Деятельность и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:52, контрольная работа

Краткое описание

Если вы проанализируете психологическую деятельность человека, начиная с психологической деятельности ребенка и, тем более психологическую деятельность подростка или взрослого, то вы должны будете признать, что подавляющая масса актов поведения человека вовсе не определяется биологическими мотивами; силами, движущими поведение человека, вовсе не является голод, пищевой рефлекс, оборонительный рефлекс, половой рефлекс и так далее.

Файлы: 1 файл

КР №5.docx

— 31.22 Кб (Скачать)

1. В чем принципиальное различие  деятельности человека и сложных  форм поведения животных? Проиллюстрируйте  эти различия примерами.

    Чем отличается психологическая  деятельность человека от поведения  животного по своему содержания  и строению?

    Прежде всего это отличие заключается в том, что вероятно в подавляющей своей части поведение человека не протекает внутри биологических мотивов и не определяется биологическими потребностями.

    Если вы проанализируете психологическую деятельность человека, начиная с психологической деятельности ребенка и, тем более психологическую деятельность подростка или взрослого, то вы должны будете признать, что подавляющая масса актов поведения человека вовсе не определяется биологическими мотивами; силами, движущими поведение человека, вовсе не является голод, пищевой рефлекс, оборонительный рефлекс, половой рефлекс и так далее. Деятельность человека определяется по своему содержанию другими мотивами, которые приобрели в науке очень невразумительное название «духовных» мотивов, вероятно, просто потому, что как – то надо было отличить их от мотивов животных, а подходящих понятий сразу не было найдено.

    Примером такого поведения  может служить поведение учения. Все вы учитесь вовсе не из каких – либо биологических мотивов. Мотивы ваши могут быть разными: одни учатся потому, что их интересует само содержание науки, и ими, следовательно, движет познавательный интерес; другие учатся потому, что хотят получить положение в жизни, и ими движут, следовательно известные мотивы престижа. Но какие бы ни были мотивы, они не являются биологическими.

    Если проанализировать  каждый отдельный поступок человека, то окажется, что и эти поступки  в очень небольшом проценте  являются актами, которыми движутся  не биологическими мотивами .

    Попытка свести поведение  человека к биологическим мотивам,  рассматривать это поведение  как результат оборонительного  или пищевого рефлекса есть  величайшая вульгаризация психологии.

    Значит, поведение человека по своему содержанию отличается от поведения животного тем, что оно программируется другими мотивами и потребностями, выходящими за пределы биологических и носящих характер так называемых духовный потребностей. В чем же состоят эти духовные потребности и как материалистически к ним подойти.

    В отличие от животного,  человек может ставить себе  цели, и эти цели или задачи  могут носить очень расчлененный  характер, далеко выходя за пределы  непосредственно биологически обусловленных  актов. Даже если человек, вернувшись  домой и будучи страшно голодный, захотел бы открыть шкаф, где хранится пища, а ключа от шкафа не оказалось, он идет к соседям, спрашивая, нет ли подходящего ключа, или к слесарю, чтобы заказать ключ, или находит орудие, с помощью которого можно взломать дверцу шкафа, – во всех тех случаях его действия не носят прямого биологического характера. Его задача заключается в том, чтобы вычленить ряд действий, которые последовательно осуществляет, чтобы постепенно подойти к выполнению цели; эти действия распадаются на ряд определенных, иерархически подчиненных друг другу операций, каждая из которых может не иметь прямого отношения к цели.

    Учение, труд, трудовая деятельность – все заполнено у человека такими действиями, которые человек осуществляет сознательно или имеет ввиду то значение, которое эти действия получат и которые никакого биологического смысла не имеют. Если бы я хотел изобразить такую деятельность в известной схеме, то я бы сказал, что деятельность животного, как бы сложна и извилиста не была, всегда ведет к достижению какой биологической цели, она превращается в известные действия, которые только в отношении с другими действиями, с целым циклом действий, а иногда и с действиями других людей может привести к известной цели и получить окончательный эффект. Таким образом, деятельность человека строится как расчлененная цепь взаимоподчиненных отдельных актов, которые лишь в конечной стадии могут привести к известному биологическому смыслу, но, которые сами по себе такого биологического смысла не имеют.

    Отсюда, что очень существенно,  – деятельность человека, определяемая  целями, которые он сам ставит, задачами, которые он сам осознает, превращается в сознательную  деятельность, регулируемую предвидением  будущего, что у животного совершенно  отсутствует. И вот этот расчет  на будущее, то есть случаи, когда действие пускается в  ход известным предвидением будущего, составляет подавляющее большинство  конкретных актов нашего поведения.

    Таким образом, первое  отличие психологической деятельности  человека заключается в том,  что она далеко не всегда  протекает в пределах биологических  мотивов, и в том, что деятельность  человека носит сложный иерархический  построенный характер. Она расчленяется на ряд сознательных действий, каждое из которых несет в самом себе известные мотивы и получает свой смысл лишь в конечном итоге, иногда в индивидуальной работе, а иногда в работе других людей приводит к соответствующей цели.

    Эта сложная иерархически  построенная структура деятельности, в которой выделяются отдельные  действия, получающие свой смысл  только из того, что они соотносятся  с конечной целью, а иногда  приобретают смысл только в  деятельности других людей, характеризует  сознательную деятельность человека, отличая его от непосредственного  биологического поведения животных.

    Вторая отличительная  черта психологической деятельности  человека является его иное  отношение к непосредственным  влияниям воздействующей на него  среды. Я уже сказал, что животное  – раб непосредственно воспринимаемой  ситуации, что поведение животного  в настоящем определяется либо  непосредственным восприятием этой  ситуации, либо прошлым опытом, которое  животное получило в этой ситуации. Поведение человека определяется  другим: оно может определяться  более глубоким знанием ситуации  и предвосхищение того будущего, тех последствий, которые могут  возникнуть в связи с его  действиями.

    Позвольте привести несколько  примеров, которые дадут мне возможность  прийти к соответствующему выводу. Ясный осенний день, в октябре.  Вы отправляетесь на далекую  прогулку. Небо ясное, солнышко  греет. Вы решаете в 12 часов  дня выйти из дома с тем,  чтобы вернуться в 7 – 8 часов  вечера. И вот вы отправляетесь  в осенний солнечный день в  далекую прогулку, ориентируясь  вовсе не на то, что сияет  солнце, что оно пригревает, и  делаете как бы бессмысленную  вещь: вы берете теплое пальто  или непромокаемый плащ, хотя  в непосредственном восприятии  никаких мотивов для этого  нет.

    Чем вы руководствуетесь? Вовсе не своим восприятием;  вы руководствуетесь более глубоким  знанием закономерностей: вы знаете, что это осень, октябрь, что  вернетесь поздно вечером, что  октябрьским днем может быть  дождь, а вечером, наверное, будет  холодно. Вы определяете свое  поведение не наглядными впечатлениями  от ситуации, а планируете его  согласно знанию законов природы,  предвосхищая будущее. Как сейчас  часто говорят, вы ведете себя, прогнозируя большую вероятность  появления холода или дождя,  и реагируете на отсутствующий  дождь или холод, исходя из  знания тех закономерностей, которые  таит в себе осенний, хотя  и солнечный день.

        Какое бы действие человека вы не взяли, нормальный человек, если он только не находится в состоянии аффекта, если его поведение не снижено, ведет себя совершенно отлично от того, как ведет себя животное: его деятельность не подчиняется непосредственному восприятию, а анализу этой ситуации, в результате которого сигналы от этой ситуации доходят до него в перешифрованном виде. Эта перешифровка получаемой информации и дает человеку возможность подчинять свое поведение не непосредственному впечатлению, а знанию закона или правила, отражению внутренней необходимости, которое лежит за непосредственным восприятием.

    Таким образом, поведение  человека, в отличие от поведения  животного, может подчиняться  не непосредственному впечатлению,  а анализу закономерностей, которые  могут скрываться за непосредственной  ситуацией. Поэтому поведение  человека, который поступает не  реактивно, соответственно впечатлению  или потребности, а соответственно  познанной необходимости, может  оцениваться как поведение свободное.

    Таким образом поведение человека по структуре сложное иерархическое, по функции – произвольное или свободное, основанное на перешифровке непосредственных впечатлений.

    Этим оно резко отличается  от поведения животных. Если, как  я говорил 2, 5 – ий летний ребенок легко справляется с опытом Бойтендейка, то это потому, что он перешифровывает ситуацию и реагирует не на впечатление от подкрепленного прошлым объекта, а на абстрактной принцип: «Ага, приманка в следующем». Вот почему то, что является границей для человека.

    Третья особенность человека  заключается в том, что, как  я уже рассказывал, поведение  человека не определяется только  двумя факторами – наследственными  программами и личным опытом, – поведение человека определяется  той информацией, которую он  получает от других людей. Усваивая  общечеловеческий опыт, человек  получает возможность использовать  знания и средства уже в  готовом виде. Этот факт имеет  огромное значение.

        Следовательно,  человек обладает третьим фактором  развития – программированием  своего поведения с помощью  усвоения общечеловеческого опыта,  и это резко отличает его  от животного, которое ничего  не получает из опыта других  животных в готовом виде. Тот  факт, что человеку не нужно  самому формировать опыт, а этот  опыт поступает к нему в  готовом виде, в известной общественной информации, представляет следовательно, третью существенную особенность психологического процесса человека. Эта особенность связана уже не со структурой или функцией, а с происхождением, генезисом его сложных форм психологической деятельности.

       

2. Подберите примеры, показывающие  единство и различие сознания  и деятельности.

Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.

Рубинштейн  и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались  на труды Л. С. Выготского и на философскую  теорию К. Маркса, поэтому в их работах  много общего.

Базовый тезис  теории формулируется следующим  образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах  Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».

Теория деятельности — система методологических и  теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом  исследования признается деятельность, опосредствующая все психические  процессы. Данный подход начал формироваться  в отечественной психологии в 20-е  гг. ХХ в. В 1930-е гг. было предложено две  трактовки деятельностного подхода в психологии: С. Л. Рубинштейна (1889—1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности; и А. Н. Леонтьева (1903—1979), который, совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).

Например, человек  думает о том, что надо купить чайник (сознание), и он на следующий день идёт в магазин и покупает чайник (деятельность). Это единство. Однако между чайником, который представлял  в своём сознании человек, и чайником, который он на самом деле купил, может  существовать разница (хотел красный - купил зелё покупка чайника, как реализация осознанной цели является действием, а вот какая деятельность, то есть какое жизненно необходимое отношение было реализовано в акте покупки предстоит ещё выяснить, то есть определить смысл приобретения чайника.

Хотя приобретение чайника может имет смысл деятельности, коли это был акт коллекционирования и чайник был мотивом, то есть объектом определенной, может быть даже, патологической потребности.

3. Какие виды деятельности Вы  знаете и в чем их специфика?  Какова их роль в развитии  личности?

Становление внутренней (психической) деятельности происходит по­степенно. Ребенок сначала совершает действия с предметами (осуществляет внешнюю, предметную деятельность) и лишь со временем приобретает способность совершать те же действия в уме. Процесс преобра­зо­вания внешних (предметных) действий во внутренние (действия “в уме”) называют интериоризацией (от лат. interior – внутренний).

В результате интериоризации психика человека приобретает способность оперировать предметами или явлениями, отсутствующими в поле его зрения, а сам человек получает возможность регулировать поведение и деятельность, основываясь не только на собственном опыте, но и на опыте всего человечества. При этом обратный процесс преобразования умственных (психических) действий в действия с предметной действительностью называют экстериоризацией (от лат. exterior – внешний).

В структуре  деятельности выделяют прежде всего цель – осознанный образ конечного результата деятельности. Именно наличие осознанной цели позволяет определить активность как деятельность. В тех случаях, когда осознанная цель отсутствует, нет и деятельности в полном понимании этого слова, а есть только импульсивное поведение.

Информация о работе Деятельность и ее виды