Роль казачества в истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:40, реферат

Краткое описание

История казачества неотделима от истории России, на протяжении многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи государства Российского. Казаки были не только воинами, но и рачительными хозяевами, они пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей.
В последнее время тема казачества приобрела широкое общественно- политическое значение, и это вполне понятно: возрождается Россия, возрождается казачество и его составляющие.
Казачество России, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории страны на протяжении пяти столетий. Каждое из войск, в него входящих, имеет свое славное историческое прошлое, которым по праву может гордиться.

Оглавление

Введение 3
1. Структура и характерные черты русского казачества 4
2. Роль казачества в русской истории 11
Заключение 16
Литература 17

Файлы: 1 файл

Роль казачества в России реферат.docx

— 35.79 Кб (Скачать)

      Однако  определенную двойственность в сущности казачества можно наблюдать в  других аспектах. Например, в отношении  к религии – православие являлось официальным атрибутом, однако и  богослужебная практика и нормы  морали в некоторых случаях отличались от принятых в православии. Наряду с  холостыми казаками были и женатые. В финансово-экономическом отношении  среди казаков были и крупные  собственники (паны, домовитые) и нищие (сирома, голытьба). Если говорить о профессии, то война хоть и являлась главным предназначением, но казаки были и умелыми земледельцами. После снятия военной угрозы с юга казачество не слилось с регулярной армией, не образовалось в религиозную конфессию, не стало самостоятельным этносом, но и отличало себя от других групп русского народа.

      Все это говорит о том, что казачество – это, прежде всего, некая духовная общность, где свои традиции, особенный  хозяйственный уклад и менталитет, где и войсковая элита и  рядовое казачество осознавало себя частью единого организма.

      Сознание  особого сословного положения казаков, которое внушалось им в армии, дома, в школе, военизированный быт  казачества, накладывали особый отпечаток  на ментальность казачества. Горделивость, властность, чувство своего превосходства  над неказаками проявлялись во всех сферах жизни. Подчеркивание самими казаками своего отличия от остального населения страны в социально-экономическом  плане становилось явлением все  более заметным и распространенным. В ответе на вопрос об их национальной принадлежности сразу же следовал ответ: «Я не русский, я – казак».

      Можно выделить несколько составляющих сословной  ментальности казачества: воинское начало, идеалы служения отечеству, осознание  своей отличности от других категорий  населения империи. Пограничная  территория создала особый уклад  жизни, породила воинские качества и  особый менталитет, систему ценностей.

      Таким образом, в результате эволюции казачьих общин, составивших основу казачества, сформировалось замкнутое военно-служилое сословие, ментальной особенностью которого было стремление служить отечеству  и центральной власти в борьбе не только с внешними, но и внутренними  врагами.

 

     2. Роль казачества  в русской истории

      Роль  казачества в отношении России и русских в разные периоды была неодинаковой. Характерные черты первого периода (до XVI вв.) взаимоотношений казаков и русских, казачества и России трудно поддаются трактовке, т.к. не было еще единого казачества. Можно только более или менее определенно говорить о неоднозначности и подчиненном характере этой роли. В основном она носила характер:

  • охраны казаками границ Российского государства и этнической территории русских;
  • наемной военной службы казаков русским государям;
  • казачество выполняло роль своеобразного «адсорбента» беспокойных, пассионарных элементов русского народа.

      Второй  период (конец XVI – конец XVIII вв.) взаимоотношений казачества и России с полным основанием можно назвать «смутным». Казаки в это время играли, в основном, роль смутьянов. Они активно вмешиваются в устои и ход русской жизни, заявляют свои права на «место под «русским» солнцем». (И. Болотников, И. Заруцкий, И. Лукьянов, С. Разин, К. Булавин, Е. Пугачев). Самоощущение казаков в этот период явно двойственное: с одной стороны, они воспринимают себя как относительно внешнюю силу, с другой стороны – «не чувствовали бы себя русскими, не ходили бы на Москву стоять за волю, за веру и за государя-батюшку».

      Периодом  борьбы по принципу «кто-кого» является третий период (начало XVIII – первая половина XIX вв.). Он характерен чередованием разгромов казачьей вольницы русскими регулярными войсками с подкупом и привлечением казаков на государеву службу. Как важный элемент российской государственной политики такая тактика существовала и раньше, но лишь теперь вышла на первый план.

      Четвертый период (вторая половина XIX – начало XX вв.) – это период «вольной» службы, когда Российское государство создает (и создало) из казаков военно-служилое полупривилегированное сословие. Сами казаки ощущают себя верноподданными, «наихристианнейшими паладинами», «щитом Европы». В фольклорной памяти казаков это время счастливого «светлого прошлого», рай земной, к которому необходимо вернуться.

      Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его  от набегов степных орд. Казаки принимали  также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки  отдельным Войскам подарков, денежного  жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как  с иностранным государством. Часто  русским властям было выгодно  представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими  сообществами, постоянно нападавшими  на турецкие владения, что часто  шло вразрез с русскими внешнеполитическими  интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и  Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области.

      Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к  себе все новых предприимчивых и  смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении XVII-XVIII веков казачество шло в авангарде  мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний —  Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян  Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени  в начале XVII века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть  его военных отрядов.  

      Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие  в стане самых разных сил: в  1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в XVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства.

      Но  в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как  военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы  закрепить верность российскому  престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу XVII века принятия присяги всеми Войсками (последнее  Войско Донское — в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в  российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические  права и завоевания. 

      Казачество  на протяжении веков являлось универсальным  родом вооруженных сил. Про казаков  говорили, что они рождались в  седле. Во все времена они считались  великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали  казачью конницу как лучшую в  мире легкую кавалерию. Воинская слава  казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. 

      Особенно  отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным  атаманом М.И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных  походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали  удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVII-XVIII веков, они участвовали в  покорении Кавказа, завоевании Средней  Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.

      Успехи  казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических  приемов: лава (охват противника в  рассыпном строю), оригинальная система  разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков  казачьи «обороты» оказывались  особенно эффективны и неожиданны при  столкновениях с армиями европейских  государств. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» —  гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и  верховой лошадью. За подготовку и несение  воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид  самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно  взаимосвязаны и в конечном итоге  обеспечивали стабильное существование  казачества в качестве грозной боевой силы.  

      От  участия в народных волнениях  к роли опоры государства, от вольных  набегов к регулярной службе - казачество прошло сложный путь, выполняя различные  социальные функции на каждом этапе  своей истории. Процессы внутренней эволюции казачества, его трансформации  в военно-служилое сословие все чаще попадают в поле зрения исследователей. Разрабатываются различные периодизации истории казачества. Следует отметить, что этнические и сословные границы  часто не совпадают. Основу казачества составляло восточнославянское население, прежде всего русские и украинцы. Но нередко в его состав входили  и представители народов Кавказа, Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока: башкиры, горцы, казахи, калмыки и  другие. В ряде войск они образовывали отдельные этнические группы, сохранявшие  свою самобытность, язык, верования, культуру. С другой стороны, в казаки записывались выходцы из других сословий - крестьяне, мещане, бывшие солдаты.

      В зависимости от политической конъюнктуры  российское правительство оказывало  покровительство или препятствовало данным процессам. Поэтому казачьи  войска складывались по-разному и  в различных условиях. Наряду с  образовавшимися естественным путем  донским или запорожским казачеством  существовали войска, искусственно созданные  правительством для охраны южных  и восточных границ государства. Разумеется, различные группы казачества никогда не были полностью идентичны. Сходство всех казаков определялось общностью их происхождения, социального  положения, бытового уклада. Региональные особенности складывались под воздействием конкретных исторических и географических факторов, периода формирования войска, климата, отношений с соседями и  других обстоятельств.

      Таким образом, казачество играло огромную роль в истории Российского государства  на протяжении всего периода своего существования.

 

     Заключение

      В результате эволюции казачьих общин, составивших  основу казачества, сформировалось замкнутое  военно-служилое сословие, ментальной особенностью которого было стремление служить отечеству и центральной  власти в борьбе не только с внешними, но и внутренними врагами. Сословное  самосознание и самовыражение основывалось на гордости за принадлежность к военному сословию и пренебрежительном отношении  к неказакам. Однако, несмотря на корпоративную  замкнутость, казачество не отрывалось от общего процесса модернизации российского  общества.

      Казачество  играло огромную роль в истории Российского  государства на протяжении всего  периода своего существования. При  этом роль казачества трансформировалась на протяжении нескольких веков: на первых порах казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Позднее вольное русское казачество и служилые казаки принимали активное участие в первом ополчении 1611 г, на соборе 1613г. именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова.

      Воинская  слава казачества укрепилась на полях  сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799 г., особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVII-XVIII веков, они участвовали в покорении  Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. В ХХ веке казачьи войска принимали активное участие в Первой мировой, гражданской  и Великой отечественной войне.

 

     Литература

  1. Алмазов Б.А. Военная история казачества. –  М., 2008.
  2. Броневский С.М. История Донского войска, ч. 1. Ростов н/Д., 2008.
  3. Галушко Ю. Казачьи Войска России. М., 2008.
  4. Глущенко В.В. Казачество в структуре государственности и политической истории России. СПб., 2009.
  5. Гордеев А.А. История казачества. М., 2008.
  6. Караулов М.А. Терское казачество. – М., 2008.
  7. Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Ростов-на-Дону, 2007.
  8. Попко И.Д. Черноморские казаки. Краснодар, 2009.
  9. Потто В.А. Два века Терского казачества. Владикавказ, 2009.
  10. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М., 2010.
  11. Сопов А.В. Место и роль казачества в формировании русской нации и Российского государства. М., 2009.
  12. Сопов А.В. Становление казачества // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. Майкоп, 2010.
  13. Толмачев С.М. Казачество – в прошлом и настоящем // Время.  2007. №1.
  14. Шамбаров В.Е. Казачество. История вольной Руси. М., 2008.
  15. Щербина Ф.А. Кубанское Казачье Войско. Краснодар, 2009.

Информация о работе Роль казачества в истории России