Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы.
Теоретическое обоснование и экспериментальное опробование системы развития детей дошкольного возраста в игре.
Задачи исследования:
1. Дать теоретический анализ проблемы игровой деятельности в дошкольных учреждениях.
2. Изучить особенности проведения игр в дошкольном учреждении.
3. Показать эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания дошкольников
4. Экспериментально опробовать систему использования психологических игр направленной на развитие познавательной сферы, развития мышления, на межличностное развитие творческих способностей детей со сверстниками и взрослыми.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой деятельности в дошкольных учреждениях ……………………………………………………….7
1.1. Значение игры в формировании личности дошкольника …………..7
1.2. Психологическая характеристика игровой деятельности ………...12
1.3. Роль игры в воспитании у дошкольников положительного отношения к школе ……………………………………………………………...16
Глава 2. Эффективность использования игры, как способа всестороннего развития дошкольника ………………………………………...19
2.1. Научный анализ игровой деятельности ……………………………19
2.2. Игровой опыт, как практическое определение уровня воспитанности и личностного развития детей ………………………………..22
2.3. Эффективность использования игры в процессе обучения и воспитания дошкольников ……………………………………………………...26
Заключение ……………………………………………………………….30
Список литературы ………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Третьим заданием мы предложили детям инсценировать песню "Ходит  арбуз по огороду". Цель этого задания: определить уровень развития творческого представления у детей, умение выразительно исполнять движения, которые были свойственны данному персонажу. Чтобы дети смогли выполнить это задание мы провели предварительную работу: заранее выучили песню, изготовили наголовники для детей, выбрали кто из детей будет выполнять роль ловящей. Проанализировали характер песни, какой должен быть каждый из персонажей.

Четвертым заданием которое  мы предложили детям была игра "Доброе слово". Цель игры – коррекция нежелательных черт характера поведения детей, развитие познавательной сферы психики, снижение психического напряжения.

Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

Пятое задание, которое  мы предложили детям – игра "Назови как можно больше отличий". Цель игры - закрепление и расширение полученных ранее сведений, развитие воображения, умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

Детям предлагают разные пары картинок, но с одинаковым количеством признаков отличия и в другой столько же. Названные детьми различия фиксируются. При дальнейшем использовании использовании ограничение времени поиска до двух- трех минут.

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень развития игровых навыков, у детей старшей группы можно считать хорошим.

Повторное опрашивание  проводилось в марте 2011 года в детском саду № 55 г. Читы, в котором брали участие две старшие группы: контрольная (16 детей), и экспериментальная (17 детей). Это опрашивание показало изменения, которые произошли в процессе творческих способностей детей в экспериментальной группе. Ответы детей контрольной группы совпадают с данными полученными в ноябре 2010 года.

Анализируя результаты ответов экспериментальной группы на первое задание "Назови как можно больше отличий" мы выяснили, что из семнадцати детей, четырнадцать выполнили с удовольствием задание, находили отличия до десяти признаков не более чем за три минуты. Только трое детей выполняли задание без энтузиазма. Поэтому отстали во времени, но с заданием справились.

 

Вывод:

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что предложенные задания были выполнены лучше экспериментальной группой, чем контрольной группой. Таким образом, данные повторного опрашивания проведенного в марте 2011 года показывают, что развитие творческих способностей экспериментальной группы, сравнительно с контрольной группой можно считать отличными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего  мира, путем активного соучастия  в труде и повседневной жизнедеятельности  людей.

Игровая деятельность ребенка  всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

Данные нашего исследования показали, что процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Практическое применение творческих заданий в экспериментальной  группе благоприятствовало появлению  позитивных тенденций в этом процессе. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…

Данные нашего эксперимента могут быть использованы в обучающе-воспитательной работе воспитателем и студентами-практикантами.

 

 

Список литературы

1. Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает?. М.: Просвещение, 1991. – С. 24.

2. Амонашвили Ш.А. В  школу с шести лет. М.: Просвещение, 1981. С.97.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. М.: Просвещение, 1997. – С. 34 – 36.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. – С. 307, 341.

5. Богославский В.В. и др. Общая психология. М.: Просвещение, 1981. – С. 147 – 148.

6. Богуславская З.М., Смирнова  Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. – С. 9 – 10.

7. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983. – С. 18.

8. Венгер Л.А. Воспитание  о бучение детей шестого года  жизни. М.: Просвещение, 1987. – С. 15.

9. Волкова Н.П. Педагогика. Киев: Академия, 2001. – С. 239.

10. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981. – С. 10 – 11.

11.Гаспарова Е.М. Дошкольное воспитание. М., 1984. – С. 56.

12. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988. – С. 83.

13.Зик К. Ребенок  и его мир. М.: Просвещение, 1985. – С. 3.

14. Кандибур Г. Р.  Развитие интеллектуальных способностей  у детей 4-12 лет. Днепропетровск, 1997. – С. 55.

15. Коломанский Я.Л., Панько  Е.А. М.: Просвещение, 1988. – С.46 – 49.

16. Киричук О.В, Романец  В.А. Основы психологии. Киев: Лебедь, 1997. – С. 218.

17. Лешли Д.М. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1991. – С. 21.

18. Логинова В.И. и др. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение. 1988. – С. 128 – 129.

19. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М.: Просвещение, 1983. – С. 7 – 8.

20. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1982. – С. 31 – 42.

21. Михайленко И., Короткова И. Дошкольное воспитание. М., 1993. – С. 8.

22. Мойсенюк Г.О. Педагогика. Киев, 2001. – С. 101.

23. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1991. – С. 13 – 15.

24. Новоселова С.Л., Локуциевская Г.Г. Принципы построения системы игрушек. М.: Техн. Истетика, 1979. – С. 63 – 64.

25. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1986. – С. 27.

26. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. Киев, 1985. – С. 17.

27. Уронтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. М., 1992. – С. 22.

28. Эльконин Д.Б. Психологие игры. М.: Просвещение 1987. – С. 277.

29. Яковлева Н. Г. Психологическая  помощь дошкольнику. М.: Сфера, 2002. – С. 43.




Информация о работе Игра как ведущий вид деятельности дошкольника