Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность проверочно-оценочной
деятельности учителя во многом зависит
от того, насколько успешно он реализует
основные функции контроля результатов
обучения, а используемые им средства
контроля соответствуют методическим
и психолого-педагогическим требованиям
к этим средствам.
Проблема контроля учебных достижений
всегда очень актуальна, особенно по такому
предмету как информатика. Где существует
граница между теоретическими знаниями
и практическими навыками и умениями учащихся.
Учащиеся могут успешно работать за компьютером,
но при этом не владеть теоретической
частью.
Использование тестов дает возможность
оценивать уровень соответствия сформированных
знаний, умений и навыков учащихся на уроках
информатики, позволяет педагогу скорректировать
учебный процесс, меняя сочетания используемых
линейных и нелинейных технологий обучения.
Тесты - одно из средств проверки
и оценки результатов обучения школьников.
В последние годы они получают все большее
применение в практике обучения. Это обусловлено
рядом причин.
Во-первых, тесты привлекают
своей оперативностью. Используя их, можно
быстро проверить и оценить уровень усвоения
учебного материала. Это достигается в
основном за счет включения в тесты проверочных
заданий с выбором варианта ответа. Благодаря
этому, контроль правильности выполнения
заданий значительно упрощается и может
быть выполнен в короткое время.
Во-вторых, многие видят в использовании
тестов путь повышения объективности
проверки и оценки знаний и умений обучаемых.
Считается, что стандартная, во многом
формализованная процедура проверки и
оценки выполнения тестов не оставляет
места для проявления субъективного подхода
к контролю. Это, безусловно, так, но, к
сожалению, преодоление субъективного
подхода к оценке не исчерпывает всех
факторов, влияющих на уровень объективности,
достоверности контроля и оценивания
результатов обучения.
В-третьих, интерес к применению
тестов в качестве средства оценки знаний
возрос в последнее время еще и в связи
с тем, что они рассматриваются как наиболее
перспективные измерители уровня обученности
школьников в условиях введения в практику
школы образовательных стандартов.
Цель работы: разработка методического
обеспечения для тестового контроля знаний
при изучении информатики и ИКТ.
Задачи:
-исследовать вопрос контроля
знаний по информатике и ИКТ в
современных условиях обучения;
-исследовать вопрос тестирования
знаний;
-разработать тестовые заданий.
Объект: тестовый контроль на
уроках информатики и ИКТ.
Предмет: эффективные условия
применения тестового контроля на уроках
информатики и ИКТ.
Преимущества тестов приводят
к их широкому использованию, даже ЕГЭ
по информатике содержит тестовые задания.
В большинстве случаев учителя информатике
содержит тестовые задания. В большинстве
случаев учителя информатики используют
тестовые задания только закрытой формы,
в которых учащиеся из нескольких вариантов
ответов выбирают один или несколько правильных.
При этом у учащихся формируется неправильное
представление о тестовом контроле знаний.
ГЛАВА 1 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ
И ИКТ
- Традиционные формы
педагогического контроля
Методы обучения в их традиционных
вариантах иногда подразделены на методы
преподавания, методы учения и методы
контроля1.
Педагогический контроль выполняет
целый ряд функций в педагогическом процессе:
оценочную, стимулирующую, развивающую,
обучающую, диагностическую, воспитательную
и др.
Процесс контроля это одна из
наиболее трудоемких и ответственных
операций в обучении, связанная с острыми
психологическими ситуациями, как для
учащихся, так и для преподавателя. С другой
стороны его правильная постановка способствует
улучшению качества подготовки специалистов2.
В сложившемся педагогическом
процессе различают несколько видов контроля:
предварительный, текущий, тематический,
рубежный, итоговый и выпускной3.
Систему контроля образуют
экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные
работы, коллоквиумы, рефераты, семинары,
лабораторные работы, отчеты по производственной
практике. Такие методы контролирования
успеваемости студентов в настоящее время
используют большинство учебных заведений.
Выбор форм контроля зависит от цели, содержания,
методов, времени и места4.
Перечисленные методы диагностирования
успеваемости учащихся имеют определенные
недостатки. Рассмотрим некоторые из них5.
Могут возникать трудности,
связанные с особенностями преподавательской
работы6:
-довольно часто проявляются
несовпадение требований разных преподавателей,
отличия в их уровне строгости при оценке
одного и того же ответа;
-различие в профессиональной
квалификации;
-при организации текущих проверок
знаний большого числа студентов, когда
оценивание проводится, главным образом,
лишь по формальным критериям, наблюдается
загруженность преподавателя рутинной
мало творческой работой, связанной с
большим объемом информации, которую требуется
подготовить, обработать и проанализировать
за относительно короткий промежуток
времени;
-возможная небеспристрастность
преподавателя (по психологическим и иным
причинам) к оценке ответов некоторых
студентов;
-иногда оценки, выставляемые
студентам, оказываются недостоверными
из-за опасения преподавателя, что они
будут использованы для оценивания работы
самого преподавателя.
Трудности, связанные со спецификой
традиционной формы проверки знаний. Такие,
как отсутствие четко сформулированных
стандартов знаний и конкретно очерченных
объемов умений, достаточных для каждой
положительной оценки (часто преподаватель
мучается с вопросом: «Какую оценку поставить
– «неуд» или все же можно оценить как
«удовлетворительно?»).
Трудности, связанные со студентами:
использование шпаргалок, списывание,
«взаимопомощь» на экзамене, что искажает
достоверность оценки знаний студентов
и мешает преподавателю объективно взглянуть
на качество своей педагогической работы.
Отсутствие объективных критериев
оценки и эффективных механизмов сравнения
результатов обучения по данной дисциплине
(специальности) в различных вузах, что
особенно актуально для выработки верной
стратегии подготовки кадров. Принятая,
преимущественно, методика приема экзаменов
по 3-4 вопросам в билете не позволяет оценить
полноту освоения материала и провоцирует
списывание.
На современном этапе при оценке
знаний студентов перечисленные проблемы
в большей степени решаются использованием
такой формы контроля, как тестирование.
В современной системе контроля
используются различные виды проверки
и оценки (диагностики) знаний.
С точки зрения выполняемых
функций можно выделить следующие формы
контроля:
- констатирующий, целью которого
является мониторинг фактического усвоения
материала;
-формирующий, направленный
на отслеживание изменений, анализ соответствия
полученных результатов ожидаемым, выявление
факторов, влияющих на результат;
- корректирующий, нацеленный
на исправление выявленных пробелов в
знаниях.
Контроль компьютером «обостряет»
ошибки и привлекает к ним внимание, подводя
к следующему этапу - самоконтролю. Это
высшая и сложная форма контроля. Человек
вообще склонен себе доверять, а заодно
сохранять самооценку. Умение выполнить
самоконтроль, пусть и с помощью компьютера,
говорит о высокой степени самостоятельности
мышления, рефлексии, самокритичности.
Важно также сознавать, что
именно контролируется - результат или
способ действия. Проще контролируется
результат, но за правильным результатом
может скрываться ошибка в способе действия.
Контроль последнего, конечно, важнее.
С точки зрения временного фактора
различают следующие формы контроля: предваряющий
(входной, исходный, предварительный),
текущий, периодический (тематический,
этапный, рубежный) и итоговый (экзаменационный).
Предваряющий контроль предназначен
для выявления уровня знаний, умений и
навыков, а также развития учащихся к началу
обучения. Применяется обычно в начале
учебного года или перед изучением новой
темы (раздела). Он используется также
для вновь прибывших в класс учащихся.
Текущий контроль - систематическая
проверка знаний, умений и практических
навыков учащихся, осуществляемая, как
правило, по ходу обучения и являющаяся
элементом многих уроков, прежде всего
комбинированных7. Позволяет достаточно точно
определить степень сформированности
знаний, умений, навыков, практических
действий, а также их глубину, прочность
и совершенство. Учитель в этом случае
не только определяет уровень овладения
текущим учебным материалом, но и обеспечивает
повторение ранее пройденных тем. Осуществляется
в виде устного опроса, письменных проверочных
работ, фронтальной беседы
Периодический контроль — проверка
и оценка знаний, осуществляемая после
изучения крупных разделов программы
или продолжительного времени обучения,
учитывающая оценки текущего контроля8. Осуществляется в виде контрольных
работ, собеседований, зачетов, тестирования.
Итоговый контроль призван
определить конечные результаты обучения,
зафиксировать необходимый минимум подготовки,
который обеспечит дальнейшее обучение9. Проводится после изучения
курса или в конце определенного этапа
обучения (четверть, полугодие, семестр,
окончание уровня образования). Его виды
- зачеты, защита рефератов, курсовых и
дипломных работ, переводные и выпускные
экзамены.
1.2.Функции и принципы
контроля
Контроль является одной из
основных составляющих учебного процесса,
и от его правильной организации на всех
этапах обучения в конечном итоге зависит
качество знаний учащихся.
В свою очередь составляющими контроля
являются10:
проверка результатов обучения
(правильно или неправильно) и их измерение (в соответствии
с принятыми в выбранной системе индикаторами);
оценивание как процесс, во время которого производится наблюдение за действиями учащегося
и сравнение с образцом (эталоном) или
установленными показателями,
и как результат — выставление оценки (отметки).
Контроль выполняет
три основные функции:
управляет процессом
усвоения знаний. Контроль дает возможность
увидеть ошибки, оценить
результаты обучения, осуществить коррекцию
знаний, умений и навыков;
воспитывает познавательную
мотивацию и стимулирует творческую
деятельность. Правильно
организованная система контроля позволяет
пробудить чувство
ответственности за результаты обучения
(получение более высокой оценки),
способствует стремлению к целенаправленной
работе по исправлению
ошибок;
является средством обучения
развития. Большая часть контролирующих мероприятий носит
обучающий и развивающий характер, так
как учитель объясняет каждому
ребенку, в чем заключаются его ошибки, что
нужно сделать, чтобы понять учебный материал,
помогает найти правильный ответ. Кроме того,
происходит развитие личностных качеств
ребенка: доли, здорового честолюбий,
стремления к успеху.
К системе контроля
предъявляются определенные требования
и при ее построении следует придерживаться
основных принципов.
Объективность -
является основным требованием и принципом
для организации контроля. Она заключается
в том, что система контроля должна быть
дружественной по отношению к учащимся.
Вопросы, задания задачи и проекты должны
быть обоснованы, а критерия оценки адекватны
требованиям к уровню подготовки и возрастным
особенностям учащихся.
Открытая технология
- заключается в том, что оценивание учащихся
осуществляется по единым критериям, которые
должны быть обоснованы, известны заранее
и понятны каждому учащемуся.
Системность, которая
в свою очередь рассматривается с пяти
позиций11:
контроль должен
быть непрерывным и осуществляться с самого
начала обучения до его завершения;
контроль должен
быть естественной частью процесса обучения,
система контроля
должна обладать преемственностью;
средства, методы,
формы контроля, способы оценивания и
интерпретации результатов
должны подчиняться единой цели;
все обучаемые конкретного
образовательного учреждения должны подчиняться единым
принципам и требованиям, которые положены в основу разработанной
модели.
1.3.Виды тестов на уроке
информатики и ИКТ
При выборе критериев оценки тестов также
учитываются мыслительные навыки, которые
должны быть получены учащимися в процессе
обучения12:
- информационные навыки (узнает, вспоминает),
- понимание (объясняет, показывает),
- применение (демонстрирует),
- анализ (обдумывает, обсуждает),
- синтез (комбинирует, моделирует),
- сравнительная оценка (сравнивает по
параметрам).