Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:40, реферат
История казачества неотделима от истории России, на протяжении многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи государства Российского. Казаки были не только воинами, но и рачительными хозяевами, они пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей.
В последнее время тема казачества приобрела широкое общественно- политическое значение, и это вполне понятно: возрождается Россия, возрождается казачество и его составляющие.
Казачество России, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории страны на протяжении пяти столетий. Каждое из войск, в него входящих, имеет свое славное историческое прошлое, которым по праву может гордиться.
Введение 3
1. Структура и характерные черты русского казачества 4
2. Роль казачества в русской истории 11
Заключение 16
Литература 17
Однако
определенную двойственность в сущности
казачества можно наблюдать в
других аспектах. Например, в отношении
к религии – православие
Все
это говорит о том, что казачество
– это, прежде всего, некая духовная
общность, где свои традиции, особенный
хозяйственный уклад и
Сознание особого сословного положения казаков, которое внушалось им в армии, дома, в школе, военизированный быт казачества, накладывали особый отпечаток на ментальность казачества. Горделивость, властность, чувство своего превосходства над неказаками проявлялись во всех сферах жизни. Подчеркивание самими казаками своего отличия от остального населения страны в социально-экономическом плане становилось явлением все более заметным и распространенным. В ответе на вопрос об их национальной принадлежности сразу же следовал ответ: «Я не русский, я – казак».
Можно выделить несколько составляющих сословной ментальности казачества: воинское начало, идеалы служения отечеству, осознание своей отличности от других категорий населения империи. Пограничная территория создала особый уклад жизни, породила воинские качества и особый менталитет, систему ценностей.
Таким образом, в результате эволюции казачьих общин, составивших основу казачества, сформировалось замкнутое военно-служилое сословие, ментальной особенностью которого было стремление служить отечеству и центральной власти в борьбе не только с внешними, но и внутренними врагами.
Роль казачества в отношении России и русских в разные периоды была неодинаковой. Характерные черты первого периода (до XVI вв.) взаимоотношений казаков и русских, казачества и России трудно поддаются трактовке, т.к. не было еще единого казачества. Можно только более или менее определенно говорить о неоднозначности и подчиненном характере этой роли. В основном она носила характер:
Второй период (конец XVI – конец XVIII вв.) взаимоотношений казачества и России с полным основанием можно назвать «смутным». Казаки в это время играли, в основном, роль смутьянов. Они активно вмешиваются в устои и ход русской жизни, заявляют свои права на «место под «русским» солнцем». (И. Болотников, И. Заруцкий, И. Лукьянов, С. Разин, К. Булавин, Е. Пугачев). Самоощущение казаков в этот период явно двойственное: с одной стороны, они воспринимают себя как относительно внешнюю силу, с другой стороны – «не чувствовали бы себя русскими, не ходили бы на Москву стоять за волю, за веру и за государя-батюшку».
Периодом борьбы по принципу «кто-кого» является третий период (начало XVIII – первая половина XIX вв.). Он характерен чередованием разгромов казачьей вольницы русскими регулярными войсками с подкупом и привлечением казаков на государеву службу. Как важный элемент российской государственной политики такая тактика существовала и раньше, но лишь теперь вышла на первый план.
Четвертый период (вторая половина XIX – начало XX вв.) – это период «вольной» службы, когда Российское государство создает (и создало) из казаков военно-служилое полупривилегированное сословие. Сами казаки ощущают себя верноподданными, «наихристианнейшими паладинами», «щитом Европы». В фольклорной памяти казаков это время счастливого «светлого прошлого», рай земной, к которому необходимо вернуться.
Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области.
Демократические
порядки (все равны, ни властей, ни налогов)
стали магнитом, притягивавшим к
себе все новых предприимчивых и
смелых людей из русских земель.
Опасения России оказались отнюдь не
беспочвенны — на протяжении XVII-XVIII
веков казачество шло в авангарде
мощных антиправительственных
Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в XVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства.
Но
в целом российский трон, учитывая
важнейшие функции казачества как
военной силы в пограничных районах,
проявляло долготерпение и
Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799.
Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVII-XVIII веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.
Успехи
казачьей конницы объяснялись умелым
применением в боях нерегламентированных
никакими уставами дедовских тактических
приемов: лава (охват противника в
рассыпном строю), оригинальная система
разведочной и сторожевой службы
и др. Эти унаследованные от степняков
казачьи «обороты» оказывались
особенно эффективны и неожиданны при
столкновениях с армиями
От
участия в народных волнениях
к роли опоры государства, от вольных
набегов к регулярной службе - казачество
прошло сложный путь, выполняя различные
социальные функции на каждом этапе
своей истории. Процессы внутренней
эволюции казачества, его трансформации
в военно-служилое сословие все чаще
попадают в поле зрения исследователей.
Разрабатываются различные
В
зависимости от политической конъюнктуры
российское правительство оказывало
покровительство или
Таким
образом, казачество играло огромную роль
в истории Российского
В
результате эволюции казачьих общин, составивших
основу казачества, сформировалось замкнутое
военно-служилое сословие, ментальной
особенностью которого было стремление
служить отечеству и
Казачество играло огромную роль в истории Российского государства на протяжении всего периода своего существования. При этом роль казачества трансформировалась на протяжении нескольких веков: на первых порах казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Позднее вольное русское казачество и служилые казаки принимали активное участие в первом ополчении 1611 г, на соборе 1613г. именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова.
Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799 г., особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVII-XVIII веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. В ХХ веке казачьи войска принимали активное участие в Первой мировой, гражданской и Великой отечественной войне.