Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
- изучение специальной литературы по данной проблеме;
- характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы игры как средство обучения ………………. 6
1.1. Игра как средство развития творческого начала
учащихся начальных классов ………………………………….. 6
1.2. Значение, виды и функции игры ……………………………… 12
1.3. Возрастные психологические особенности младших
Школьников…………………………………………………….. 18
1.4. Выводы по первой главе………………………………………. 22
Глава 2. Анализ и проведение опытно экспериментальной работы
по проблеме исследования…………………………………………………… 25
2.1. Подготовка и проведение педагогического эксперимента…... 25
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….. 29
2.3. Выводы по второй главе……………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………. 37
Литература……………………………………………………………………. 39
Приложения……………………………………………………………………
12. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 2002.-400с.
13. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
14. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – 576с.
15. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993. – 336с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 2003 – 590с.
17. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2004.
18. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 2001. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей).
19. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1999. – 160с.: ил.
20. Фридман Л. М., Волков К. М. Психологическая наука – учителю. – М., 1985. – 69с.
21. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 2007.
22. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.
23. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 2004. - №3.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Фантазия
Учащийся | Уровень развития фантазии | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Саша А. | + |
|
|
Дима Б. |
| + |
|
Маша Б. |
| + |
|
Даша В. |
| + |
|
Наташа В. | + |
|
|
Дима Г. |
|
| + |
Арман Е. |
|
| + |
Артур Е. |
|
| + |
Семен Ж. |
| + |
|
Арина З. |
|
| + |
Арчу И. |
|
| + |
Женя У. |
| + |
|
Нина К. |
| + |
|
Даша К. |
|
| + |
Настя К. |
|
| + |
Саша М. |
| + |
|
Олеся Н. |
|
| + |
Сергей Т. |
|
| + |
Миша П. | + |
|
|
Олеся Ф. |
| + |
|
Приложение 2
Таблица 2
Моя игра
Учащийся | Оригинальность | Продуманность условий | Наличие ролей | Наличие правил | Точность критериев | Всего баллов |
Саша А. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 8 |
Дима Б. | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 |
Маша Б. | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 6 |
Даша В. | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 6 |
Наташа В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 |
Дима Г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
Арман Е. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 3 |
Артур Е. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 4 |
Семен Ж. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 |
Арина З. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
Арчу И. | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 |
Женя У. | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 6 |
Нина К. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 7 |
Даша К. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
Настя К. | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 4 |
Саша М. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Олеся Н. | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 4 |
Сергей П. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
Миша П. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 8 |
Олеся Ф. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Приложение 3
Таблица 3
Элементы фантазии
Учащийся | Скорость воображения | Необычность образов | Богатство фантазии | Глубина образов | Эмоциональность образа |
Саша А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Дима Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Маша Б. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Даша В. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Наташа В. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Дима Г. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Арман Е. | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Артур Е. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Семен Ж. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Арина З. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Арчу И. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Женя У. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Нина К. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Даша К. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Настя К. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Саша М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Олеся Н. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сергей П. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Миша П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Олеся Ф. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
[1] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – С. 54.
[2] Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Владос, 1999. – С. 23.
[3] Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – С. 167.
[4] Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – С. 298.
[5] Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.- С. 311.
Информация о работе Игра как феномен педагогической деятельности