Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:40, реферат
История казачества неотделима от истории России, на протяжении многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи государства Российского. Казаки были не только воинами, но и рачительными хозяевами, они пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей.
В последнее время тема казачества приобрела широкое общественно- политическое значение, и это вполне понятно: возрождается Россия, возрождается казачество и его составляющие.
Казачество России, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории страны на протяжении пяти столетий. Каждое из войск, в него входящих, имеет свое славное историческое прошлое, которым по праву может гордиться.
Введение 3
1. Структура и характерные черты русского казачества 4
2. Роль казачества в русской истории 11
Заключение 16
Литература 17
Введение 3
1. Структура и характерные черты русского казачества 4
2. Роль казачества в русской истории 11
Заключение 16
Литература 17
История казачества неотделима от истории России, на протяжении многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи государства Российского. Казаки были не только воинами, но и рачительными хозяевами, они пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей.
В последнее время тема казачества приобрела широкое общественно- политическое значение, и это вполне понятно: возрождается Россия, возрождается казачество и его составляющие.
Казачество России, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории страны на протяжении пяти столетий. Каждое из войск, в него входящих, имеет свое славное историческое прошлое, которым по праву может гордиться.
В
XXI веке многие ученые, политики, эксперты
говорят об истории и возрождении российского
казачества. Проблемам казачества уделяется
все больше и больше внимания. Они становятся
более актуальными для нынешнего поколения,
ученые-историки и писатели на протяжении
последнего десятилетия исследуют историю,
культуру, одним словом, то, что неразрывно
связано с российским казачеством.
Уникальность
российского казачества обуславливается
уникальностью исторического
Причем современники прекрасно осознавали неизбежность исчезновения казачества по мере продвижения российских границ и превращения казачьих областей во внутренние территории. Например, при переселении черноморских казаков на Кубань правительство особо не вмешивалось во внутреннее устройство, порядок жизни. Несмотря на появление в 1802 г. «Положения об управлении Черноморией», а в 1842 г. «Положения о Черноморском казачьем войске», действительное влияние Кавказской администрации на внутреннюю жизнь черноморских казаков было крайне невелико, не говоря о центральных властях. Черноморцы и линейцы выполняли важнейшую задачу по завоеванию и закреплению за Россией Северо-Западного Кавказа.
Геополитическое положение России: огромные пространства, наличие слабо или вовсе не заселенных окраин - все это способствовало формированию специфически российского феномена - казачества.
Казачество - одно из течений колонизации, и по этой причине вычленить его из общего колонизационного потока весьма трудно. Так, украинское казачество группировалось вокруг южных «украинных» городских общин, подобно форпостам, выдвинутым в степь, и называлось даже по имени этих городов - казаки каневские, черкасские, белоцерковские и т.д.
Что касается донских казаков, то они именовались городовыми и станичными казаками и по своему положению мало чем отличались от стрельцов, пушкарей и т.д.
По
мере того как казаки уходили все
дальше в степь, разрозненные казацкие
ватаги сбивались в более крупные
сообщества. Так возникли Запорожская
Сечь (от названия укрепления, сооружавшегося
из подручных средств) и Войско Донское.
Между этими казацкими
Но общественно-политическое устройство ранних казачьих сообществ было идентичным. Высшую власть осуществлял «круг» - собрание полноправных казаков - воинов «всей реки». Круг, как и древнерусское вече, решал все проблемы жизнедеятельности казацких социальных организмов: занимался дележом добычи, судопроизводством, отправлял посольства, решал вопросы войны и мира и т.д. Исполнительную власть осуществлял «войсковой атаман». Он избирался кругом и мог быть им смещен. Атаман в своей деятельности опирался на «атаманскую станицу» - подобие древнерусской дружины.
Перешло
в казацкие сообщества и характерное
для Древней Руси десятичное деление:
войско делилось на станицы - отряды примерно
в 100 человек, станицы же делились на
десятки. Управление в «пригородах»
строилось по тому же принципу - там
были свои круги, свои атаманы и есаулы.
Как и древнерусское ополчение
(«вои»), казацкое войско - вооруженный
народ. Казаки заимствовали, продолжили
и развили древнерусские
Сохранение прежних древнерусских общинных традиций мы можем проследить и по религиозной линии. Казацкие сообщества были своего рода религиозными братствами: как и население древнерусских городов-государств, они сражались не только за православную веру вообще, но и, в частности, за «св. Софию», или за «Пречистую», так же как и в древнерусских и севернорусских общинах священников избирали куренные (станичные) общества, а избранных утверждала войсковая канцелярия.
Вся
казацкая земля находилась в общинной
собственности, и лишь то, что было
построено самим казаком на войсковой
земле, составляло частную собственность.
Описание черт сходства между казацкими
сообществами и древнерусскими общинами
можно было бы продолжить. Это сходство
не раз бросалось в глаза
Другая особенность казацких сообществ - их государственный статус. Казаки долго сохраняли политическую самостоятельность, а до середины XVII в. и внешняя сторона сношений русского правительства с казаками имела формы, характерные для отношений между самостоятельными государствами: в Москве казачьими делами ведает Посольский приказ. Такой знающий ситуацию современник, как Г. Котошихин, говорит, что прибывающие на Дон царские посланники должны были являться в казачий круг и от имени государя осведомляться о «здоровье» войска. Когда казаки приезжают в Москву, то «им честь... такова, как чюжеземным нарочитым людем».
В отношениях с внешним миром казаки руководствовались в первую очередь собственными интересами, которые не всегда совпадали с интересами московской дипломатии. Запорожские казаки установили самостоятельные и довольно тесные контакты с московским правительством, отнюдь не консультируясь по этому поводу с поляками. С русским правительством запорожцы советовались в 1594 г., когда Габсбурги предложили Запорожскому войску пойти на австрийскую службу и воевать с османами. Казацкие войска устанавливали тесные связи и между собой, тем более что разделение казачества по рекам было достаточно условно.
Главным
фактором консолидации казачьих групп
выступал военно-промысловый
В
быту большой казачьей семьи имели
распространение домостроевские патриархальные
нравы, которые укреплялись сословной
обособленностью казачества. Эти
факторы самым непосредственным
образом связаны с
Казачий социум поощрял такие качества, как честность, отвага и удаль, добродетель, умение хозяйствовать и содержать семью в достатке, трудолюбие и почтение к старшим. Эти качества одновременно являлись соционормативами, поддерживались как на уровне семьи, так и на уровне станичного общества.
Следует
признать, что существовали и такие
явления в казачьей среде, как
прелюбодеяние, лень, грубость и неумеренное
употребление алкоголя. Однако эти
качества и деяния подвергались осуждению
и существовали регуляторы, позволяющие
привлечь «провинившихся» к
В казачьих войсках воспитание подрастающего поколения было под строгим контролем всего общества. Данная особенность – общественный контроль и большое значение общественных соционормативов играли важную роль в казачьем обществе.
Военно-патриотическое
воспитание было направлено на подготовку
будущих казаков-воинов, которые
должны иметь высокую боевую выучку
и чувство патриотизма –
Специфический уклад жизни казаков налагал отпечаток и на отношение в казачьей среде к женщине, на воспитание девочек. Женщины в казачестве пользовались уважением и служили примером для дочерей, которым передавали покорность и уважение к мужчинам-хозяевам, защитникам.
Казачий социум отличался целостностью и нацеленностью на воспроизводство традиционных установок сознания. Особое место в воспитании казаков занимали ценностные ориентиры, направленные на осознание особого положения и цели жизни казака. Данные установки реализовались на уровне семьи, на уровне общества. Для достижения этой цели использовались как традиционные методы и способы социализации, так и специфические формы: общественный контроль, традиции, праздники.
Основной организационной формой проживания казачества была община. Общинников объединяли производственные интересы, коллективная ответственность перед государством, правосудие, религиозная жизнь, организация досуга, взаимопомощь. Это был важный механизм, отвечающий за устойчивое воспроизводство коллективистских ментальных установок.
Помимо
того, именно в общине сохранялись
демократические институты и
ценности. Казаки прочно держались
веками сложившейся системы войсковых
кругов и рад. Как представляется,
это стремление к сохранению старины
отражало ментальные особенности казачества
как военного сообщества. Общеказачьи
собрания служили для них символом
их свободы и равноправия. Знаменательной
чертой казачьей ментальности было неприятие
тайных процедур голосования, которые
рассматривались как
Сословно-правовой статус казачества определялся, прежде всего, принадлежностью к войсковой организации и ее структурным подразделениям и регулировался в первой половине XIX в. положениями о казачьих войсках, которые, имея целью унификацию прав и обязанностей казаков, придание им некой общей юридической окраски, вместе с тем учитывали специфику региональных казачьих формирований. Казачество отличалось от других сословий более замкнутым характером, относительной изолированностью от других классов и сословий российского общества.
Наличие
корпоративной земельной