Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:43, контрольная работа
Противоречия и трудности развития СССР в 1964-1985 гг.
Нарастание консервативных тенденций в механизме управления страной и обществом в середине 60-х – сер. 80-х гг. Неудача экономической реформы 1965 года. Застой в экономическом развитии страны. Стагнационные явления общественно-политической жизни. Достижение военно-стратегического ядерного паритета СССР и США. Начало полосы разрядки международной напряженности в 70-е годы.
Контрольное аналитическое задание
Прочтите отрывок из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилений производства» от 4 октября 1965 г» и укажите, в чем состояла противоречивость, непоследовательность реформирования хозяйства:
«Повышение роли экономических методов в плановом руководстве промышленным производством и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе дальнейшего совершенствования централизованного планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда».
Контрольный теоретический вопрос ........................................................
3
Контрольное аналитическое задание.........................................................
11
Список литературы .....................................................................................
13
Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Истории экономики, политики и культуры
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История России»
с использованием компьютерной обучающей программы
Вариант № 24
Москва – 2012
План работы
Стр.
Контрольный теоретический вопрос .............................. |
3 |
Контрольные тестовые задания ...................... |
10 |
Контрольное аналитическое
задание....................... |
11 |
Список литературы .............................. |
13 |
Противоречия и трудности
Нарастание консервативных тенденций в механизме управления страной и обществом в середине 60-х – сер. 80-х гг. Неудача экономической реформы 1965 года. Застой в экономическом развитии страны. Стагнационные явления общественно-политической жизни. Достижение военно-стратегического ядерного паритета СССР и США. Начало полосы разрядки международной напряженности в 70-е годы.
Ответ:
Ядро новой правящей элиты составили Л.И. Брежнев (первый, а с 1966 г. генеральный секретарь ЦК КПСС), А.Н. Косыгин (председатель Совета Министров), М.А. Суслов (секретарь ЦК КПСС по идеологии). Под их руководством, при усилении идеологического давления, стала проводиться хозяйственная реформа 1965 г., задуманная еще при Н.С. Хрущеве. Реформа началась с ликвидации совнархозов и восстановления центральных отраслевых министерств. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. поборником реформ в сельском хозяйстве выступил Л. И. Брежнев. Он предложил увеличить капиталовложения в сельское хозяйство с одновременным стимулированием производительности труда. Фактически это была попытка интенсификации сельского хозяйства. Аграрный сектор советской экономики должен был получить дополнительное количество машин, удобрений и электроэнергии. Общая сумма капиталовложений в сельское хозяйство в 1966-1980 гг. составила. 383 млрд. рублей, что превышало более чем в три раза все предыдущие инвестиции в аграрный сектор. Была принята новая долгосрочная система планирования производства. С совхозов и колхозов списывались долги, повышались закупочные цены и устанавливались надбавки до 50% за сверхплановую продажу продукции государству, а также за ее качество. За 1965-1977 гг. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию возросли примерно в полтора раза почти без изменения розничных цен. С 1965 г. менялась система кредитования колхозов, получавших возможность прямого банковского кредитования в отличие от прежней системы кредитов через заготовительные организации. Однако жесткая централизация и планирование сверху положили конец этим тенденциям и привели к вытеснению хозрасчета. Командная экономика осталась без изменений. Параллельно с преобразованиями в сельском хозяйстве развивалась реформа промышленности. Активную роль в ее разработке и осуществлении сыграл А. Н. Косыгин. Начало преобразованиям положил сентябрьский пленум ЦК КПСС 1965 г.. Решения пленума определяли три главных направления реформы: изменение плановых показателей и отчетности, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах их труда.
Число плановых показателей для предприятий снижалось с 30 до 9. В дополнение к валовому показателю (т. е. стоимости произведенной продукции), определяющему ранее эффективность производства, вводился отчетный показатель стоимости реализованной продукции. Предприятие теперь было заинтересовано не только произвести, но и продать продукцию. При этом показатель рентабельности предприятия исчислялся как отношение прибыли к сумме основных фондов и оборотных средств. Провозглашалась недопустимость изменения плана без согласования с предприятием, в свою очередь, само предприятие могло самостоятельно распределять выпуск продукции в рамках заданного плана. Таким образом, предприятие получало относительную производственную самостоятельность в вопросах внутреннего планирования выпуска продукции. Многие позитивные реформы при формальном подходе министерств становились препятствием для развития производства. Примером может служить введение твердой платы за используемые производственные фонды, не пересматривавшейся в зависимости от размера прибыли. Эта мера должна была стимулировать предприятия более эффективно использовать свое оборудование, снижая себестоимость продукции. Вместе с тем министерство финансов требовало вносить плату за все имеющееся (используемое и неиспользуемое) оборудование на момент последней ревизии. Если предприятие избавлялось от ненужного оборудования, оно все равно платило за него до следующей ревизии. В результате за 1965-1985 гг. доля оборудования, заменяемого из-за технологической отсталости и изношенности, сократилась почти в два раза. Серьезные недостатки крылись и в спускаемой сверху норме прибыли. Министерства и предприятия по-прежнему сами определяли цены выпускаемой продукции, искусственно их завышая. Главной причиной постоянных сбоев в экономике оставалась «ведомственность». Не существовало практически никакой серьезной прямой связи между соседними предприятиями и организациями, если они принадлежали разным министерствам. Таким образом, расширение допущенной самостоятельности предприятий плохо сочеталось с усилением административных и экономических полномочий ведомств. Все сильнее давало себя знать отсутствие простора для продвижения вперед.
Окончательно консервативные тенденции одержали верх после ХХV съезда КПСС в марте 1976 г. Как значилось в официальных документах, с этого времени в СССР наступила «эпоха развитого социализма», тесно связанная с правлением Л.И. Брежнева.
Необходимо отметить основные
черты этого периода, который
позже назвали «эпохой застоя».
Характерной чертой
этого периода считают
Негативные явления наблюдались и в общественной жизни. Снижение рождаемости на 25 % и увеличение смертности на 15 % привели к обострению демографической ситуации в стране. Происходил резкий рост городского населения за счет оттока людей из сельских районов (к началу 80-х годов в городах проживало 180 млн. человек). Конституция СССР 1977 г. в статье 6 закрепила главенствующую роль КПСС в политической системе. Стабилизировалась партийная элита – номенклатура, которая превратилась в привилегированную касту. Вместе с тем в обществе нарастало активное сопротивление системе, ширилось диссидентское движение. Свое недовольство всевластием партийного аппарата высказывали представители интеллигенции, верующие люди и некоторые национальные меньшинства.
Внешняя политика брежневской эпохи была более динамичной. Цель советской дипломатии в отношениях с социалистическими странами – устранение угрозы распада военного и экономического союза. В этой связи нужно отметить следующие события: ввод войск пяти стран – участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. с целью подавить либеральное движение; попытки в 1970 и 1980 гг. с помощью введения военного положения остановить рабочее движение в Польше, возглавляемое профсоюзом «Солидарность»; материальная и военная поддержка Северного Вьетнама в американо-вьетнамской войне конца 60-х – первой половины 70-х годов; резкое ухудшение отношений с Китаем, приведшее к пограничным военным конфликтам.
Отношения СССР
со странами Запада в 70-е
годы принято называть
В ноябре 1982 г.
генеральным секретарем стал
Ю.В. Андропов, который занимал
этот пост до 1984 г. Сменивший
его в феврале 1984 г. К.У. Черненко
был совершенно больным
Во внешней
политике этого периода
/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /
I. Какие новые положения были включены в Конституцию 1977 года?
1. Осуждение культа личности Сталина.
2. Положение о руководящей роли КПСС в жизни общества.
3. Введение принципа разделения властей.
4. Построение в СССР развитого социализма.
II. Что было одной из причин неудачи экономической реформы второй половины 1960-х гг.?
1. Отказ от государственного планирования экономического развития.
2. Сопротивление партийно-государственной бюрократии.
3. Децентрализация управления экономикой.
4. Попытки изменить основы советской экономической системы.
Ш. Что из названного относится к итогам проведения политики разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?
1. Принятие резолюции ООН об уничтожении ракетно-ядерного оружия.
2. Прекращение вооруженных конфликтов в мире.
3. Установление сотрудничества блоков ОВД и НАТО.
4. Принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Прочтите отрывок из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилений производства» от 4 октября 1965 г» и укажите, в чем состояла противоречивость, непоследовательность реформирования хозяйства:
«Повышение роли экономических методов в плановом руководстве промышленным производством и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе дальнейшего совершенствования централизованного планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда».
Ответ:
Первоначально реформа была направлена на ослабление централизации хозяйственного управления и усиление экономических (хозрасчетных) рычагов управления. Это выразилось в сокращении числа директивно планируемых показателей, обязательных для выполнения предприятиями. Теперь их оставалось пять: объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. При этом административная обязательность заданий для предприятий сохранялась.