Игра основной вид деятельности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.

Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться.

В играх ребенок развивается умственно и физически, сталкивается с миром современной техники, становится целеустремленным, сообразительным, веселым и находчивым. Его рука становится крепче, тело гибче, глаз вернее. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка.

Игра нужна и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….......3
1. Игра – основной вид деятельности ребенка………………………………………….5
1.1. Своеобразие игры как деятельности детей…………………………………....5
1.2. Игра, как средство воспитания и развития детей…………………………….9
1.3. Роль игры в организации детской жизни…………………………………….13
2. Виды игр и их роль в воспитании детей………………………..……………………17
2.1. Сюжетно-ролевая игра, как основная форма воспитания и развития детей…………………………………………………………………………....17
2.2. Строительная игра как форма воспитания ребенка……….…………….......22
2.3. Дидактическая игра – основная форма воспитания ребенка в игре……………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов…………………………32
Приложение

Файлы: 1 файл

ИГРА ОСНОВНОЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.docx

— 97.07 Кб (Скачать)

    В играх детей младшей группы оказались  весьма эффективными приемы, опирающиеся  на наглядное восприятие предметов  и способов строительства. Особенно сильное влияние на содержание строительной игры, на развитие умений строить оказала  совместная игра педагога с детьми, в процессе которой воспитательница  показывала, как построить, как поиграть с постройкой. Играя вместе с педагогом, маленькие дети внимательно следят за тем, как возникают разные постройки  домиков, мостиков, беседок. Дети видят, как куклы «ходят» по мостику, «живут» в домике, «смотрят» в окошко, и самим им хочется построить, поиграть. Наглядное восприятие действий педагога в процессе стройки и игры наиболее успешно способствует развитию строительных игр маленьких детей. В совместной игре с детьми педагог показывает, как сделать ту или другую постройку, напоминает, что и как делали на занятиях, поддерживает инициативу ребят и практически помогает реализовать возникающие у них замыслы.

    Руководя  строительными играми детей младшей  группы, очень важно показать, как  пользоваться строительным материалом,—  это важный путь педагогического  руководства на ступени младшего дошкольного возраста, рассчитанный на то, чтобы у детей третьего, четвертого года жизни сложился первоначальный опыт строительной игры. Важнейшим условием развития содержания игры в младшей группе является использование игрушки, которая определяет содержание игр.

    Необходимо  также учитывать и отношение  детей к строительной игре, определяемое их склонностями и интересами. Так, нередко можно заметить, что число  детей, предпочитающих строительную игру, меньше, чем интересующихся ролевой  игрой.48

    Пути  педагогического руководства строительной игрой разнообразны. Одни из них  опираются на конкретное восприятие детьми построек, сделанных педагогом, наблюдение строительства различных  зданий в окрестностях детского сада, а также рассматривание различных  изображений построек на фотографиях  и рисунках. Другие опираются на совет педагога, предложение замысла, рекомендаций по его реализации.

    В целях развития строительной игры может  быть использовано также чтение художественных рассказов, обогащающих круг представлений  детей о различных зданиях, машинах, о строительстве.49 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА - ОСНОВНАЯ ФОРМА  ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА  В ИГРЕ

    Дидактическая  игра  одновременно  является  формой  обучения,  наиболее характерной для маленьких детей.

    В  дидактической  игре  содержатся  все  структурные  элементы   (части), характерные для игровой деятельности детей:  замысел  (задача),  содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они  в  несколько  иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и  обучении детей дошкольного возраста.50

    Наличие  дидактической  задачи  подчёркивает  обучающий  характер  игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности  детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической  игре  она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение  дидактической игры состоит  в  том,  что  она  развивает  самостоятельность  и  активности мышления и речи у детей.

    Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они  определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь,  определяют  характер и  способ  игровых  действий,  организуют  и  направляют  поведение   детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он  формирует  у детей способность ориентироваться  в  изменяющихся  обстоятельствах,  умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое  усилие. В результате этого  развивается  способность управлять своими  действиями, соотносить их с действиями других играющих.51

    Правила игры имеют обучающий, организующий и  дисциплинирующий  характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и  как  нужно  делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их  роль,  уточняют  способ выполнения;   организующие   определяют   порядок,   последовательность    и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том,  чего  и почему нельзя делать.52

    Результат дидактической игры  -  показатель  уровня  достижения  детей  в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а  не просто выигрыш, полученный любым путём.

    Игровые  задачи,  действия,  правила,  результат  игры  взаимосвязаны,  и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает  её  целостность, снижает воспитательное воздействие. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные  задачи,  решение которых требует  сосредоточенности,  внимания,  умственного усилия,  умения осмыслить правила, последовательность действий,  преодолеть  трудности.  Они содействуют развитию у  дошкольников  ощущений  и  восприятии,  формированию представлений, усвоению знаний. Эти  игры  дают  возможность  обучать детей разнообразным  экономным  и  рациональным  способам  решения  тех  или  иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.53

    Необходимо  добиваться того,  чтобы  дидактическая  игра  была  не  только формой усвоения отдельных знаний и умений, но  и  способствовала  бы  общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

    Дидактические игры и занятия дадут хороший  результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий.54

      Дидактические игры и занятия  очень важны для умственного  воспитания детей. Во время  занятий у ребенка вырабатываются  важные качества, необходимые для  успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность  сосредоточиться на том, что  ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и  склонность детей к подражанию, педагог побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами. 
Вызывая подражание своим действиям и словам, педагог учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

    Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного  качества, как любознательность. Получая  пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать  взрослого, смотреть на то, что ему  показывают, овладевает определенными  знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем  виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала. Развивается и совершенствуется его восприятие. 
Показывая, рассказывая детям, педагог раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших, знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача — научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью. 
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать.55

    Таким образом, роль дидактических игр  и занятий в воспитании детей несомненна.

    Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала  ребенок приучается делать что-то рядом  с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и  сам не отвлекаясь. Затем он привыкает  к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить. Зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.56

    Во  время занятий постепенно формируется  некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного  пользования игрушкой, картинкой  и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать  первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям  взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности. Таким образом, во время занятий не должны быть забыты и задачи нравственного воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Начиная организовывать игры в детском коллективе, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности, а затем планомерно перестраивают  существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо  и настойчиво работая над их духовным ростом.

    Нельзя  отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым  развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто  не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом  воспитания, зависит от методики и  техники их организации, от стиля  игры, а главное от ее качества.

    Жизнь детей ярко и значительно проявляется  в играх, и если эти игры подбирать  продуманно, проводить правильно, то именно в играх можно достичь  многого, чего нередко трудно добиться путем пространных бесед, собраний, очень утомляющих детей.57

    Подмечая, как дети ведут себя во время игры, педагог может вовремя поправить  ребенка, помочь ему.

    При написании данной курсовой работы цель была достигнута, а задачи выполнены.

    В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

    Несмотря  на большое воспитательное значение игры, ее нельзя обособлять, считать  моносредством, рассчитывать путем  только одних игр воспитывать детей.

    Таким образом, игра – это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях воспитания. Игра подобна белилам в живописи, без которых не получится картины. Белил нужно больше, чем любой другой краски, они  дают необходимый цвет нужную тональность, но одними ими можно написать картину только на темном фоне. Это сравнение игры с белилами приведено для того, чтобы верно представить место игры во всей композиции воспитательного процесса, понять, что игра нужна чуть ли не везде, дело только в большей или меньшей ее дозировке.

    При планировании работы на учебный год  воспитатели ставят перед собой  цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности учащихся, помогать в усвоении учебного материала, создавать дружный детский коллектив.

    Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми. Однако для проведения игр должны быть созданы соответствующие  условия. Главнейшими из них являются: изготовление игр, организация детских  игровых зон и площадок, выработка  правил игр.58 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ

    ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникеева Г.С. Воспитание игрой. Новосибирск, 2004
  2. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 2005
  3. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность. М., 1998
  4. Занько С. Ф. Игра и ученье. М., 1992
  5. Ильенко Э.В. Философия и культура. М., 1991
  6. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М., 1999
  7. Морозов И.А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург, 2001
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 2006
  9. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. М., 2005
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2001

Информация о работе Игра основной вид деятельности ребенка