Авторитет учителя педагогический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стремительное развитие информационной среды делает учителя менее значимым в качестве источника передачи знаний, положительного социального опыта. Более того, в современном образовании все отчетливее проявляется тенденция разрушения принципа социальной иерархии, в котором коренятся важнейшие черты традиционных культур – почитание старших, наставников-учителей, с одной стороны, и ответственность последних за воспроизводство духовного опыта социума – с другой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………............................
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения авторитета учителя как педагогического феномена…………………………………...............................

7

1.1 Понятие авторитета учителя………………..………………………
7

1.2 Виды авторитета учителя………….………………………………….
14

1.3 Факторы, влияющие на развитие педагогического авторитета………

23

Резюме по 1 главе…………………………………………………………
29
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………………
30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………..........................


3.1 Диагностика уровня сформированности педагогического авторитета (Использование профессиограммы для определения уровня авторитета учителя)…………………………………………………………


3.2 Рекомендации по повышению авторитета учителя..


3.3 Результаты контрольного этапа эксперимента………………………

Выводы……………………………………………………………………………

Практические рекомендации…………………………………………………….

Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Диплом. АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)


АВТОРИТЕТ  УЧИТЕЛЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ФЕНОМЕН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………............................

3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения авторитета учителя  как  педагогического  феномена…………………………………...............................

 

7

 

1.1 Понятие    авторитета учителя………………..………………………

7

 

1.2 Виды  авторитета  учителя………….………………………………….

14

 

1.3 Факторы, влияющие  на  развитие педагогического  авторитета………

 

23

 

Резюме по 1 главе…………………………………………………………

29

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………………

30

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………..........................

 

 

3.1 Диагностика уровня сформированности педагогического  авторитета (Использование профессиограммы для определения уровня авторитета учителя)…………………………………………………………

 

 

3.2 Рекомендации по   повышению  авторитета учителя..

 

 

3.3 Результаты контрольного этапа эксперимента………………………

 

Выводы……………………………………………………………………………

 

Практические рекомендации…………………………………………………….

 

Список использованных  источников…………………………………………

 

Приложения………………………………………………………………………...

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

  Актуальность темы исследования  обусловлена  тем,  что  стремительное развитие информационной среды делает учителя менее значимым в качестве источника передачи знаний, положительного социального опыта. Более того, в современном образовании все отчетливее проявляется тенденция разрушения принципа социальной иерархии, в котором коренятся важнейшие черты традиционных культур – почитание старших, наставников-учителей, с одной стороны, и ответственность последних за воспроизводство духовного опыта социума – с другой.

    Педагогическая деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Учитель, педагог, преподаватель, наставник, мастер – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.

В современном цивилизованном обществе авторитет учителя не столь высок, как это было еще несколько десятилетий назад. Вместе с тем учитель был и остается тем социально значимым специалистом, который по своему профессиональному долгу и призванию ответственен за судьбу каждого обучающегося, всего подрастающего поколения, общества и государства. Трудно представить себе другую деятельность, кроме педагогической, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Феномен авторитета учителя в общественном сознании российских граждан складывался веками и изменялся в зависимости от отношения общества к целям и задачам образования.

Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово.

Природа и сущность авторитета как психологической и социальной категории в литературе рассматривается с разных точек зрения. Отечественные и зарубежные социальные психологи Д.М.Карбышев, В.Д.Комарова, А.А. Ершов, В.А. Зозуль, С. Милграм, Д.Петерс и др. рассматривают авторитет как насильственное (т.е. осуществляемое с помощью физической илы) или ненасильственное влияние человека на окружающих и признание со стороны последних этого влияния.

В отечественной педагогической психологии категория «авторитет» (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.П. Андриади, М.Ю. Кондратьев, Н.В. Кузьмина, А.К.Маркова и др.) рассматривается как влияние учителя, основанное на знаниях, нравственном достоинстве и жизненном опыте. В исследованиях этих ученых важна мысль о том, что авторитет педагога выражается в его способности направлять мысли, чувства и поступки учеников, не прибегая при этом к прямому принуждению. На первый план выдвигается не сама роль педагога, не авторитет роли учителя, а сама личность учителя.

На сегодняшний день в научной литературе проблема авторитета учителя в основном изучена с позиций слагаемых авторитета и этапов его становления. Недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с проявлением педагогического авторитета в профессиональной деятельности учителя и его диагностического исследования.

Это определило объект исследования – авторитет учителя в его педагогической деятельности.

Предмет исследования: особенности проявления авторитета учителя.

Цель исследования  разработать практические рекомендации для становления авторитета учителя в общеобразовательном учреждении, разработать программу по повышению педагогического авторитета.

Гипотеза исследования: предположение о том что значение различных компонентов,  составляющих содержание авторитета учителя, дифференцированно  для различных категорий субъектов учебно-воспитательного процесса и зависит от их возраста и педагогического опыта.

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

1)              Изучение научной психолого-педагогической литературы с целью  выявления  сущности  понятия «авторитет учителя»;

2)              Определение  видов   авторитета учителя;

3)              Выявление  и анализ факторов становления авторитета учителя.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования:

    анализ научно-методической литературы;

  методы психологической диагностики;

 метод математико-статистической обработки данных.

База исследования:  Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 48. В исследовании  приняли  участие  учащиеся 3-го класса (20 человек), учащиеся 8-го класса (16чел.), учащиеся 11 класса (24 чел.).

Исследование  проходило  в 4 этапа:

Первый этап: анализ научной психолого-педагогической литературы, выявление предмета, объекта исследования, определение цели и задач.

Второй этап:  проведение психолого-педагогической диагностики.

Третий этап: разработка практических рекомендаций для становления авторитета учителя в общеобразовательном учреждении.

Четвертый этап: обработка  и анализ полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АВТОРИТЕТА УЧИТЕЛЯ  КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ФЕНОМЕНА

 

1.1 Понятие    авторитета  учителя

 

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Возникновение педагогики авторитета (как осознавшей себя системы взглядов) связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н.э.). По Платону жизнеспособное государство стремится к самосохранению путём воспитания граждан в духе добродетели. Человек не автономен, не автаркичен, нуждается во взаимодействии с другими людьми. «Свободный выбор» и «свободное воспитание» миф. «Режиссером» совместных целенаправленных, согласованных усилий и действий является государство, оно же во многом «обуславливает» те или иные индивидуальные «выборы» [33, c.55]. 

В  настоящее  время  сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности.

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех.

Основатель педагогики и сторонник строгой дисциплины Я.А.Коменский писал, что авторитет учителя должен происходить из доброжелательного  отношения к детям. Учитель будет авторитетен, если дети будут знать, что он на самом деле заботится о них [33, c.5].

Д.Локк выделил два основания для авторитета родителя, как  воспитателя. Первое  страх и почтительность ребенка перед родителем как основное условие. Второе – любовь и дружба как условия авторитета в будущем, когда ребенок вырастет [33, c.5].

И.Ф. Гербарт пишет, что авторитет, как одно из средств управления детьми вместе с угрозой, надзором и любовью, приобретается исключительно духовным превосходством, которое не может быть почерпнута из книг, а существует сама по себе, вне воспитания. Он указывает, что авторитет, даже уже приобретенный, всегда должен совмещаться с разумным объяснением всех требований, выдвигаемых педагогом к ученику [2, c.24].

С.И. Гессен уже рассматривает три основы подчинения ребенка. Первая – это сила, в самом широком смысле. Ребенок вынужден ей подчинятся, так как не может ее преодолеть по объективным обстоятельствам. Вторая основа подчинения – это авторитет. Авторитет он понимает как добровольное следование воспитанником за наставником, которого он сам же хорошо оценил. Третья основа подчинения – разум. Ученик слушается учителя, если сам соглашается с тем, что слышит от него. Гессен таким образом призывает отходить от авторитета силы, когда ученик как более слабый подчиняется, к разумному авторитету, при котором ученик подчиняется по собственной воле, выбору [48, с.84]. Становится ясно, что во взглядах и суждениях педагогов 17-19 веков уже присутствует разделение позиции учителя на учителя-руководителя с должностным авторитетом и на учителя-лидера с личностностным авторитет, но оно выражается еще в не совсем ясной форме.

Авторитет педагога стал одним из центральных образов классической педагогической системы в современных общеобразовательных школах. Принято считать, что педагог, добившийся авторитета среди учеников, теперь может уверенно достигать разнообразные педагогические цели. Государственный стандарт образования становится для учеников целью и задачей, преподносится как идеал образованности. В образовательной системе, существующей  в современных социально-экономических условиях страны и тесно взаимосвязанной с множеством других структур,  авторитет школьного учителя становится труднодостижимым [1, c.6].

Как  отмечает Е.В. Старожук, современный учитель уже не является примером образованности, культуры, гражданской ответственности, он становится лишь «обслуживающим персоналом» для молодого растущего человека. Труд  учителя, возможно, все еще признается государством ценным, также как и труд медсестры, повара, летчика, программиста, водителя. Государством, обществом, или школой, как общественным институтом, учитель не преподносится ученикам как безусловный авторитет. Поэтому слова Кондратьева, о том, что личностный авторитет должен строиться на основе должностного авторитета в настоящее время теряют свою актуальность [47, c.43].

Информация о работе Авторитет учителя педагогический феномен