Игра основной вид деятельности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.

Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться.

В играх ребенок развивается умственно и физически, сталкивается с миром современной техники, становится целеустремленным, сообразительным, веселым и находчивым. Его рука становится крепче, тело гибче, глаз вернее. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка.

Игра нужна и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….......3
1. Игра – основной вид деятельности ребенка………………………………………….5
1.1. Своеобразие игры как деятельности детей…………………………………....5
1.2. Игра, как средство воспитания и развития детей…………………………….9
1.3. Роль игры в организации детской жизни…………………………………….13
2. Виды игр и их роль в воспитании детей………………………..……………………17
2.1. Сюжетно-ролевая игра, как основная форма воспитания и развития детей…………………………………………………………………………....17
2.2. Строительная игра как форма воспитания ребенка……….…………….......22
2.3. Дидактическая игра – основная форма воспитания ребенка в игре……………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов…………………………32
Приложение

Файлы: 1 файл

ИГРА ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.docx

— 97.07 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ

     Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.

    Игра  для ребенка не только отдых и  развлечение, но и необходимый вид  деятельности: без игры ребенок не может  нормально расти и развиваться.

    В играх ребенок развивается умственно  и физически, сталкивается с миром  современной техники, становится целеустремленным, сообразительным, веселым и находчивым. Его рука становится крепче, тело гибче, глаз вернее. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка.1

    Игра  нужна  и при воспитании правильного  отношения к труду. Очень часто  можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она  украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно  овладеть мастерством. Игры приучают детей  жить и работать в коллективе, считаться  с интересами товарищей, приходить  им на выручку, соблюдать установленные  правила, выполнять требования дисциплины.2

     Игры вызывают веселое и бодрое  настроение, приносят радость. Увлеченные  живой, эмоциональной игрой, дети  легче усваивают и приобретают  различные полезные навыки и  знания, которые понадобятся им  в жизни.

    Из  всего вышесказанного ясно, какую  роль занимает игра в воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность детей. Отсюда постоянная важность и  актуальность применения игры в воспитании ребёнка.

    Целью курсовой работы является изучение игры в воспитательном процессе.

    Для достижения данной цели поставлены следующие  задачи:

    • рассмотреть своеобразие игры как деятельности детей;
    • изучить игру, как средство воспитания и развития детей;
    • проанализировать роль игры в организации детской жизни;
    • рассмотреть сюжетно-ролевую игру, как основную форму воспитания и развития детей;
    • исследовать строительную игру как форму воспитания ребенка;
    • изучить дидактическую игру – основную форму воспитания ребенка в игре.

    Игра  имеет большое образовательное  значение, она тесно связана с  обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая  те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь  между различными явлениями. Они  учатся самостоятельно решать игровые  задачи, находить лучший способ осуществления  задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.3

    Игра  – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение  со сверстниками. Их объединяют общая  цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания  оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы  сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать  между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности  перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.4

 

    1. ИГРА  – ОСНОВНОЙ ВИД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
      1. СВОЕОБРАЗИЕ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

    Своеобразие игры как средства воспитания и обучения и её отличие от других том, что  она даёт возможность осуществлять обучение, упражнение, развитие умственных способностей, формирование ценных черт личности и взаимоотношений детей  в доступной форме деятельности.

    Сочетание элементов обучения с игрой является характерной особенностью процесса обучения детей дошкольного возраста.

    В настоящее, время уже найдены  и теоретически обоснованы прямые способы  сообщения знаний путём обучения на занятиях. Но в отношении детей  младшего дошкольного возраста дидактическая  игра не потеряла своего обучающего значения.

    Истоки  дидактической игры, сочетающей элементы обучения и игру, следует искать в народной педагогике, в материнских обучающих играх, игровых песенках, подвижных играх. Уже в «Ладушках», «Сороке-белобоки», в играх с пальчиками мать учит ребёнка выделять из множества отдельные предметы, части собственного тела ребёнка. Она обозначает их словом и тем самым учит родному языку, через слово привлекает внимание ребёнка к окружающим людям, вещам, явлениям.5

    Советская дошкольная педагогика и передовая  практика обогатили понимание дидактической  игры, показав, что её своеобразие  заключается в сочетании познавательного  содержания, элементов обучения и  радующей детей игровой деятельности.

    Воспитательная  ценность игры заключается в том, что она подвластна педагогу, создаётся  им, входит в фонд педагогических средств, постепенно усваивается детьми и  становится содержанием их самостоятельной  деятельности.

    Сердцевиной игры является игровой замысел, игровое  действие, правило и познавательное содержание.6

    Игровой замысел вызывает интерес детей. Игровой замысел выражен в  самом названии игры и составляет ее зачин - завязку. Например, в дидактической игре «Поймай рыбку» цель и смысл всей игры и заключается в том, чтобы, регулируя движения удочки и магнитного крючка, зацепить рыбку, то есть решить поставленную игрой задачу. Обучающее содержание этой игры — упражнение рук и глаз в их сочетании.

    Иногда  игровой замысел выступает в  форме игрового задания. Например, в  дидактической игре «Собери одинаковое по форме» дети собирают игрушки, предметы, сходные с заданной формой. Выигравшим считается тот, кто собрал больше игрушек или предметов. Ребёнку  ясен замысел, познавательный же смысл игры - дифференцировка предметов по их форме - реализуется при выполнении задания.7

    Игровое задание выступает в форме  интеллектуальной задачи, требующей  обдумывания, сравнения, сопоставления. Например, игры типа «Что к чему», «Что после чего» требуют соотнесения  части и целого, распределения  действий в их последовательности.

    Смысл и своеобразие таких игр заключается  в том, что дети часто решают задачу в уме, прежде чем решить её действием. Обдумывание действий и хода игры как бы планирует, предваряет действие.

    Игровой замысел выступает и в виде вопроса, проектирующего ход игры. Например, в игре «А если бы» перед детьми раскрывается ряд условий, в зависимости  от которых и развёртывается ход  игры. К этим играм относятся многие словесные игры.

    Замысел игры может иметь форму загадки, в которой даны лишь некоторые  условия. К играм-загадкам относятся  игры, в которых по нескольким признакам  нужно узнать предмет: собственно загадки, игры типа простых шарад, игры-головоломки  и другие.8

    Существенной  стороной игры являются игровые действия, вызывающие активность детей и придающие  ей своеобразную форму. Ведь и игровой  замысел может быть реализован только в игровых действиях.9

    Игровые действия организуют деятельность каждого  ребёнка и объединяют коллектив  в игре. Игровое действие, выполняемое  воспитателем, обеспечивает его руководство игрой через роль, позволяет использовать так называемый «пробный ход», направлять игру и сохранять её своеобразие.

    Игровые действия в игре очень разнообразны. Иногда они обусловлены элементами соревнования, например, в дидактических  играх, где нужно быстро заметить сходство или различие, сказать или  воздержаться от запрещённого слова, не пропустить очередного хода. К ним  относятся игры типа лото, домино, квартет  и другие.10

    Игровые действия тем проще, чем меньше дети.

    Игровые действия старших детей сложнее, потому что они требуют взаимодействии одних детей с другими, последовательности, очерёдности, соотнесения с условиями  решения поставленной в игре задачи. Например, в играх-шутках «И мы», «Молчанка» нужно удержаться от запрещённого действии, а три «Наоборот» требуют быстрого противоположного действия.

    Каждая  игра имеет правила, которые подчинены  игровому замыслу и содержанию игры и вместе с тем выполняют существенную функцию  - составляют основной организующий элемент игры.

    Рассмотрим  наличие и взаимодействие отдельных  структурных элементов в широко применяемой игре «Что изменилось». Игра заключается в том, что перед  детьми выставляется несколько игрушек (4—5) или им предлагается рассмотреть  какой-либо предмет, например игрушку, куклу, костюм товарища, а после того как закончено рассматривание,—  вносятся изменения. Например, одна из пяти предлагаемых игрушек заменяется или у куклы меняются ленты  в косах, в карманчик вкладывается цветной платочек и так далее. Изменения вносятся так, чтобы дети не видели: они должны их заметить сами.11

    Игровой замысел, выступающий в форме  задачи — заметить, что изменилось, составляет смысл игры, её содержание. Игровые действия могут быть разнообразны, но все они направлены на то, чтобы  решить поставленную игрою задачу, заметить и сказать, что изменилось. Дети должны пристально посмотреть на игрушки или другие предметы, запомнить  их содержание, месторасположение.

    Иногда  рассматривание сочетается с активными  движениями, так как дети трех, трех с половиной лет смотрят не только глазами, но и руками. Предметы или игрушки могут быть только названы или к тому же указано  их расположение. В этих двух случаях  дети будут лишь смотреть и запоминать, а потом рассказывать об изменениях, «отгадывать». В основе их деятельности - наблюдение.

    В другом случае выполнению игрового действия в соответствии с замыслом будут  предшествовать активные действия с  игрушками — дети будут их трогать, переставлять; могут появиться элементы игры, которые возникнут при осмотре  игрушки. Здесь наблюдение связано  с действием, активной моторной деятельностью. Это может быть обусловлено теми задачами, которые ставит воспитатель: использовать руку как орган познания.12

    Воспитатель может сочетать задачу упражнения в  наблюдательности с развитием словаря, и тогда игровые действия обогащаются  речевой деятельностью детей. Эта  же игра используется для упражнения детей в пространственных ориентировках, обозначении их словом.

    Совершенно  очевидно, что при одном игровом  замысле «узнать, что изменилось»  игровые действия определяются задачами, которые решает воспитатель, организуя  игру. От этого же зависит сложность, и разнообразие игровых правил.

    Правила в указанной игре регулируют поведение  детей и указывают способ действия: смотреть внимательно, стараться запомнить, не торопиться, не мешать друг другу, ждать  очереди. Они выполняют и воспитательную функцию, воспитывая у детей сдержанность и способность радоваться успеху товарища. Выполнение правил того или  иного способа действий определяет и результат игры, то есть решение поставленной игрою задачи.13 
 
 
 

1.2. ИГРА, КАК СРЕДСТВО  ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ

    Советские психологи считают игру ведущей  деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике  ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

    В игре все стороны личности ребенка  формируются в единстве и взаимодействии.14

    По  выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней  проявляются и через нее формируются  все стороны психической жизни  личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления  об окружающей жизни, выявить особенности  характера, отношение к товарищам  и взрослым.

Информация о работе Игра основной вид деятельности ребенка