Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:44, курсовая работа
Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.
Игра для ребенка не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти и развиваться.
В играх ребенок развивается умственно и физически, сталкивается с миром современной техники, становится целеустремленным, сообразительным, веселым и находчивым. Его рука становится крепче, тело гибче, глаз вернее. В игре вырабатывается трудолюбие, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, смекалка.
Игра нужна и при воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством. Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины
Введение……………………………………………………………………………….......3
1. Игра – основной вид деятельности ребенка………………………………………….5
1.1. Своеобразие игры как деятельности детей…………………………………....5
1.2. Игра, как средство воспитания и развития детей…………………………….9
1.3. Роль игры в организации детской жизни…………………………………….13
2. Виды игр и их роль в воспитании детей………………………..……………………17
2.1. Сюжетно-ролевая игра, как основная форма воспитания и развития детей…………………………………………………………………………....17
2.2. Строительная игра как форма воспитания ребенка……….…………….......22
2.3. Дидактическая игра – основная форма воспитания ребенка в игре……………………………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов…………………………32
Приложение
2.1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, "Программу обучения и воспитания в детском саду", то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.33
Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Рассмотрим сюжетную линию.34
В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская.
Действительно, действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала это простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей. Родители удивляются талантам малыша – такой маленький, а сам придумывает сюжет, но это очень хороший признак, который должен быть свойственен всем детям, – развитие самостоятельности. Все, что сейчас он делает – он делает сам, без помощи. Когда-нибудь каждый человек приходит к самостоятельности, пусть так рано начнутся первые ее проявления. Второй схожей чертой игры ребенка и режиссера в данном случае является то, что ребенок сам решает, кто кем будет. Каждый предмет может стать домиком, человеком, животным и так далее. Ребенок тем самым учится переносить свойства одного предмета на другой. Третьим важным сходством является то, что малыш сам сочиняет мизансцены. Он может долгое время возиться с мелкими предметами только потому, что составляет из них фон для будущего действия. Ну и, наконец, ребенок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становится диктором, повествующим о том, что происходит. Значение такой игры огромно. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности.35 Ребенок-режиссер приобретает необходимое качество для дальнейшего развития игры — он научается "видеть целое раньше частей". В данном случае это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персонажей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.36
Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни. Особую значимость режиссерская игра приобретает в связи с тем, что она в одной из своих характеристик полностью совпадает со спецификой воображения. Способность видеть целое раньше частей — вот та основа игры и воображения, без которой ребенок никогда не сможет стать "волшебником" (Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 1996). А что же делает маленький режиссер на самом деле? Он соединяет различные, вроде и не связанные друг с другом предметы логическими связями, сюжетом. Каждый предмет у него получает свои отличительные свойства, все они оживают, говорят. Таким образом, все неодушевленные участники игры вдруг соединяются сюжетом ребенка, а это и есть агглютинация - вид воображения.37
Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры - образно-ролевая.
Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то - в животных, во взрослых, даже в машины. Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все "нормальные" дети, а стал их "объезжать". "Что за ребенок такой!" — в сердцах говорит мама. "А я не ребенок, я — машина". Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз "потрепать ей нервы", а лишь потому, что он — машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит.38
Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (то есть другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет.
В
сюжетно-ролевой игре основное внимание
ребенка направлено на социальные отношения
людей. Именно поэтому ребенок и
начинает обыгрывать знакомые темы —
магазин, больница, школа, транспорт
— и многие другие. И если раньше
эти игры были очень богаты по содержанию,
то теперь они больше похожи на схемы,
чем на красочные описания тех
или иных событий. Это произошло
в первую очередь потому, что большинство
ребят не знакомы или плохо
знакомы с различными сторонами
жизни. Усложнилось производство; труд
взрослых, раньше такой понятный и
доступный детям, оказался для них
за семью печатями. Многие дошкольники
не знают, чем занимаются их родители,
кто они по профессии. И если раньше
первое, что обыгрывали дети, был
труд их родителей, а естественное желание
быть "как мама" или "как папа"
воплощалось в исполнении профессий,
то теперь малыши вынуждены свести
все к "семейному быту". И
так сложилось, что основной игрой
детей стала игра в "дочки-матери".
Конечно, ничего плохого в этом нет,
однако все богатство сюжетов
и взаимоотношений между людьми
сводится лишь к семейным сценам, а
остальные стороны
Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. 40
У
детей среднего дошкольного возраста
роли формируются уже до начала игры.
Все ссоры из-за ролей. У старших
дошкольников игра начинается с договора,
с совместного планирования, кто
кем будет играть, а основные вопросы
теперь уже "Бывает так или нет?".
Так, дети учатся общественным связям
в процессе игры. Заметно сглаживается
процесс социализации, дети постепенно
вливаются в коллектив. В сущности, тенденция
к тому, что в наше время далеко не все
родители отдают детей в садик, потому
и пугающая, что молодое поколение испытывает
значительные сложности с общением, находясь
как бы в изоляции до самой школы.41
Строительная игра — это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. Строительная игра многообразна: иногда в ней ребенок подражает строительной деятельности взрослых, тогда он берет на себя роль «рабочего-строителя», но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда пытается реализовать и неясные еще творческие замыслы.
Строительные
игры детей — увлекательная
Каковы же те воспитательно-образовательные задачи, которые могут быть решены в процессе педагогического руководства строительной игрой? Руководство строительной игрой направляется на развитие этой игры как деятельности, заключающей в себе большие педагогические возможности. Одной из важнейших задач в этом отношении является развитие замысла. Замысел в игре появляется уже у детей младшей группы. Но для замысла маленьких детей характерна прямая связь с непосредственно воспринимаемым предметом (например, дети строят домик для кукол, конюшню для лошадки, мостик, по которому поедут автомашины). Для развития замысла детей средней и старшей групп, как об этом свидетельствует литература и передовой опыт руководства играми детей, характерны не только связь с непосредственно воспринимаемым предметом, но и влияние опыта, круга ранее полученных впечатлений.43
Однако возникший замысел может быть и не реализован в игре. Поэтому перед педагогом встают задачи воспитания у детей таких качеств, которые позволяли бы реализовывать возникший замысел. Каковы же эти качества? Прежде всего это развитие находчивости, умения проявлять инициативу в отыскании нужного материала и использовании его для реализации замысла, умение использовать соответствующие жизненные впечатления, опыт, договориться с товарищами, распределить между собой поручения, роли в предстоящей игре.44
Развитие умения строить, предвидя необходимые условия и результаты игры, — одна из важных педагогических задач. Ее решение поможет воспитывать у детей инициативу, умение, практически, своими руками, добиваться результата.
Основные строительные умения дети приобретают на занятиях по конструированию; они осваивают элементарное строение тех предметов, которые можно создать,— стены дома, крышу, окна, колонны. На занятиях дети учатся целесообразному использованию строительных деталей, осваивают простейшие способы художественного оформления построек.
Организация строительных игр детей с учетом их опыта, полученного на занятиях, позволяет успешно разрешать задачи воспитания инициативы, активности, находчивости и развития их художественного вкуса.
Освоив на занятиях приемы сооружения элементарных построек, дети в строительных играх создают многообразные варианты тех же построек, получающих в игре другое оформление, приспособленных к конкретным условиям развертывания игры. В этих вариантах построек и зарождаются начала детского творчества, поиски нового решения художественного оформления постройки. Создание новых вариантов построек заставляет ребенка активно и сознательно отбирать детали по их качествам, что повышает культуру восприятия, тонкость дифференцировок, совершенствует глазомер.45
Ценные качества могут быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала после игры: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело. Эти воспитательные задачи не должны быть забыты в процессе педагогического руководства строительной игрой.
В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.
В игре дети обучаются руководить и подчиняться общим требованиям, совместными усилиями развертывать замысел стройки. Участники советуются друг с другом, намечают известную очередность процессов, направляют свои усилия к общей цели, согласовывают деятельность в темпе, в сроках начала и завершения работы.46
Продуманные приемы руководства игрой дают ощутимые результаты. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполненными.47