Игра как феномен педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
- изучение специальной литературы по данной проблеме;
- характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы игры как средство обучения ………………. 6
1.1. Игра как средство развития творческого начала
учащихся начальных классов ………………………………….. 6
1.2. Значение, виды и функции игры ……………………………… 12
1.3. Возрастные психологические особенности младших
Школьников…………………………………………………….. 18
1.4. Выводы по первой главе………………………………………. 22
Глава 2. Анализ и проведение опытно экспериментальной работы
по проблеме исследования…………………………………………………… 25
2.1. Подготовка и проведение педагогического эксперимента…... 25
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….. 29
2.3. Выводы по второй главе……………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………. 37
Литература……………………………………………………………………. 39
Приложения……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

игра как феномен пед деятельности курс.doc

— 292.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Михайловский филиал государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

 

 

Факультет педагогики и технологии

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

ИГРА КАК ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Курсовая работа по педагогике

 

 

 

                                                                                           Выполнила:

                                                                                           студентка гр. НО-3 з

                                                                                           Терешина Л.А.

                                                                                           __________________

                                                                                                     (подпись)

 

                                                                                            Руководитель:

                                                                                            Бичков И.В.

                                                                                            ____________________

                                                                                                     (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михайловка, 2008 год

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………   3                                                                                                                                                                                                     

 

Глава 1. Теоретические основы игры как средство обучения ……………….   6

               1.1. Игра как средство развития творческого начала

                      учащихся начальных классов …………………………………..   6                                                                                 

1.2. Значение, виды и функции игры ………………………………  12                                          

            1.3. Возрастные психологические особенности младших

                  Школьников……………………………………………………..  18

             1.4. Выводы по первой главе……………………………………….  22                                                                           

Глава 2. Анализ и проведение опытно экспериментальной работы

по проблеме  исследования……………………………………………………  25                                                                 

          2.1. Подготовка и проведение педагогического эксперимента…...   25     

          2.2. Анализ результатов исследования……………………………..   29

          2.3. Выводы по второй главе………………………………………..   33

Заключение…………………………………………………………………….   37                                                                                                   

Литература…………………………………………………………………….   39                                                          

Приложения……………………………………………………………………  41                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

            Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

            Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

            Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б..

            Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.) .                                                                                                                                                                            Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.                                                  

            Актуальность работы заключается в следующем: несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. В школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников.  Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».[1]

      Проблемы исследования  заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

            Актуальность исследования определила выбор темы: «Игра как феномен педагогической деятельности».

            Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

          Предмет исследования: игровые средства развития творческого начала младших школьников.

         Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.

       Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

- изучение специальной литературы по данной проблеме;

- характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

- использование игровых технологий на уроках в начальных классах;

- проведение педагогического эксперимента;             

- обобщение результатов исследования.                                                                                                                                 

       Исходя, из этого можно сформулировать следующую гипотезу:                                                       

развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:

-    систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;                             

-     учета возрастных и психологических особенностей учащихся младшего школьного   возраста;

-          создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.           

     В исследовании использовались следующие методы:

-         теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

-         наблюдение,

-         беседа,

-         тестирование;

-         констатирующий и формирующий эксперимент,

-         статистическая обработка данных.

      Практическая значимость исследования заключается в том, что изучено значение игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках в начальной школе, которая апробирована и подтверждена результатами экспериментальной работы.

       База исследования: СОШ № 2 города Михайловки, 1 «А»  класса.

        Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений (3).

Глава 1. Теоретические основы игры как средство обучения

1.1. Игра как средство развития творческого начала учащихся  начальных классов

           Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры?

            Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе .

            Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно                                                             

при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

            Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Многие ученые пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры.                                                              

По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе»[2]. Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы .

            Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли».[3] Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.

            Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.  

              Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.   В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.

Информация о работе Игра как феномен педагогической деятельности