Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стремительное развитие информационной среды делает учителя менее значимым в качестве источника передачи знаний, положительного социального опыта. Более того, в современном образовании все отчетливее проявляется тенденция разрушения принципа социальной иерархии, в котором коренятся важнейшие черты традиционных культур – почитание старших, наставников-учителей, с одной стороны, и ответственность последних за воспроизводство духовного опыта социума – с другой.
Введение…………………………………………………………............................
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения авторитета учителя как педагогического феномена…………………………………...............................
7
1.1 Понятие авторитета учителя………………..………………………
7
1.2 Виды авторитета учителя………….………………………………….
14
1.3 Факторы, влияющие на развитие педагогического авторитета………
23
Резюме по 1 главе…………………………………………………………
29
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………………
30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………..........................
3.1 Диагностика уровня сформированности педагогического авторитета (Использование профессиограммы для определения уровня авторитета учителя)…………………………………………………………
3.2 Рекомендации по повышению авторитета учителя..
3.3 Результаты контрольного этапа эксперимента………………………
Выводы……………………………………………………………………………
Практические рекомендации…………………………………………………….
Список использованных источников………………………
У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета:
Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием. Требовательность преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально – бюрократический характер [8, c.14].
Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами.
Авторитет педантизма. У учителя-воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. При чем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая – держится скованно, напряженно.
Авторитет резонерства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога [8, c.15].
Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются [8, 15].
В.И. Слуцкий в книге «Элементарная педагогика» прямо говорит, что влияние на ученика авторитетного учителя «есть своего рода гипноз, и это влияние весьма часто мешает ему (ученику) правильно ориентироваться в жизни». Подобный «бытовой гипноз есть только одна из форм подчинения человека человеком». Влияние авторитета, считает автор книги, равносильно принуждению. И потому-де духовно более сильному постыдно «пользоваться своей силой для подчинения духовно более слабого», как и при физическом принуждении. Главный итог воспитания, основанного на авторитете, полагает В.И. Слуцкий, состоит в том, что дети (т.е. объекты воспитания авторитетного учителя) «приучаются подчиняться сильному и издеваться над слабыми». Он делает вывод: «Авторитет это средство, которое, так сказать, должно стремиться к самоуничтожению, или, вернее, к самонеприменению» [45, c.54].
Отмечая негативное влияние авторитета, В. И. Слуцкий отводит ему лишь ограниченную роль, «пока воспитанник еще не умеет пользоваться своей свободой». Автор не уточняет, имеется ли в виду только малый возраст детей или это касается и детей среднего и старшего школьного возраста, но на первоначальных ступенях групповой сплоченности (первая стадия, по А. С. Макаренко; песчаная россыпь, по А. Н. Лутошкину; конгломерат, по Л. И. Уманскому; диффузная группа, по А.В. Петровскому) [45, c.56].
В критических рассуждениях В.И. Слуцкого об авторитете учителя, безусловно, есть здравый момент в том, что воспитательное воздействие авторитета может быть как благожелательным, так и негативным, и что он может обратиться в авторитарность систему безоговорочного подчинения воспитанников педагогу. Вместе с тем в этих же рассуждениях он не обратил внимания на следующее: сложившийся («заработанный», достигнутый) авторитет влияет на окружающих стихийно, независимо от намерения и желания его носителя. И управлять этим влиянием практически невозможно. Кроме того, даже в благородных воспитательных целях учитель, имеющий авторитет (а большинство из них со временем его приобретают), не будет его специально разрушать. А преднамеренная попытка коллег развенчать авторитет своего же товарища по «цеху» выглядела бы делом аморальным, так как была бы похожа на злонамеренную попытку дискредитировать его как классного педагога и мастера-профессионала. Это было бы безнравственно. Даже благих целей добиваться безнравственными путями недопустимо [45, c.57].
Авторитет учителя как противоречивый фактор воспитания более «мягко» критикует исследователь В.Д. Шадриков. Вообще-то он анализирует негативные стороны авторитарной педагогики, идущей от авторитета учителя (хотя пути формирования авторитарной системы прежде всего не в этом) [45, c.54].
Итак, ложный авторитет вызывает у учащихся такие качества, как враждебность, лживость, цинизм, тревожность, бесчувственность, негативизм, приспособленность, и комплекс неполноценности.
Подлинный авторитет можно только заслужить честным и упорным трудом. Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным.
В связи с этим различают авторитет роли, то есть авторитет власти, и власть авторитета. Если первый дается должностью учителя, то второй является результатом длительных взаимоотношений. Авторитет должности не надежен, быстро проходящий, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием школьникам профессионализма учителя [32, c.2]].
Истинный же авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю, то есть участвовать вместе с ним и под их руководством в заботе об улучшении жизни.
Авторитетом пользуются учителя высоконравственные, с гуманистической направленностью личности, милосердные, эмпатийные, умеющие сочувствовать другому, понять его и в то же время деловые, справедливые, принципиальные, трудолюбивые, оптимистически настроенные. У таких педагогов ученик получает заряд уверенности, находит поддержку своей инициативе в разных делах. Это все общечеловеческие качества и свойства безотносительно к какой-либо профессии.
М.Ю. Кондратьев приводит четыре составляющих «подлинного авторитета»:
1) Авторитет личности строится на авторитете роли.
2) Авторитетный педагог должен быть компетентным в глазах учеников, они должны воспринимать его знающим, более опытным, способным реально помочь.
3) Авторитетный педагог является референтной личностью для ученика – его мнение по поводу разных событий, ситуаций, людей важно для ученика.
4) Авторитетный педагог отвечает взаимным отношением к ученикам – уважает и доверяет им [20, с.54].
Из профессиональных особенностей авторитетного учителя важное место занимает педагогическое мастерство. И.А. Зязюн под мастерством понимает «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности». Авторитетный педагог обладает эрудицией в широком диапазоне: это глубокое владение наукой своего предмета, хорошее знание многих других или ориентировка в них. Это и осведомленность (иногда увлечение) в разных областях искусств. Это относится к владению языками, знанию техники, спорта, политики, многих бытовых вопросов и т.д. Про такого педагога говорят: эрудит (от лат. eruditio ученость, просвещенность; «ходячая энциклопедия». Эрудиция достигается постоянным самообразованием [16, c.44].
Педагогическое мастерство включает высокое искусство обучения и воспитания, которое учитель постоянно оттачивает, шлифует, неустанно совершенствует, критически осмысливает свой опыт и осваивает лучший опыт коллег. С точки зрения мастерства обучения исследователи А. И. Пискунов, О. А. Абдуллина выделяют (снизу вверх) пять уровней работы учителя:
самый низкий, репродуктивный;
низкий, адаптивный;
средний, локально-моделирующий;
высокий, системно-моделирующий;
самый высокий, системно-моделирующий [36, c.167].
Вопрос о педагогическом мастерстве большой, самостоятельный и важный. Естественно, истинный авторитет имеет учитель, обладающий (владеющий) высоким и высшим уровнем качества учебно-воспитательной работы.
Авторитетный учитель коммуникабелен, отличается высокой культурой общения: тактичен, уважителен к собеседнику, умеет выслушать его, убедить в чем-либо фактами. Такой учитель понимает и сам использует шутку, юмор, дружеский шарж, умеет не заметить замешательство собеседника, если такое случится, раскован, даже в малознакомой компании может стать активным собеседником.
Обязательным требованием к авторитетному учителю является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок[45, c.54].
О значении авторитета педагога учебно-воспитательном процессе говорили многие педагоги и психологи. И.О. Пирогов говорил, что отношение между педагогом и учащимся должны строиться на доверии и уважении, а не на наказании и страхе. Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они не сравнено нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они стадятся всего дурного, они хранят в себе святые чувства любви к людям, свободной от всяких житейских предрассудков. И эти чувства учитель должен не подавлять, а развивать. Если мы хотим обратить внимание на воспитание, то нужно начать с того, чтобы перестать призирать природу детей и считать их не способными к восприятию убеждений разума [18, с.192].
Макаренко А.С. говорил, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем [25, c.121].
В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, то есть власти педагога, как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации его творческих потенций, педагогический авторитет выступает мощным катализатором личного влияния учителя. Если же она принижает, насилует, деформирует, то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников [22, с. 81].
Подводя итог сказанному, следует отметить, что авторитет учителя-воспитателя необходим в учебно-воспитательном процессе. По своему воспитывающему воздействию авторитет разнонаправлен и имеет как положительные, так и негативные стороны. Особенно порочна авторитарная система воспитания.
Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Подлинный авторитет учителя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость, доброту, общую культуру и т.п. Истинный авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.
1.3 Факторы, влияющие на развитие педагогического авторитета
Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога.
Необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен. Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. К важнейшим причинам, породившим кризис системы образования, повлиявший на авторитет современного учителя, относятся:
возросший спрос на качество образования;
новые требования к преподавательской деятельности;
консерватизм сферы образования и недостаточная ее адаптированность к меняющимся потребностям общества;
необходимость формирования профессионального мышления, активности, самодеятельности будущих специалистов и другие;
недостаточная разработанность технологий профессионального обучения [48, c.113].
Характерной чертой современной эпохи, эпохи погони за материальными благами, стало снижение духовности, высокой нравственности, обесценивание высших идеалов. Человек стал духовно бедным. Его заботы больше замкнулись на личном благополучии. Современная методика преподавания вытеснила из школы целостный образовательный процесс.
Авторитет к учителю приходит не сразу. Для этого нужно много времени общаться с учащимися и показать, проявить свои лучшие черты и качества в разных областях жизни и не только в чисто профессионально работе. Говорят, что педагог сначала работает на авторитет, а потом авторитет работает на него.
Психологи (М.С. Клевченя, Г.М. Красневская и др.) отмечают явление иррадиации (от лат. irradiare сиять, испускать лучи; распространение процесса возбуждения или торможения в центральной нервной системе) авторитета: «распространение его на те области деятельности, где человек еще себя не проявил и пока сам себя не считает авторитетным». Хотя сам носитель авторитета в чем-то и не считает себя таковым, но другие так о нем думают [37, c.89].
Формирование авторитета у учителя было постоянной и приоритетной заботой многих поколений педагогов.
Так И.П. Андриади определяет следующие составляющие факторы, влияющие на формирование подлинного авторитета учителя:
Профессиональный компонент, интегрирующий специальную эрудицию, методическое мастерство, технологическое разнообразие.
Информация о работе Авторитет учителя педагогический феномен