Тестовый контроль на уроках информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность проверочно-оценочной деятельности учителя во многом зависит от того, насколько успешно он реализует основные функции контроля результатов обучения, а используемые им средства контроля соответствуют методическим и психолого-педагогическим требованиям к этим средствам.

Файлы: 1 файл

Тестовый контроль на уроках информатики и ИКТ.docx

— 98.55 Кб (Скачать)

Пример15:

1) Впишите соответствующее  слово в отведённое для ответа  место.

Египтяне письменно кодировали информацию на ___ с помощью ___.

Использование заданий с открытым (свободным) ответом актуально для проведения текущих проверок усвоения предметной терминологии, определений, дат, небольших логических или расчетных задач. В условии задания легко использовать принцип фасетности для построения нескольких вариантов. В итоговом контроле такие задания должны составлять обособленную группу, так как они требуют отдельной обработки результатов, но задания этого типа могут быть обработаны компьютером при небольшой модификации формулировки ответа.

Другой подтип этих заданий позволяет учащемуся свободно конструировать ответ без жестких ограничений по его объему и содержанию: по условию задания представить полное решение задачи, дать обоснование ответа, написать небольшое сочинение – эссе. В большинстве своем также задания проверяют сложную структуру знаний по предмету. Для анализа ответов учащихся разработчики тестов составляют критерии, позволяющие определить правильность выполнения заданий. (Под критериями здесь понимаются не точные образцы ответов, а перечисление некоторых обязательных условий, при выполнении которых ответ можно засчитать как правильный.)

3.Задания на установление  соответствия

Задания на установление соответствия позволяют проверить знание взаимосвязи определений и фактов, сущности явлений, соотношения между объектами и их свойствами. Следует отметить, что эти задания редко используются в курсе информатики из-за громоздкой технологии подготовки самих заданий и из-за невозможности многократно использовать подготовленные бланки с заданиями. Поэтому их лучше всего применять в текущем контроле знаний или при самоконтроле.

Пример.

Найди соответствия и соедини стрелками:

 


 




 

 

4.Задания на установление  правильной последовательности

Задания на установление правильной последовательности проверяют знание определенной последовательности действий для получения конечного результата или знание хронологии событий.

Пример.

Прочитай текст. Пронумеруй строчки по порядку (по образцу).

Златая цепь на дубе том:

Идет на право- песнь заводит,

Там на неведомых дорожках

И днем и ночью кот ученый

Налево- сказку говорит.

Русалка на ветвях сидит;

У лукоморья дуб зелёный.

Все ходит по цепи кругом;

Там чудеса там леший бродит,

При составлении тестовых заданий необходимо соблюдать дозировку тестовых заданий в соответствии с уровнем: 1 уровня –20%, 2 уровня – 50%, 3 уровня – 30%. К заданиям первого уровня относятся задания закрытой формы, открытой формы с подсказкой; второго уровня – открытой формы, на классификацию, удаление лишнего, установление правильной последовательности, установление соответствия. Третьего уровня – «обоснуй», «докажи» и т.д.

 

2.2. Организация тестового контроля в 3 классе по теме:

«Действия с информацией»

Данные тестовые задания составлены в соответствии с требованиями, так как содержат задания различной конфигурации и разного уровня сложности, что позволит всесторонне проверить и оценить знания учащихся по предложенной теме.

    1. С помощью чего люди хранили и передавали информацию:
      1. Простых рисунков
      2. Кругов на полях
      3. Кодов и шифров
      4. Музыки
    2. Соедини стрелками по смыслу.

Делать записи

Готовить суп

Изображать схему

Рубить дрова

Рисовать

Наблюдать

Думать

Запоминать

Резать картошку

Мыслить

    1. Соедини стрелками по смыслу.

 


2.3. Использование тестирования на уроках информатики при изучении школьниками темы: «Информационные процессы»

 

Учитывая требования стандарта к уровню подготовки учащихся основной школы, мы разработали систему тестовых заданий, которую можно использовать при изучении темы: «Информационные процессы».

Тестовые задания можно использовать:

- с целью текущего контроля за приобретением знаний учащимися;

- по результатам изучения  очередной темы или раздела  курса;

- с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися по сквозным темам, охватывающим века, периоды и т.д.;

- перед групповыми занятиями: уроки с элементами семинара-исследования, семинара с элементами дискуссии, семинара «за круглым столом»  и т.п. Проверка знаний учащихся  по основным идеям, положениям, терминам  по теме позволяет убедиться  в правильности выбранного метода  проведения занятия;

- с целью выявления  уровня знаний, приобретенных учащимися  на лекции (осуществляется сразу  после лекции в конце урока).

Организация тестирования осуществляю по следующему сценарию:

1. Обозначают цель тестирования, сообщают, какие результаты ожидаются.

2. Проводят мотивацию  и объясняют, почему учащиеся должны приложить максимум усилий для выполнения теста.

3. Медленно, громко, чётко озвучивают инструкцию по работе с тестом.

4. Проводят разбор задания-образца с целью проверки правильности понимания инструкции.

5. Объясняют правила заполнения бланка, предназначенного для ответов и правила исправления допущенных ошибок. Вместе с испытуемыми заполняют в бланке рабочей таблицы необходимые общие сведения, проследив за правильностью заполнения.

7. Если возникают вопросы, то проводят дополнительный инструктаж.

8. Сообщают о времени выполнения тестирования.

9. В процессе решения тестовых задач осуществляется контроль за состоянием испытуемых, за временем, затраченным на выполнение отдельных заданий, соблюдением требований по заполнению бланков, дисциплиной и т.д.

10. По истечении времени  для завершения тестирования  организуют сбор бланков.

11. Осуществляется пересчет бланков.

12. По окончании тестирования  благодарят учащихся за работу

При подготовке вариантов необходимо учитывать время тестирования 40 - 45 минут). В это время входит:

  • 2-3 минуты – организация;

  • 5 - 7 минут – инструктаж учащихся;

  • 15 минут – на тест с альтернативными ответами:

  • 5 - 8 минут – выполнение тестового задания;

  • 10 минут – выполнение практического задания.

При выставлении оценки можно руководствоваться следующими показателями:

Тест с альтернативными ответами:

  • оценка «5» – 84% и более правильных ответов;

  • оценка «4» – от 69% до 84% правильных ответов;

  • оценка «3» – от 50% до 68% правильных ответов;

  • оценка «2» – ниже 50% правильных ответов.

при выполнении тестовых заданий учитываются:

  • объем задания;

  • правильность выполнения;

при выполнении практического задания следует обращать внимание на:

  • объем задания;

  • правильность выполнения;

  • использование эффективных методов и приемов.

Оценочная шкала тестовых заданий должна быть хорошо известна ученикам, поэтому уже в 5 классе на уроках по различным учебным предметам целесообразно вводить различные виды тестовых заданий, причем оценочная шкала вывешивать на доске перед проведением теста, в тот момент, когда учитель комментирует задания. Учащиеся видят, сколько «стоит» тот или иной вопрос и по завершении работы могут самостоятельно оценить свои знания.

Тест в настоящее время считается одной из наиболее эффективных и продуктивных форм контроля в обучении.

В связи с внедрением в учебный процесс электронных средств коммуникации и дистанционного обучения роль тестирования будет неизменно возрастать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

 

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых учащимися. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.

Одним из эффективных методов контроля является контроль в виде тестовых заданий. Он может с успехом применяться для различных видов проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, учитель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с проецируемой на ученика истинной или мнимой правдой.

Тестирование – широко распространенный вид проверки и оценки знаний. Он используется по многим дисциплинам. Тестирование на уроках информатики позволяет оперативно и достаточно точно определить уровень знаний учащихся, применяется с целью выявления конкретных пробелов в знаниях у детей, а также помогает спланировать необходимую коррекционную работу, дает возможность прогнозировать дальнейших процесс обучения и его результаты.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема повышения надежности и эффективности контроля качества образования всегда была актуальной, и подходить к её решению стоит со всей серьёзностью. В связи с этим в настоящее время ведется серьезная исследовательская и практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенные преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся.

Дидактические тесты прочно укрепились в международной образовательной практике как инструмент для объективной оценки знаний. Последнее десятилетие по этому пути идет и российская система образования, активно осваивающая тестовые технологии. Хорошо отлаженные, стандартизированные тестовые системы контроля по различным образовательным дисциплинам и предметам общеобразовательной и высшей школы активно внедряются и используются на всех управленческих уровнях системы образования.

Однако в российской системе образования прослеживается отставание в разработке дидактических тестов в организационном и технологическом аспектах постановки массового тестового контроля знаний и оно успешно, хотя и постепенно преодолевается. В последние годы на федеральном уровне были предприняты действенные шаги по развитию тестирования как одной из важнейших дидактических технологий. Хотя богатый образовательный потенциал России, научно-педагогический опыт уже проведенных теоретических и эмпирических исследований в данной области используется не полностью, актуальность обращения к нему обострилась и достаточно хорошо осознается в связи с решением о создании в России своих собственных измерителей качества знаний, умений и навыков. На уровне Министерства образования России был принят ряд решений о сертификации качества педагогических материалов, о проведении конкурса аттестационных технологий. Начинает воссоздаваться отечественная система квалиметрии и экспертизы качества диагностического инструментария. Накоплен опыт создания отдельных современных нормативных тестов, начаты исследования в области критериального тестирования, более адекватного гуманистической образовательной парадигме. Складываются благоприятные предпосылки для тестового контроля знаний на всех уровнях и для всех типов образовательных учреждений России. Но для этого необходим переход от методологии создания отдельных тестов к методологии и технологии создания тестовых систем контроля не только результатов, но и хода педагогического процесса в различных образовательных областях.

Текстовые технологии широко используются в образовании при текущей и итоговой аттестации учащихся, при проведении вступительных испытаний, а также для единого государственного экзамена. Предполагается, что тестирование станет важнейшей компонентой оценок выполнения требований образовательными учреждениями государственных образовательных стандартов. С введением единого государственного экзамена все большее количество учителей как один из видов контроля используют тесты.

Информация о работе Тестовый контроль на уроках информатики