Авторитет учителя педагогический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стремительное развитие информационной среды делает учителя менее значимым в качестве источника передачи знаний, положительного социального опыта. Более того, в современном образовании все отчетливее проявляется тенденция разрушения принципа социальной иерархии, в котором коренятся важнейшие черты традиционных культур – почитание старших, наставников-учителей, с одной стороны, и ответственность последних за воспроизводство духовного опыта социума – с другой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………............................
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения авторитета учителя как педагогического феномена…………………………………...............................

7

1.1 Понятие авторитета учителя………………..………………………
7

1.2 Виды авторитета учителя………….………………………………….
14

1.3 Факторы, влияющие на развитие педагогического авторитета………

23

Резюме по 1 главе…………………………………………………………
29
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………………
30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………..........................


3.1 Диагностика уровня сформированности педагогического авторитета (Использование профессиограммы для определения уровня авторитета учителя)…………………………………………………………


3.2 Рекомендации по повышению авторитета учителя..


3.3 Результаты контрольного этапа эксперимента………………………

Выводы……………………………………………………………………………

Практические рекомендации…………………………………………………….

Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Диплом. АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

 Личностный компонент, в состав которого входят ценностная составляющая (носителем каких конкретных нравственных, философских, эстетических и др. ценностей является педагог); характерологическая составляющая (черты характера создающие предпосылки для формирования авторитета); культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения и др.)

 Cоциальный компонент, отражающий социальную перцепцию, на которую оказывают влияние социальная значимость, социальный престиж профессии и социальные (профессиональные) стереотипы [4].

 Ролевой компонент, характеризующийся занимаемой должностью и обусловленными ею правами и обязанностями.

Ни один из компонентов структуры авторитета не существует независимо от других. Они динамично взаимосвязаны, взаимно дополняют и могут или усиливать, или ослаблять друг друга. Социальный и ролевой компоненты характеризуют объективную сторону изучаемого явления, тогда как профессиональный и личностный компоненты  субъективную.

Профессиональная экспертность педагога, обладание банком данных разнообразных методик и методических приемов взаимодействия, владение технологией преподавания  все это самым существенным образом сказывается на построении его функционального авторитета. Процесс познания является объединяющим началом в диаде учитель-ученик. Это является основой совместной деятельности, и именно успех в процессе познания, обучения лежит во главе этой совместной деятельности [4].

Существенным моментом в понимании основ авторитета является информативная ценность одной личности для другой. Информация является исходным источником, «базовой ценностью», стадией формирования авторитетных отношений. Учитель, тренер постоянно должен являться востребованным источником информации, но с другой стороны, значимость идущей от учителя, тренера информации определяется не только педагогом, но и учеником. Проблемность и сложность ситуации видится в том, что оценки значимости упомянутыми сторонами деятельности могут не совпадать. Невостребованность знаний учителя (тренера) является существенным препятствием в формировании авторитетных отношений с учеником.

Через технологии педагог реализует свои управленческие и организаторские функции.

Личные ценности  существенный фактор социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Следовательно, это существенная структурная единица авторитета педагога. Ценностно-ориентационное единство позволяет эффективно влиять на своих учеников, эффективнее идет процесс ценностного обмена. То, какие чувства и ценности ассоциируются с учителем имеет первостепенное значение в построении авторитетных отношений. Профессионально-ценностная ориентация существенным образом отражается на функциональном авторитете и является составной частью общей целостной системы ценностной ориентации, которая входит в структуру более высокого уровня авторитета  авторитета личности.

Учитывая многообразие акцентов в ценностной ориентации, как учителя, так и учеников можно объяснить дискретную представленность авторитета учителя, как на уровне функционального авторитета, так и на уровне личностного [4].

Характерологические качества учителя потенциально создают либо позитивные, либо негативные предпосылки, таким образом, либо способствуя формированию его авторитета, либо отягощая ситуацию, и усложняя решение этой проблемы. Личностные основания учителя могут быть весьма различными в построении его авторитета. Востребованность его конкретных личностных качеств будет зависеть от ценностной ориентации конкретных учеников, конкретного коллектива.

Включение культурологической составляющей в общую структуру авторитета учителя предполагает как общую культуру педагога, так и его профессиональную. Культура является неотъемлемой частью личностных качеств учителя и ее нужно рассматривать как катализатор в построении авторитетных отношений. Через культуру учителя преломляются его профессиональная компетентность, характер, ценности, понимание им ролевой позиции и построение образа (имиджа) [14, c.86].

При построении авторитета учитель сталкивается с существующими в обществе определенными профессиональными стереотипами. Они имеют место в социуме, и, следовательно, находят свое отражение в социальной перцепции и в феномене авторитета. И социальные установки, и социальные стереотипы имеют объективное влияние на формирование авторитета учителя.

В обществе существует априорно авторитетное отношение к тому или иному социальному положению, занимаемой личностью должности, виду деятельности. Полное раскрытие феномена авторитета учителя не возможно без анализа места авторитета в ряду таких понятий как « статус» и « престиж» . Система статусов, приобретенных индивидом в социальной системе, упорядочивает и регулирует его взаимодействие с другими людьми. От широты служебных полномочий непосредственно зависит степень влияния должностного лица [45, c.54].

Чем шире функциональные обязанности руководителя, и в частности учителя, тренера, тем шире должны быть представлены и основания, составляющие его авторитета. В педагогической деятельности учителя для эффективного осуществления им функциональных обязанностей, должно, наблюдаться двуединство лидера и авторитета. С позиции системной теории лидерства можно подойти и в понимании сущности авторитета учителя, то есть изучать его следует с точки зрения целей и задач, стоящих перед субъектами авторитетных отношений.

Учитель обязательно решает функциональные задачи, и быть лидером для него - это объективная профессиональная потребность. Конечно, не во всех аспектах своей деятельности перед ним стоят конкретные функциональные задачи, следовательно, не во всех аспектах есть объективная необходимость быть лидером. Однако проблема эффективного влияния является пролонгирующей во всей профессиональной деятельности учителя. Значит, авторитетные позиции учителя должны быть представлены шире, чем лидерские [45, c.58].

В профессиональной деятельности учителя перекрещиваются не только понятия лидера и авторитета, но и руководителя, педагогическая деятельность - есть частный вариант управленческой деятельности.

Специфика деятельности школьного учителя, преподавателя характеризуется также тем, что они наделены властными полномочиями, функцией оценки, причем оценка может охватывать самые разнообразные стороны жизни ученика. Может оцениваться результат учебной деятельности и личностные качества ученика. Функции оценки не регламентированы. Более того, учитель имеет право предпринять определенные санкции на свое усмотрение, то есть учитель может осуществлять давление на ученика не только силой убеждения. Властные полномочия у учителя  это атрибут его педагогической деятельности. Реализация властных полномочий преломляется через культуру учителя. То как воспользуется учитель данной ему властью, во многом будет определяться его культурой (духовной, нравственной), поэтому так актуален вопрос о культуре учителя, и таких его личностных качествах как справедливость и тактичность. Там, где есть власть  актуален вопрос о справедливости. Там, где актуален вопрос о справедливости, актуален вопрос о культуре в самом широком ее понимании. Все формы авторитета отражают культуру человека [40, c.102].

Таким образом, феномен авторитета педагога формируется  под  воздействием объективных и субъективных факторов. В нем фиксируются общие закономерности в обществе  и педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных участников этой деятельности. Авторитет формируется у учителя нравственно чистого, эрудированного, владеющего педагогическим мастерством, отличающегося высокой культурой общения и педагогической этикой.

Важнейшими факторами формирования авторитета являются те качества, которые самым непосредственным образом влияют на содержание и характер отношений между учителем  и  учениками, на общение в ходе учебно-воспитательного процесса. Среди них основная роль принадлежит профессиональным знаниям и педагогическому мастерству преподавателя.

 

 

Резюме

 

Анализ  психолого-педагогической  литературы  позволил  сделать  следующие  выводы.

1.Авторитет  это общепризнанное неформальное влияние педагога на воспитанников. Авторитет  это общепризнанное неформальное влияние педагога на воспитанников. Авторитет учителя – это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Авторитет учителя представляет собой интегративную характеристику его личности, приобретаемую в процессе деятельности и общения с учащимися, которая основывается на обладании учителем рядом качеств, получивших широкое признание. Авторитет педагога  это социальный сложно структурированный феномен, качественно характеризующий систему отношений к педагогу, и детерминирующий эффективность решения им профессиональных задач.

2. Авторитет учителя-воспитателя необходим в учебно-воспитательном процессе. По своему воспитывающему воздействию авторитет разнонаправлен и имеет как положительные, так и негативные стороны. Особенно порочна авторитарная система воспитания. Принято  выделять  истинный (настоящий) и ложный  авторитет. Важно  отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

3. Феномен авторитета педагога формируется  под  воздействием объективных и субъективных факторов. В нем фиксируются общие закономерности развития  общества и  педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных участников этой деятельности. Авторитет формируется у учителя нравственно чистого, эрудированного, владеющего педагогическим мастерством, отличающегося высокой культурой общения и педагогической этикой.

Важнейшими факторами формирования авторитета являются те качества, которые самым непосредственным образом влияют на содержание и характер отношений между учителем  и  учениками, на общение в ходе учебно-воспитательного процесса. Среди них основная роль принадлежит профессиональным знаниям и педагогическому мастерству преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать и обобщить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Провести диагностику уровня авторитета  учителя.
  3. Разработать и апробировать рекомендации, направленные  на   повышение  авторитета учителя.

 

В нашей работе были использованы следующие методы исследования:

1.                  анализ научно-методической литературы;

2.                  диагностические методики;

3.                  педагогический эксперимент;

4.                  методы математической статистики.

 

1.                  Анализ научно-методической литературы

Нами было изучено 53 литературных источников, в которых затрагивалась интересующая нас тема, изучались работы отечественных ученых, работающих в области теории и методики формирования  авторитета  учителя, педагогики и психологии.

2.                  Диагностические методики

Для  выявления  уровня  авторитета  учителя  у  младших  школьников  использовался  метод  ранжирования и метод  «Продолжи предложение». 

При  использовании метода  ранжирования  предлагались качества учителя – воспитателя, которые необходимо было расположить по степени важности (см. Приложение 1).

Используя методику «Продолжи предложение» важно  было  получить варианты дополнения,  раскрывающие  свое  отношение  к  педагогу  и  уровень  его  авторитета (Приложение 1). 

Для оценки отношения учеников  к  учителю была использована Анкета «Учитель  ученик» (автор  Е.И.  Рогов).

Цель: выявить отношение учащихся к учителю.

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем (назвать Ф.И.О.) на уроках по (указать предмет), то напишите «Да», если оно неверно  «Нет».

Опросник  анкеты  представлен в Приложении  2.

При оценивании отдельного учителя и при сравнении оценок разных учителей классом интересны распределения как отдельных компонентов оценивания, так и суммарного показателя у каждого ученика.

Зона применения методики:

              Оценивание учителя учащимися, родителями, коллегами.

              Возможна оценка учителем себя с позиции большинства учеников.

              Использовать в средних и старших классах.

              Результаты анкетирования должны укладываться в интервал между 25-75%х от максимально возможного суммарного результата (х), который можно получить, если все ученики (у) дадут по 24 ответа, совпадающих с ключом (х=24у). Если результаты меньше 25%х, то возможен сговор в классе против учителя, оценки выше 75%х — свидетельствуют о некритичности оценивания.

Информация о работе Авторитет учителя педагогический феномен