатура правящей партии.

Обратимся к тексту романа «Самоубийство» и рассмотрим, как изображает Ленина Алданов. Автор выявляет наиболее тревожные аспекты деспотизма Ленина. Личность Ленина он рисует как помесь Савонаролы (итальянский монах и реформатор) и Тартюфа (лицемер и обманщик), как человека, который знает толпу, но не знает человека. Замечено, что автор относится к вождю мирового пролетариата с некоторой иронией, показывает нам не культивированную личность, а совсем обычного человека, которому не чужды человеческие страхи и эмоции. Следует заметить, что именно это и отличает М. Алданова от других писателей-современников. Писатель рассказывает о том, как Ленин был влюблен в Инессу Арманд, говорит, что «Ленин по настоящему влюбился, — вероятно, в первый и в последний раз в жизни»1. В одном из эпизодов мы наблюдаем, как Ленин скрывается ото всех, маскируется, меняет внешность. Это подчеркивает пренебрежительное отношение автора к Ленину. Ленин, прежде всего, вождь мирового пролетариата. Но Алданов рисует его «бегущим», «оглядывающимся». Следует отметить, что автор возвращает нас к Инессе Арманд и в самом конце не только книги, но и жизни Ленина. «Вероятно, больше всего он думал о себе, о человеке Ленине, дни которого сочтены. Думал, что оставляет жену одну. Вспоминал Инессу Арманд…»2. Известно, что «Ильич» в тот момент находился в весьма плачевном состоянии, Алданов подчеркивает – «дни сочтены», но, тем не менее, вспоминает Инессу. Стало быть, она оставила  в его жизни неизгладимый след.

 Алданов иронично относится  к вождю мирового пролетариата. В этом отношении характерен эпизод, где писатель изображает Ленина больным. В болезни человек становится жалким и немощным.  «И врачам и сотрудникам и ему самому стало ясно, что дело идет к концу. Отнялась вся правая часть тела. Пришлось допустить сиделок». Человек, совершивший величайшую в истории России революции падает духом. Подумывает о самоубийстве, просит у своих соратников яду: «…Ленин, уже впав в полуживотное состояние, видя это при проблесках сознания, действительно просил товарищей, гораздо более ему близких, доставить ему яд»3. При этом Алданов  использует глаголы прошедшего времени, что показывает Ленина, лишенного былого величия: «Вождя больше не было. Ленин был всемогущ, перед ним склонялись беспрекословно, почти безропотно: Ильич! Его и прежде некоторые считали гением»4. Важным является эпизод, когда Ленин теряет речь и Крупская заново учит его произносить слово, ставшее смыслом его жизни, слово, изменившее судьбы миллионов: «Ре-во… Так, так, во. Правильно!.. лю… Совершенно правильно!.. люция… Ну, да, революция!»5. Некогда великий человек стал почти беспомощным, как ребенок.

Алданов показал Ленина такого, каким он видел его в жизни, не таким, каким навязывали нам его  авторы учебников и биографий. Именно такой иронический взгляд на великих  людей помогает целостно воспринимать историческую личность, раскрывает ее с совершенно иной стороны.

Таким образом, размышляя о роли личности в истории Алданов спорит с двумя основными концепциями историософии и подходит к их синтезу. С одной стороны, он близок к  позиции Л.Н. Толстого, который  не признает решающей роли в истории. С другой стороны, писателю далека концепция «истории без человека». В своих романах Алданов говорит о том, что важен выбор каждого человека, что именно этот выбор может изменить ход событий.

1 Самоубийство: [роман] / Марк  Александрович Алданов, - М.: АСТ: МОСКВА: Транзиткнига, 2006, - 314, [192] c.

2 Самоубийство: [роман] / Марк  Александрович Алданов, - М.: АСТ: МОСКВА: Транзиткнига, 2006, - 314, [???] c.

3

4 Самоубийство: [роман] / Марк  Александрович Алданов, - М.: АСТ: МОСКВА: Транзиткнига, 2006, - 314, [???] c.

5   Самоубийство: [роман] / Марк  Александрович Алданов, - М.: АСТ: МОСКВА: Транзиткнига, 2006, - 314, [314] c.


Информация о работе М. Алданов о роли личности в истории