Деятельность и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:52, контрольная работа

Краткое описание

Если вы проанализируете психологическую деятельность человека, начиная с психологической деятельности ребенка и, тем более психологическую деятельность подростка или взрослого, то вы должны будете признать, что подавляющая масса актов поведения человека вовсе не определяется биологическими мотивами; силами, движущими поведение человека, вовсе не является голод, пищевой рефлекс, оборонительный рефлекс, половой рефлекс и так далее.

Файлы: 1 файл

КР №5.docx

— 31.22 Кб (Скачать)

4. Покажите взаимосвязь навыков  и умений.

Навыки –  это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые  вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно  автоматизируемое действие и затем  функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что  индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью. Физиологической основой формирования навыков является образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей – динамического стереотипа.

Умения

Под умением  понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой  совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить  знания на практике.

Умения:

    применяются;

    преобразуются  для обеспечения гибкости или  приспособления к изменившимся  условиям;

    обобщаются;

    пересматриваются.

 

5. Hазовите основные этапы формирования навыков. От каких условий зависит успешность их формирования и сохранения?

Этапы формирования навыка:

    аналитический – вычленение отдельных элементов действия и овладение ими;

    синтетический – объединение элементов действий в единое целое;

    автоматизации  – целенаправленное и систематическое  повторение действий (упражнения) с  целью придания действию нужной  скорости и плавности.

В результате внимание освобождается от восприятия способов действий и переносится  на результат действия и на окружающую обстановку. Это дает возможность  использовать навык в составе  разных действий с разными целями. Например, человек может вести  документацию, фиксировать результаты экспериментального исследования, составлять конспект лекций и пр., используя  сформи­ро­ван­ный навык письма, который на первых порах, когда человек только учился писать, выступал самостоятельным действием, требующим значительных усилий и сосредоточения сознания именно на процессе написания букв и слов.

Существуют  причины, которые влияют на продуктивность навыков.

1.Обьективные :

Развитие  оборудования

Состояние оборудование

Условия работы

2.Субьективные

Физиологические: утомление, состояние здоровья.

Психические: отношение к деятельности, уверенность  в своих силах, настроение, динамика навыка.

6. Раскройте взаимосвязь личности  и деятельности .

Личность  и деятельность. Процесс формирования личности профессионала обусловливается синтезом возможностей, способностей, активности личности и требованиями деятельности. Основной смысл содержания проблемы сводится к форму­лам:

- «проявление  личности в профессии», т. е.  в выборе и овладении профессией, в удовлетворении личностных  познавательных интересов;

- «развитие  личности в деятельности», что  отражается в формировании профессионально  ориентированных качеств человека (его организма и личностных  черт), расширении сферы познания  окружающего мира, развитии форм  и содержания пред­мета общения.

Формирование  личности профессионала характеризуется  внутренней противоречивостью процессов индивидуального развития человека — неравномерностью изменений и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени.

Профессиональная  деятельность человека задает направление  развития его личности. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая профессиональная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у врачей — грубоватый юмор, снижение уровня эмоциональных переживаний, у учителей — авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения и т. д.).

 Идентификация  личности  с профессией — процесс  адаптации личности к требованиям конкретной деятельности.

Профессиональная  деформация личности — гипертрофированное развитие профессиональных особенностей личности.

Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т. е. представления о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности, — соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности.

Не всякая трудовая деятельность развивает личность, и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и по­явление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.

Возрастные  и биографические кризисы. Важной особенностью психического развития субъекта труда  является возможность возникновения  кризисных явлений, связанных с  замедлением или даже регрессией в развитии. При всем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе «нормативные жизненные кризисы». Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативных кризисов взрослой жизни.

Первый нормативный  кризис в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, — он проявляется в трудности вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, адаптации к трудовым взаимоотношениям и т. д.

После завершения периода профессиональной адаптации (после 4-5 лет работы) может наступить  следующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случае неудовлетворения личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т. п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Нормативный «кризис середины жизни» (40-50 лет) в  профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия, психосоматические заболевания.

Тяжело переживается и пред пенсионный кризис (55-60 лет), связанный с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной ее замены другими видами деятельности, недостаточной критичностью в оценке ситуации, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями.

С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения так называемых «биографических кризисов» (Р. А. Ахмеров), которые могут не только оказывать влияние на эффектность и качество трудового процесса, но также изменять самооценку и самоуважение субъекта труда. Во-первых, это «кризис нереализованности», связанный с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями новой социальной среды, в которую он перешел. Во-вторых, это «кризис опустошенности», который возникает в ситуации, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи от прошлого и настоящего в будущее, — он проявляется в переживаниях отсутствия конкретных целей, несмотря на наличие определенных трудовых достижений, и объективных возможностей в профессиональной деятельности. В-третьих, это «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей само­определения, самореализации в тех или иных возможных ролях, отсутствием замыслов на будущее, непониманием потенциальных связей событий.

 

7. Определите сущность и дайте  характеристику структурным компонентам  деятельности.

В структуре  деятельности выделяют также ее мотивы, поясняющие причины, которые побуждают  человека стремиться к достижению цели. Hапример, цель студента – получить высшее образование, а мотивы могут быть разными – получить диплом, знания, повысить престиж и т.д.

Таким образом, мотивы, побуждая человека к деятельности, обу­с­ловливают специфику выбора средств и способа достижения цели. Одно дело, если студент стремится  получить образование только ради диплома, и совсем другое – если он хочет  получить, прежде всего, знания.

Цель, на которую  направлена деятельность, может быть более или менее отдаленной. Часто  для ее достижения необходимо решить целый ряд частных задач. Каждый относительно законченный элемент  деятельности, направленный на выполнение текущей частной задачи на пути к  дос­тижению цели, называют действием. Hапример, действия студентов – слушание лекций, сдача экзаменов и т.п.

Итак, структурными элементами деятельности являются цель, мотив, действие.

К внешним относят двигательные (моторные) действия человека, действия по перемещению предметов, движения речевых органов человека, мимику и пантомимику. К внутренним относят перцептивные (от лат. perceptio – восприятие) действия, посредством которых формируется целостный образ предметов и явлений, мнемические действия, входящие в состав деятельности по запо­ми­нанию какой-либо инфор­мации и последующему ее припоминанию, мыслительные действия .

 

8. Назовите виды деятельности  и дайте им характеристику .

Каждому периоду  жизни человека соответствует определенный ведущий вид деятельности, в первую очередь определяющий его психическое  развитие и становление личности. Для дошкольного возраста ведущим  видом деятельности является игра, для школьного – учение, а для  взрослого человека – труд.

Становление внутренней (психической) деятельности происходит постепенно. Ребенок сначала совершает действия с предметами (осуществляет внешнюю, предметную деятельность) и лишь со временем приобретает способность совершать те же действия в уме. Процесс преобра­зо­вания внешних (предметных) действий во внутренние (действия “в уме”) называют интериоризацией (от лат. interior – внутренний).

В результате интериоризации психика человека приобретает способность оперировать предметами или явлениями, отсутствующими в поле его зрения, а сам человек получает возможность регулировать поведение и деятельность, основываясь не только на собственном опыте, но и на опыте всего человечества. При этом обратный процесс преобразования умственных (психических) действий в действия с предметной действительностью называют экстерио­ри­зацией (от лат. exterior – внешний).

В структуре  деятельности выделяют прежде всего цель – осознанный образ конечного результата деятельности. Именно наличие осознанной цели позволяет определить активность как деятельность. В тех случаях, когда осознанная цель отсутствует, нет и деятельности в полном понимании этого слова, а есть только импульсивное поведение.


Информация о работе Деятельность и ее виды