Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы.
Теоретическое обоснование и экспериментальное опробование системы развития детей дошкольного возраста в игре.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ проблемы игровой деятельности в дошкольных учреждениях.
2. Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении.
3. Показать эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания дошкольников
4. Экспериментально опробовать систему использования психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой деятельности в дошкольных учреждениях ……………………………………………………….7
1.1. Значение игры в формировании личности дошкольника …………..7
1.2. Психологическая характеристика игровой деятельности ………...12
1.3. Роль игры в воспитании у дошкольников положительного отношения к школе ……………………………………………………………...16
Глава 2. Эффективность использования игры, как способа всестороннего развития дошкольника ………………………………………...19
2.1. Научный анализ игровой деятельности ……………………………19
2.2. Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей ………………………………..22
2.3. Эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания дошкольников ……………………………………………………...26
Заключение ……………………………………………………………….30
Список литературы ………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: «Игра – как ведущий вид деятельности дошкольника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой деятельности в дошкольных учреждениях ……………………………………………………….7

1.1. Значение игры в формировании личности дошкольника …………..7

1.2. Психологическая характеристика игровой деятельности ………...12

1.3. Роль игры в воспитании у дошкольников положительного отношения к школе ……………………………………………………………...16

 

Глава 2. Эффективность использования игры, как способа всестороннего развития дошкольника ………………………………………...19

2.1. Научный анализ игровой деятельности ……………………………19

2.2. Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей ………………………………..22

2.3. Эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания дошкольников ……………………………………………………...26

 

Заключение ……………………………………………………………….30

Список литературы ………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы.

Значительная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» [6, С. 9 – 10].

Игра в дошкольном возрасте становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Очень часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.

Действие игровое носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. Игровые заместители предметов могут иметь с ними значительно меньшее сходство, чем, например, сходство рисунка с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом. Поэтому, давая свое название избранному предмету-заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета – заместителя [7, С. 18].

При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, целая спичка — мишкой-мамой, коробок постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью — спичка. “Так не бывает”, — обычная реакция ребенка.

Дошкольник в игровой деятельности не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей: маму, воспитательницу, шофера, летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Таким образом, проблема игровой деятельности в дошкольных учреждениях, как ведущей в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного  возраста является актуальной, поэтому  тема данной курсовой работы выбрана не случайно.

 

Цель работы.

Теоретическое обоснование и экспериментальное опробование системы развития детей дошкольного возраста в игре.

 

Гипотеза курсовой работы.

Во время игры развитие детей дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни, максимально - познавательную активность детей, комплексное решение всех задач относительно развития психически познавательных процессов, целесообразную частность планирования в течение года игр в пределах задач всестороннего развития, учитывая принципы индивидуализации и дифференциации.

 

Задачи исследования:

1. Дать теоретический анализ проблемы игровой деятельности в дошкольных учреждениях.

2. Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении.

3. Показать эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания дошкольников

4. Экспериментально опробовать  систему использования психологических  игр направленной на развитие  познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

 

Методы исследования:

– теоретические: анализ научной и методической литературы над проблемой исследования;

– эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития детей, анализ существующих программ и научно-воспитательной документации, диагностические срезы развития детей педагогический эксперимент количественных и качественный анализ экспериментальных данных.

Исследования проводились в три этапа.

I этап (сентябрь –  ноябрь 2010) изучалась психологическая и методическая литература по теме исследования, анализировались программы дошкольного воспитания, обучающе-воспитательная документация, а также разрабатывались критерии и показатели интеллектуального развития старших дошкольников.

II этап (ноябрь 2010 – март 2011) выявлялись уровни развития старших дошкольников, проводился формирующий эксперимент, в ходе которого проверялась эффективность экспериментальной теории психологических игр дошкольнику на развитие познавательной сферы, развитие мышления, на развитие творческих способностей детей.

III этап (март 2011) осуществлялся сравнительный анализ констатирующего и заключительного этапов экспериментов, выявлялись закономерности интеллектуального развития старших дошкольников.

Объект исследования: старшие дошкольники

 

Предмет исследования: игровая деятельность, как ведущий способ всестороннего развития дошкольника

 

Структура и  объем работы

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Основной текст работы изложен на 32 страницах. Список литературы состоит из  29 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы игровой деятельности в дошкольных учреждениях.

1.1. Значение  игры в формировании личности дошкольника.

Психологи издавна изучают  игры детей и взрослых, отыскивая  их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Еще одно трактование природы игры – удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему- нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

Автор классического произведения "Гомо людекс"("Человек, который играет") Й. Гейзинг, подчеркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы. Уже в мире животных она рушит границы физического существования [1, С. 24].

"Животные могут  играть, значит, они уже где-то  больше, чем просто механизмы.  Мы играем, и мы знаем, что  мы играем, значит, мы больше чем  просто умные существа, потому  что игра - занятие очень умное. "С точки зрения линейного детерминированного мира, игру можно рассматривать только как надменность, которая не опирается на какой-либо традиционный фундамент.

Игра, это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что  возникает в самом процессе исполнения игрового действия. Игра, это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным [16, С. 218].

Ребенок в игре не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Значение игры для  формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Ребенок, совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, он не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка [4, С. 307].

Игровая деятельность строится, таким образом, который в результате возникает воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Игра в придуманной  ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением.

Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок  уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную  окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия [8, С. 15].

Сознательность ребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективного результата.

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. Палочка имеет определенное значение, которое в новом действии приобретает для ребенка нового, особенного игрового содержания. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.

Игра на ранних этапах развития стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов еще не наблюдается.

Основная линия развития для дошкольников лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс. С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира [9, С. 239].

Информация о работе Игра как ведущий вид деятельности дошкольника