Контрольная работа по "Истории России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 11:43, контрольная работа

Краткое описание

Противоречия и трудности развития СССР в 1964-1985 гг.
Нарастание консервативных тенденций в механизме управления страной и обществом в середине 60-х – сер. 80-х гг. Неудача экономической реформы 1965 года. Застой в экономическом развитии страны. Стагнационные явления общественно-политической жизни. Достижение военно-стратегического ядерного паритета СССР и США. Начало полосы разрядки международной напряженности в 70-е годы.
Контрольное аналитическое задание
Прочтите отрывок из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилений производства» от 4 октября 1965 г» и укажите, в чем состояла противоречивость, непоследовательность реформирования хозяйства:
«Повышение роли экономических методов в плановом руководстве промышленным производством и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе дальнейшего совершенствования централизованного планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда».

Оглавление

Контрольный теоретический вопрос ........................................................
3

Контрольное аналитическое задание.........................................................
11
Список литературы .....................................................................................
13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Вариант 24.doc

— 109.00 Кб (Скачать)


Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра Истории экономики, политики и культуры

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История России»

с использованием компьютерной обучающей программы

 

Вариант № 24

 

 

                                                               Преподаватель:


 

                                                                                Студент 1 курса:


 

                                                                                                                                   (Ф.И.О.)

         


   

                                                                                                                                (факультет)


 

                                                                                                               (№ личного дела, № группы)

 

 

Москва – 2012

 

План работы

Стр.

Контрольный теоретический вопрос ........................................................

3

Контрольные тестовые задания .................................................................

10

Контрольное аналитическое  задание.........................................................

11

Список литературы .....................................................................................

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный теоретический вопрос

Противоречия и трудности развития СССР в 1964-1985 гг.

Нарастание  консервативных тенденций в механизме управления страной и обществом в середине 60-х – сер. 80-х гг. Неудача экономической реформы 1965 года. Застой в экономическом развитии страны. Стагнационные явления общественно-политической жизни. Достижение военно-стратегического ядерного паритета СССР и США. Начало полосы разрядки международной напряженности в 70-е годы.

 

Ответ:

 

Ядро новой правящей элиты составили Л.И. Брежнев (первый, а с 1966 г. генеральный секретарь  ЦК КПСС), А.Н. Косыгин (председатель Совета Министров), М.А. Суслов (секретарь ЦК КПСС по идеологии). Под их руководством, при усилении идеологического давления, стала проводиться хозяйственная реформа 1965 г., задуманная еще при Н.С. Хрущеве. Реформа началась с ликвидации совнархозов и восстановления центральных отраслевых министерств. На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. поборником реформ в сельском хозяйстве выступил Л. И. Брежнев. Он предложил увеличить капиталовложения в сельское хозяйство с одновременным стимулированием производительности труда. Фактически это была попытка интенсификации сельского хозяйства. Аграрный сектор советской экономики должен был получить дополнительное количество машин, удобрений и электроэнергии. Общая сумма капиталовложений в сельское хозяйство в 1966-1980 гг. составила. 383 млрд. рублей, что превышало более чем в три раза все предыдущие инвестиции в аграрный сектор. Была принята новая долгосрочная система планирования производства. С совхозов и колхозов списывались долги, повышались закупочные цены и устанавливались надбавки до 50% за сверхплановую продажу продукции государству, а также за ее качество. За 1965-1977 гг. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию возросли примерно в полтора раза почти без изменения розничных цен. С 1965 г. менялась система кредитования колхозов, получавших возможность прямого банковского кредитования в отличие от прежней системы кредитов через заготовительные организации. Однако жесткая централизация и планирование сверху положили конец этим тенденциям и привели к вытеснению хозрасчета. Командная экономика осталась без изменений. Параллельно с преобразованиями в сельском хозяйстве развивалась реформа промышленности. Активную роль в ее разработке и осуществлении сыграл А. Н. Косыгин. Начало преобразованиям положил сентябрьский пленум ЦК КПСС 1965 г.. Решения пленума определяли три главных направления реформы: изменение плановых показателей и отчетности, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах их труда.

Число плановых показателей для предприятий снижалось с 30 до 9. В дополнение к валовому показателю (т. е. стоимости произведенной продукции), определяющему ранее эффективность производства, вводился отчетный показатель стоимости реализованной продукции. Предприятие теперь было заинтересовано не только произвести, но и продать продукцию.  При этом показатель рентабельности предприятия исчислялся как отношение прибыли к сумме основных фондов и оборотных средств. Провозглашалась недопустимость изменения плана без согласования с предприятием, в свою очередь, само предприятие могло самостоятельно распределять выпуск продукции в рамках заданного плана. Таким образом, предприятие получало относительную производственную самостоятельность в вопросах внутреннего планирования выпуска продукции. Многие позитивные реформы при формальном подходе министерств становились препятствием для развития производства. Примером может служить введение твердой платы за используемые производственные фонды, не пересматривавшейся в зависимости от размера прибыли. Эта мера должна была стимулировать предприятия более эффективно использовать свое оборудование, снижая себестоимость продукции. Вместе с тем министерство финансов требовало вносить плату за все имеющееся (используемое и неиспользуемое) оборудование на момент последней ревизии. Если предприятие избавлялось от ненужного оборудования, оно все равно платило за него до следующей ревизии. В результате за 1965-1985 гг. доля оборудования, заменяемого из-за технологической отсталости и изношенности, сократилась почти в два раза.  Серьезные недостатки крылись и в спускаемой сверху норме прибыли.  Министерства и предприятия по-прежнему сами определяли цены выпускаемой продукции, искусственно их завышая. Главной причиной постоянных сбоев в экономике оставалась «ведомственность». Не существовало практически никакой серьезной прямой связи между соседними предприятиями и организациями, если они принадлежали разным министерствам. Таким образом, расширение допущенной самостоятельности предприятий плохо сочеталось с усилением административных и экономических полномочий ведомств. Все сильнее давало себя знать отсутствие простора для продвижения вперед.

   Окончательно консервативные  тенденции одержали верх после  ХХV съезда КПСС в марте 1976 г.  Как значилось в официальных документах, с этого времени в СССР наступила «эпоха развитого социализма», тесно связанная с правлением Л.И. Брежнева.

   Необходимо отметить основные  черты этого периода, который  позже назвали «эпохой застоя».  В период «застоя» реформы  А. Н. Косыгина не были формально прекращены, но уже во второй половине 70-х гг. мало что в экономике СССР соответствовало провозглашенным в сентябре 1965 г. принципам социалистического хозрасчета. Хотя Косыгин по-прежнему оставался вплоть до октября 1980 г. председателем Совмина, он уже не определял направление экономического развития СССР. Ряд внешнеполитических и внутриэкономических обстоятельств позволил консервативному большинству в Политбюро отказаться от реформ, которые к этому времени буксовали в силу отсутствия политических преобразований. Главными приоритетами в экономике оставались тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс (ВПК), а также освоение новых месторождений нефти и газа. Продажа сырья и энергоносителей развитым странам давала валютные средства, которые использовались для латания дыр в экономике. Это сдерживало проведение насущных реформ, направленных на интенсификацию производства за счет внедрения новых технологий. Страна не смогла эффективно решить проблемы модернизации хозяйства. В мире происходила новая технологическая революция, ускорившая переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основанному на использовании кибернетики, микроэлектроники, информационных технологий. В новых условиях мирового развития огромное значение приобретали компьютеризация, рост наукоемких производств, ресурсо и энергосберегающие технологии. СССР значительно отставал от передовых стран, выпускал морально устаревшую продукцию, продолжал развивать отрасли, характерные для индустриального периода. Но основной причиной отставания был кризис всей социалистической системы.

   Характерной чертой  этого периода считают усиление  административной централизации  экономики и рост бюрократического  аппарата. Кризисные явления в  народном хозяйстве особенно  остро обозначились с конца  70-х годов. Несмотря на рост  капиталовложений в сельское хозяйство, расширение прав колхозов, введение зарплаты колхозников и расширение приусадебных участков, принцип коллективного ведения хозяйства и несколько неурожайных лет привели к резкому снижению сельскохозяйственного производства. Советский Союз стал регулярно закупать зерно и другие продукты за границей. В 1979–1984 гг. закупалось в среднем по 40 млн. т зерновых в год. Принятая в 1982 г. «Продовольственная программа» не дала практических результатов. Истощение сырьевой базы, неблагоприятная демографическая ситуация, физический износ оборудования, рост военных расходов, неразбериха в организации труда, отсутствие материальной заинтересованности привели к падению темпов производства, снижению отдачи от капиталовложений и уровня потребления.

   Негативные явления наблюдались и в общественной жизни. Снижение рождаемости на 25 % и увеличение смертности на 15 % привели к обострению демографической ситуации в стране. Происходил резкий рост городского населения за счет оттока людей из сельских районов (к началу 80-х годов в городах проживало 180 млн. человек). Конституция СССР 1977 г. в статье 6 закрепила главенствующую роль КПСС в политической системе.    Стабилизировалась партийная элита – номенклатура, которая превратилась в привилегированную касту. Вместе с тем в обществе нарастало активное сопротивление системе, ширилось диссидентское движение. Свое недовольство всевластием партийного аппарата высказывали представители интеллигенции, верующие люди и некоторые национальные меньшинства.

   Внешняя политика  брежневской эпохи была более динамичной. Цель советской дипломатии в отношениях с социалистическими странами – устранение угрозы распада военного и экономического союза. В этой связи нужно отметить следующие события: ввод войск пяти стран – участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. с целью подавить либеральное движение; попытки в 1970 и 1980 гг. с помощью введения военного положения остановить рабочее движение в Польше, возглавляемое профсоюзом «Солидарность»; материальная и военная поддержка Северного Вьетнама в американо-вьетнамской войне конца 60-х – первой половины 70-х годов; резкое ухудшение отношений с Китаем, приведшее к пограничным военным конфликтам.

   Отношения СССР  со странами Запада в 70-е  годы принято называть периодом  «разрядки». Этот процесс ознаменовался отходом от жесткого противостояния времен «холодной войны», заключением серии двусторонних договоров об экономическом, научном и культурном сотрудничестве со странами Запада. Были также подписаны соглашения об ограничении стратегических и обычных вооружений – договоры 1966 г. с Францией, 1970 г. – с ФРГ о неприменении силы в решении спорных вопросов о послевоенных границах. В 1972 г. Л.И. Брежневым и Р. Никсоном был подписан ряд соглашений об ограничении стратегических вооружений (ОСВ1), а в 1979 г. Брежнев и новый президент США Дж. Картер подписали договор ОСВ2. Кульминацией процесса разрядки стало подписание руководителями европейских стран, США и Канады в Хельсинки 1 августа 1975 г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На этом совещании был принят акт о правах человека, также подписанный советской делегацией. Однако нарушение прав человека в СССР, экспансия «социализма» в страны Африки и Азии, особенно введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) окончательно свернули процесс разрядки.

   В ноябре 1982 г.  генеральным секретарем стал  Ю.В. Андропов, который занимал  этот пост до 1984 г. Сменивший  его в феврале 1984 г. К.У. Черненко  был совершенно больным человеком.  Он руководил страной чуть больше года и умер в марте 1985 г. Внутренняя политика Андропова характеризовалась попытками морально очистить партию и ликвидировать наиболее вопиющие проявления коррупции в «семейных кругах» партийного аппарата. Андропов также предпринял попытки укрепить трудовую дисциплину на производстве. Были ужесточены санкции к нарушителям, но после небольшого повышения производительности труда в первом полугодии 1983 г. все осталось по-прежнему.

   Во внешней  политике этого периода напряженность  между Востоком и Западом достигла наивысшей точки. Начавшиеся переговоры СССР и США о ракетах средней дальности в Европе были прерваны 1 сентября 1983 г., когда советский истребитель сбил нарушивший границу южнокорейский пассажирский самолет «Боинг». В ноябре того же года были прерваны все переговоры, касавшиеся вооружений. Такая ситуация сохранялась до прихода к власти в апреле 1985 г. М.С. Горбачева.

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант  (варианты) ответа следующим образом:          /


I. Какие новые положения были включены в Конституцию 1977 года?


1. Осуждение культа личности Сталина.


2. Положение о руководящей роли КПСС в жизни общества.


3. Введение принципа разделения властей.


4. Построение в СССР развитого социализма.

 

II. Что было одной из причин неудачи экономической реформы второй половины 1960-х гг.?


1. Отказ от государственного планирования экономического развития.


2. Сопротивление партийно-государственной бюрократии.


3. Децентрализация управления экономикой.


4. Попытки изменить основы советской экономической системы.

 

Ш. Что из названного относится к итогам проведения политики разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?


1. Принятие резолюции ООН об уничтожении ракетно-ядерного оружия.


2. Прекращение вооруженных конфликтов в мире.


3. Установление сотрудничества блоков ОВД и НАТО.

4. Принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

 

 

Контрольное аналитическое  задание

Прочтите  отрывок из постановления ЦК КПСС и Совета  Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилений производства» от 4 октября 1965 г» и укажите, в чем состояла противоречивость, непоследовательность реформирования хозяйства:

«Повышение  роли экономических методов в  плановом руководстве промышленным производством и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе дальнейшего совершенствования централизованного планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита  и оплаты труда».

 

Ответ:

Первоначально реформа  была направлена на ослабление централизации  хозяйственного управления и усиление экономических (хозрасчетных) рычагов  управления. Это выразилось в сокращении числа директивно планируемых показателей, обязательных для выполнения предприятиями. Теперь их оставалось пять: объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. При этом административная обязательность заданий для предприятий сохранялась.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории России"