Личность в истории: Ломоносов М.В

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:49, реферат

Краткое описание

Великий русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов оказал огромное влияние на развитие науки и культуры России. Он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создавший грандиозные мозаичные панно, и автор первого учебника древней истории России, картограф, географ, геолог, и один из выдающихся естествоиспытателей своего времени. Ломоносов известен и как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, и, конечно же, один из создателей первого в стране университета. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины.

Файлы: 1 файл

VVEDENIE.docx

— 41.91 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Великий русский ученый-энциклопедист  Михаил Васильевич Ломоносов оказал огромное влияние на развитие науки  и культуры России. Он и поэт, который  открыл новые способы стихосложения, и художник, создавший грандиозные  мозаичные панно, и автор первого  учебника древней истории России, картограф, географ, геолог, и один из выдающихся естествоиспытателей своего времени. Ломоносов известен и  как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, и, конечно же, один из создателей первого в стране университета. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.

  1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Михаил Васильевич Ломоносов  родился 8(19) ноября 1711г. родился в  деревне Мишанинской возле Холмогор (Архангельской губернии) в семье крестьянина-помора.

Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на его интересы и  стремления. Он гордился своим поморским  происхождением. Разнообразная природа севера , богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. С большим уважением он относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь.

Ранней весной отец  брал Михаила с собой в море. Много необычного западало в душу мальчика, когда он находился в море. Его привлекали просторы, бушующие волны морской стихии, плавные движения ледяных глыб. Поражало воображение и небо, на котором расходились, словно от пожара, яркие полосы. Все это вызывало восторг Ломоносова, развивало любознательность. Жизнь познавалась в её заманчивой красоте и трудностях. Живые наблюдения, накопленные в детстве, позже, повлияют на научные открытия, отразятся в художественном творчестве Ломоносова. Богатство жизненных впечатлений усиливало природную тягу к знаниям.

На 12 году жизни он стал обучаться  грамоте у местного дьяка Семена Никитича Сабельникова, который научил его читать и писать. Однако самыми важными книгами для него стали «Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он брал у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. Впоследствии, он назвал эти книги «вратами» своей учености. Михаил в очень короткое время уяснил все премудрости грамматики и арифметики, стал разбираться в рифмах, в способах сложения стихов, и сразу же применял свои умения в деле. Он превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника. Будучи лучшим чтецом деревни, пристрастился читать в местной церкви во время богослужения псалмы и каноны. Он читал так хорошо, что товарищи, испытывая сильную зависть, частенько поколачивали Михаила, дабы слишком «не заносился» в своем бесспорном первенстве. Ломоносов читал в церкви житие святых, написанные трудным языком, а когда заканчивал, то пересказывал наиболее интересные эпизоды местным прихожанам. Пересказывал сокращенно и с комментариями. Способность Михаила растолковывать непростой смысл церковных писаний предвосхищает страсть будущего ученого к объяснению сложных явлений природы и человеческой жизни в яркой и доступной форме. Есть факты, показывающие склонность Ломоносова к широкому философскому восприятию мира, интерес к фольклору, хорошее знание церковных текстов, где отразился богатый опыт человечества.

Когда Ломоносову не было и 10 лет, умерла его мать. В доме не хватало женской руки, у отца не было времени заниматься хозяйством, поэтому он женился вторично на Феодоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней волости. Однако, со своей второй женой он прожил недолго: летом 1724 года она умерла. Отец был вынужден жениться в третий раз. С новой женой отца у Ломоносова отношения не складывались. Она была злой и завистливой женщиной, которая настраивала мужа против Михаила и пыталась всячески вызвать гнев в Василии Дорофеевиче, представляя, что его сын попусту сидит за книгами. Поэтому Ломоносову часто приходилось читать и учиться в уединенных и пустых местах, и терпеть голод и стужу. Как крестьянскому сыну, ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.

  1. НАЧАЛО ПУТИ

Итак, несокрушимая воля и  охота к знанию, заставили М.В. Ломоносова в возрасте 19 лет покинуть родительский дом. Задуманный план осуществить  было непросто, во-первых, предстояло разжиться  паспортом, иначе, в первом же населенном пункте центральной России его схватили бы, как беглого крестьянина. Но для  получения паспорта требовалось  расположить к себе волостное начальство.

Все эти препятствия Ломоносову удалось миновать сравнительно благополучно. Холмогорские власти отпустили его 7 декабря 1730 года, правда, только до сентября месяца 1731 года. 9 декабря ему оформили паспорт, и 10-11 декабря, в стужу, юноша  отправился в дальний путь, с занятыми у соседа тремя рублями в кармане, имея на руках лишь небольшой узелок со связкой книг по грамматике и арифметике. Впереди была Москва, которую Ломоносов мог представить по скупым рассказам бывалых поморских людей. Однако преодолеть расстояние более тысячи верст в одиночку, пешком в зимнее время - дело рискованное. Ломоносов упросил проезжавшего мимо приказчика, чтобы он взял его с собой, и через три недели, в начале января 1731 года, вместе с рыбным обозом, прибыл в столицу Российского государства.

С жильем в Москве ему  помогли земляки, и Ломоносов  подает прошение о зачислении его  в Славяно-греко-латинскую академию, в которой обучались дети священников. Ввиду того, что случился недобор, ректор этого заведения разрешил взять разночинцев, но не крестьян. Поэтому Михаил Ломоносов вынужден был скрыть свое происхождение, назвав себя сыном Холмогорского дворянина. Таким образом, его приняли. 

В год поступления Ломоносова в Академию там было 236 человек. Прохождение  полного курса было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8 классов, или на 8 школ, как тогда  говорили, которые включали в себя 4 низших класса, 2 средних и 3 высоких. Несмотря на то, что Ломоносов умел читать и писать, знал грамматику, он был определен в первый класс, так как совершенно не знал латинского языка, которому обучали с первого  класса академии. Большая разница  в возрасте принесла ему немало горечи и обид от одноклассников.

Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской  академии с небольшим перерывом  до конца 1735 года (в это время он был на предпоследнем, двенадцатом  курсе). Однако вместо положенных тринадцати лет, он провел в академии только пять. Знания давались Ломоносову легко. Он выучил латинский и греческий  языки, много занимался арифметикой, географией, историей, литературой, читал  книги на славянском языке. Его интерес к науке с каждым годом рос.

Надо отметить, что жизнь  Михаила Ломоносова была все эти  годы тяжелой. Ученикам первых шести  классов выдавалось «на все про  все» по три копейки в день, а  в старших классах – лишь немного  больше. Обучение в основном велось на низком уровне. Так, астрономия излагалась с позиций Птолемея, хотя уже давно  широкое распространение получили взгляды Коперника.  
          В самом конце 1735 года 24-х летний Ломоносов в числе двадцати наиболее способных учеников был направлен для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Главными задачами академии в то время было проведение научных исследований (в основном по математике, физике и гуманитарным наукам) и подготовка отечественных ученых.

В первые дни в Петербурге московские воспитанники не имели ни жилья, ни денег на питание. Только в  середине января им разрешили жить в покоях при Академии наук. И  с конца марта 1736 года Ломоносов  и остальные воспитанники поселились на первой линии Васильевского острова.

В академии на этот раз Ломоносову пришлось пробыть не долго, менее  года. По договоренности между Петербургской  академией наук и немецкими учеными-горняками  во второй половине 1736 года в Германию выехала небольшая группа молодых  ученых в составе трех человек, среди  которых был Ломоносов. В их задачу входило изучение металлургии и горного дела.

Около 5 лет провел Ломоносов  в Германии. Первые три года он был  студентом известного университета, основанного в 1526 году, в небольшом  немецком городе Марбурге. Менее чем  за год Ломоносов хорошо освоил немецкий и французский языки, которые  он до этого не знал. В то же время  Ломоносов посещал лекции по математике, механике, физике, гидравлике, архитектуре, философии, праву, психологии и другим наукам. Лекции читал известный ученый-энциклопедист, почетный член Петербургской академии наук Христиан Вольф. Более того, Ломоносов  слушал курс теоретической химии, читал  современную немецкую художественную литературу, сочинения по риторике французских филологов, слушал лекции по римскому красноречию. Он изучал «Избранные речи» Цицерона, сочинения Овидия, Виргилия, Снеки, занимался вопросами стихосложения, пробовал писать стихи.

В 1739 году Михаил Ломоносов  успешно закончил Марбургский университет.

Летом 1739 года Ломоносов  и два его товарища прибыли  в горнозаводской саксонский город  Фрейбург, чтобы изучать непосредственно  металлургию и горное дело, а также  практическую химию. Время, проведенное  во Фрейбурге, было очень полезным для  Ломоносова. Студенты посещали рудники, металлургические заводы. Во время  таких посещений давались квалифицированные  объяснения. Большое впечатление произвела на Ломоносова Фрейбургская химическая лаборатория, в которой проводились нужные для практики химические анализы, научные исследования и опытные учебные работы. Возможно, что именно здесь Ломоносов оценил важность эксперимента в науке и по возвращении в Россию затратил много усилий для создания химической лаборатории в Петербургской академии наук.

Будучи в Германии, Михаил Ломоносов жил на квартире. Там  он познакомился с дочерью хозяйки  Елизаветой-Христиной Цильх, женился ней, и у них родилась дочь. Брак с Елизаветой был заключен в 1740 году и долгое время скрывался. В 1743 году, когда его положение станет более прочным и обеспеченным, она с дочерью приедет из Германии в Петербург.

С помощью русского посланника в июне 1741 г. М. В. Ломоносов, наконец, вернулся, в Россию, в Петербург. Начался петербургский период жизни, длившийся до его кончины. В эти  годы развернулась его поразительно разнообразная и неуёмная деятельность.

  1. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В  его работах получили освещение  вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии.

В начале 1748 года Ломоносов  добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории  при Академии наук. В лаборатории  Михаил Васильевич проработал более  десяти лет. В этот период  Ломоносовым было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярно-кинетическую теорию, высказал закон сохранения вещества и движения. В 1744-1748 гг. Ломоносов особенно интенсивно разрабатывал в разных направлениях выдвинутую им гипотезу о связи между свойствами атомов, свойствами тел и всеми физическими явлениями. К этому периоду относятся также некоторые исследования о важнейших физических свойствах тел вообще, главным образом тепловых явлений и газообразного состояния тел, работы о химических растворах и другие химические исследования, работы по усовершенствованию оптических инструментов и др. В 1742 Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745 проводил химические анализы солей, руд и других пород, присылаемых в академию из разных учреждений. В июне 1746 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке (в Академии наук). Тогда же Ломоносовым были написаны несколько торжественных и духовных од, стихотворения, переложения псалмов, работа по риторике и др.

Проявляя большую заботу о распространении просвещения  в России, Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям  народа. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет. Ломоносову удалось  провести свой план организации демократического  университета, открытого для всех лиц, способных к наукам. Прогрессивный  характер выработанной Ломоносовым  программы обучения в университете выражался, в частности, в отсутствии в ней такого предмета, как богословие. Ломоносову принадлежит большая  заслуга в том, что Московский университет стал центром передовой  научной, атеистической и демократической  мысли России 18 века.

В последний период своей  деятельности Ломоносов завершил важнейшие  работы по металлургии, горному делу и геологии, провёл исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя издавна намеченный им широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших  трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка. Создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное значение.

  1. ИСЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

В своих философских воззрениях Ломоносов преодолевал метафизическую ограниченность материализма его времени. Об этом свидетельствуют разрабатывавшаяся  им теория развития природы, идея единства и неразрывности законов сохранения вещества и движения. Материализм  Ломоносова был активным, воинствующим. Он боролся против идеализма философии  Лейбница, его учения о непротяжённых, нематериальных сущностях – монадах; вместе с Л. Эйлером выступал против мистического ньютонского дальнодействия через пустоту, отрицая существование сил как нематериальных начал. Ломоносов был решительным сторонником освобождения науки от влияния религии и считал, что одним из основных препятствий для развития науки является зависимость её от религии, от церкви. Научная идея изменчивости мира была оружием Ломоносова в борьбе против идеализма. Он видел связь между представлением о неизменяемости природы и мифом о сотворении мира Богом и резко критиковал сторонников этого идеалистического учения. Ломоносов вошёл в историю русской культуры как автор ярких антицерковных выступлений. В стихотворении “Гимн бороде” (1757) Ломоносов зло высмеял духовенство, выступающее против передовой науки и особенно против учения о движении Земли вокруг Солнца.

Информация о работе Личность в истории: Ломоносов М.В