Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:58, курсовая работа
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств для развития творческого начала детей младшего школьного возраста.
Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:
- изучение специальной литературы по данной проблеме;
- характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы игры как средство обучения ………………. 6
1.1. Игра как средство развития творческого начала
учащихся начальных классов ………………………………….. 6
1.2. Значение, виды и функции игры ……………………………… 12
1.3. Возрастные психологические особенности младших
Школьников…………………………………………………….. 18
1.4. Выводы по первой главе………………………………………. 22
Глава 2. Анализ и проведение опытно экспериментальной работы
по проблеме исследования…………………………………………………… 25
2.1. Подготовка и проведение педагогического эксперимента…... 25
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….. 29
2.3. Выводы по второй главе……………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………. 37
Литература……………………………………………………………………. 39
Приложения……………………………………………………………………
Оценивание скорости процессов воображения
Если в течение 1 минуты ребенок придумал сюжет рассказа, то он получает 1 балл. Если в течении 1 минуты ребенок придумал как минимум два разных рассказа, то он получает 2 балла.
Оценивание необычности, оригинальности образов
0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;
1 балл – пересказ раннее известного с внесением элементов новизны;
2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.
2 балла – число предметов и признаков превышает десять;
1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;
0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.
Оценивание глубины и проработанности образов
0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной проработки его аспектов;
1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная;
2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.
Оценивание впечатлительности и эмоциональности
0 баллов – образы малоинтересны, банальны.
1 балл – образы вызывают незначительный интерес.
2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).
Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить за свое воображение до 10, минимальное – 0.
Данные исследования представлены в таблице 3.
Из таблицы 3 можно увидеть, что максимальное количество баллов - набрали только 3 ученика, 8 учеников – набрали 4-5 баллов, и менее 4 баллов набрали 9 испытуемых. Из этого можно сделать вывод, что всего у 15% детей наблюдается высокий уровень развития вербальной фантазии, а у 85% испытуемых показатели средние или низкие. Это свидетельствует о том, что младшие ш9кольники обладают недостаточной глубиной фантазийных элементов.
Формирующий эксперимент, проводимый нами, включал в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой активности.
К приемам, применяемых для развития творческого начала, мы относили
- творческие задания, помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов). Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки.
- придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать разницу в оттенках слов.
- сочинение сказочной истории, которую предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.
- Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом (Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты.
Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активности детей.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по развитию творческого начала средствами игры. Для этой цели мы повторно провели тестирование по методикам: «Дорисовка фигур», «Придумай игру», «Вербальная фантазия».
Повторное тестирование показало положительную динамику развития творческого начала у младших школьников, доказательством этого служат данные, которые мы получили. Высокий уровень развития показали 30% испытуемых, а на первоначальном этапе нашего эксперимента этот процент был равен 15. Средний уровень развития творческого начала у младших школьников показали 60% испытуемых, в сравнении с предыдущими данными, когда он был равен 40%. И низкий уровень развития творческого начала у младших школьников показали 10% учеников, а раньше этот показатель был равен 45%. Из этого можно сделать вывод, что у учеников 1 «А» класса преобладает высокий и средний уровень Развития творческого начала.
Таким образом, данные эксперимента подтвердили гипотезу нашего исследования, развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
2.3. Выводы по второй главе
Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества у младших школьников.
На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном процессе.
Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования игры и игровых приемов как средство формирования творческого начала младших школьников.
В исследовании принимали участие ученики 1 «А» класса СОШ № 2 города Михайловки.
Нами были обследованы ученики 1 «А» класса в количестве 20 человек По следующим методикам: «Дорисовка фигур» (автор О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова), «Придумай игру» и «Вербальная фантазия».
Н а основе исследования по методике «Дорисовка фигур» нами было выявлено 6 типов решений школьниками экспериментальных задач на воображение.
По результатам Методики «Дорисовка фигур» видно, что 15 % - испытуемых показали высокий уровень развития фантазии, 40% - средний уровень и 45% - низкий. Из этого можно сделать вывод, что у учеников 1 «А» класса преобладает средний и низкий уровень развития фантазии.
На основе исследования по методике Е.А.Панько «Придумай игру», где критериями оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике были: оригинальность и новизна; продуманность условий; наличие в игре различных ролей для ее участников; наличие в игре определенных правил; точность критериев оценки успешности проведения игры было
видно, что очень высокий уровень фантазии не показал никто, высокий уровень – у 15% детей, средний уровень у – 35%, низкий уровень у – 20% испытуемых и очень низкий уровень развития фантазии у – 30% учеников.
На третьем этапе констатирующего эксперимента мы применяли методику Р. С. Немова «Вербальная фантазия» и разработали параметры по оцениванию элементов фантазии младших школьников (оценивание скорости процессов воображения, оценивание необычности, оригинальности образов, оценивание богатства фантазии, оценивание глубины и проработанности образов, оценивание впечатлительности и эмоциональности).
Из проведенного исследования мы увидели, что всего у 15% детей наблюдается высокий уровень развития вербальной фантазии, а у 85% испытуемых показатели средние или низкие. Это свидетельствует о том, что младшие ш9кольники обладают недостаточной глубиной фантазийных элементов.
Формирующий эксперимент, проводимый нами, включал в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх и на стимулирование общей творческой активности.
К приемам, применяемых для развития творческого начала, мы относили
- творческие задания, помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов). Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки.
- придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать разницу в оттенках слов.
- сочинение сказочной истории, которую предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке.
- Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом (Айболит и солдат, принцесса и милиционер). Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты.
Опыт показал, что использование данного приема заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активности детей.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы подвели итоги проделанной работы по развитию творческого начала средствами игры. Для этой цели мы повторно провели тестирование по методикам: «Дорисовка фигур», «Придумай игру», «Вербальная фантазия».
Повторное тестирование показало положительную динамику развития творческого начала у младших школьников, доказательством этого служат данные, которые мы получили. Высокий уровень развития показали 30% испытуемых, а на первоначальном этапе нашего эксперимента этот процент был равен 15. Средний уровень развития творческого начала у младших школьников показали 60% испытуемых, в сравнении с предыдущими данными, когда он был равен 40%. И низкий уровень развития творческого начала у младших школьников показали 10% учеников, а раньше этот показатель был равен 45%. Из этого можно сделать вывод, что у учеников 1 «А» класса преобладает высокий и средний уровень Развития творческого начала.
Таким образом, данные эксперимента подтвердили гипотезу нашего исследования, развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Игра – великое изобретение человека. Игра возникает из потребности ребенка. узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Мы подтвердили выдвигаемую нами гипотезу: развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:
- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;
- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.
Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1992.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.- (Психологическая наука – школе).
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 2002.
5. Воспитание младшнго школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-288с.
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 2004. – 541с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 2007.
8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2000.
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 2001.
10. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1999. - №2.
11. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1999. – 224с.
Информация о работе Игра как феномен педагогической деятельности