Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стремительное развитие информационной среды делает учителя менее значимым в качестве источника передачи знаний, положительного социального опыта. Более того, в современном образовании все отчетливее проявляется тенденция разрушения принципа социальной иерархии, в котором коренятся важнейшие черты традиционных культур – почитание старших, наставников-учителей, с одной стороны, и ответственность последних за воспроизводство духовного опыта социума – с другой.
Введение…………………………………………………………............................
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения авторитета учителя как педагогического феномена…………………………………...............................
7
1.1 Понятие авторитета учителя………………..………………………
7
1.2 Виды авторитета учителя………….………………………………….
14
1.3 Факторы, влияющие на развитие педагогического авторитета………
23
Резюме по 1 главе…………………………………………………………
29
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………………
30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………..........................
3.1 Диагностика уровня сформированности педагогического авторитета (Использование профессиограммы для определения уровня авторитета учителя)…………………………………………………………
3.2 Рекомендации по повышению авторитета учителя..
3.3 Результаты контрольного этапа эксперимента………………………
Выводы……………………………………………………………………………
Практические рекомендации…………………………………………………….
Список использованных источников………………………
Утверждение М.Ю. Кондратьева, что для достижения авторитета учитель должен быть компетентным в отношении учеников, в современном мире еще более сомнительно, чем первое. Особенно, как уже говорилось, для средних и старших классов. Современному ученику не составляет труда задать учителю вопрос, на который тот не знает ответ. Для этого даже не надо идти в библиотеку и искать редкую книгу. Достаточно посредством мобильного телефона воспользоваться ресурсами «всемирной паутины» в течение школьной перемены [20, c.49]. В 21 веке, складывается объективная ситуация невозможности охватить одним человеком одну из областей знаний. Много педагогами, также многочисленными психологами, утверждается ценностью школьного образования не передача бóльшего объема знаний, а обучение учеников навыкам самостоятельного усвоения новой информации [20, c.50].
Таким образом, учитель-лидер не может быть уже просто авторитетным человеком. Для этого есть основания социального характера профессиональные качества педагога как слагаемые авторитета, начинают играть все меньшую роль, и научно-теоретические основания – психологические теории лидерства не ограничиваются исключительно авторитетом.
Позволим привести список личных качеств, которые позволяют современному учителю завоевать авторитет. Это – высокая нравственность, гуманистическая направленность личности, милосердие, эмпатия, способность сочувствовать другому, понять его, деловитость, справедливость, принципиальность, трудолюбивость, оптимистичность.
Как отмечает Г.Р. Амирян, авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово [2, c.11].
Обязательным требованием к авторитетному учителю, по мнению Г.Р. Амирян, является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок [2, c.12].
О значении авторитета педагога в учебно-воспитательном процессе говорили многие педагоги и психологи. И.О. Пирогов говорил, что отношения между педагогом и учащимся должны строиться на доверии и уважении, а не на наказании и страхе [37, c.155].
Г.Р. Амирян уверяет, что одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности [2, c.15].
В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности.
Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке – его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями.
У другого – мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткость, бесхарактерность и нетребовательность [2, c.17].
Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы правильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем учителем-воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Педагогический такт, по мнению И.Ф.Исаева, есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям. Требовательность, чуткость, справедливость и честность учителя в отношении к учащимся в том и состоят, что он одинаково относится ко всем и своей наблюдательностью и «педагогическим чутьём» улавливает всякие изменения в поведении класса, проявляет педагогический такт. В педагогическом такте переплетаются лучшие качества учителя [14, c.87].
Методом воспитания является общение, свободный обмен ценностными ориентациями, целями, идеалами, модусом поведения между воспитателем и воспитуемым.
Исходя из понимания воспитания как преимущественно общественной деятельности по формированию личности вытекает, что принятие и решение любых социально-практических задач, будь то хозяйственные, правовые или какие-либо другие, предполагают высокую культуру ценностных критериев, что способно обеспечить лишь воспитание, ориентирование на духовно богатую, нравственную личность. Ибо только человек, впитавший в себя высшие ценности способен творчески, ответственно решать насущные задачи общества, активно участвовать в духовно-нравственном его возрождении [41, c.76].
По мнению Т.И. Рудневой, формирование педагогического сознания и существенное повышение педагогической культуры как у воспитателей, так и у родителей: обретение ими нравственных педагогических позиций. Возвращение воспитания в семью, к родителям, признание в них главных воспитателей, ответственных за экологию детства, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взаимообучение педагогов и родителей [41, c.77].
И.П. Андриади отмечает, что авторитет выражается в способности направлять (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Возможность такого воздействия обусловлена положительным эмоциональным отношением людей к носителю авторитета. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушающего действия данного человека как суггестора. Внушение и подражание выделяются как наиболее значимые механизмы воздействия авторитета. Причем речь идет не только о преднамеренном воздействии, но и о непреднамеренном, непроизвольном внушении [4].
Следовательно, авторитет личности можно рассматривать как результат отражения в сознании людей социальной значимости, ценности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности, и решающим моментом в формировании отношений авторитета может оказаться не сама по себе объективная ценность каких-то свойств личности, а их субъективная значимость для другого.
Таким образом, авторитет это общепризнанное неформальное влияние педагога на воспитанников. Авторитет учителя – это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.
Авторитет учителя представляет собой интегративную характеристику его личности, приобретаемую в процессе деятельности и общения с учащимися, которая основывается на обладании учителем рядом качеств, получивших широкое признание.
Авторитет педагога это социальный сложно структурированный феномен, качественно характеризующий систему отношений к педагогу, и детерминирующий эффективность решения им профессиональных задач.
1.2 Виды авторитета учителя
Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу [3, c.7].
Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности [41, c.79].
Воспитательная сила авторитетного педагога заключена в непреднамеренном внушающем воздействии на окружающих, в предубежденном восприятии его влияния учащимися только как положительного. Авторитетный учитель может стать примером, эталоном поведения, образцом для подражания и даже идеалом для учащихся. В подобных ситуациях авторитет как фактор воспитывающего воздействия приобретает не только положительное влияние, но может иметь и отрицательный эффект. Негативная сторона авторитета потенциально возможна по двум причинам: авторитетный педагог не всегда идеален («и на солнце есть пятна»), но это иногда не замечают (эффект иррадиации) и берут от него не только лучшее; о внушающем эффекте авторитета и некритическом его восприятии уже говорили. Следовательно, авторитетный педагог обязан очень требовательно относиться к самому себе [43, c.71].
Подлинный авторитет можно только заслужить честным и упорным трудом. Поэтому выделяют должностной и личностный авторитет.
Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным.
Ведущая заслуга в признание необходимости неформальных отношений принадлежит А.С. Макаренко. А.С. Макаренко в ультимативной форме утверждает, что не может быть никого воспитания, если педагог не обладает личностным влиянием в группе своих воспитанников. Он пишет, что и у родителей и в работе воспитателей могут быть ситуации, когда следует выдвигать твердые требования к ребенку и соблюдать их благодаря суровым приемам, но все средства воспитания, от самых гуманных до самых жестких, не будут приводить к успеху в воспитании, если они осуществляются не авторитетным человеком. Таким образом, Макаренко считает личностные отношения первичнее отношений силы и принуждения [24, с.233]. На этом этапе развития представления об учителе-лидере приравнивается к авторитетному учителю.
С феноменом авторитета связано близкое к нему понятие «авторитарный», имеющее негативный смысл: основанный на беспрекословном подчинении авторитету, власти. Говорят об авторитарной педагогике, авторитарной системе воспитания, авторитарном управлении и т.п. В частности, авторитарное воспитание основано на безоговорочном, слепом приятии авторитета и признающем бесспорное, беспрекословное ему подчинение воспитанников. Авторитарная педагогика утверждает средоточие в руках педагога полноты власти, не допускающей воспитанников к участию в учебно-воспитательном процессе. Она игнорирует инициативу ребят, предпочитает жесткие и принудительные меры воздействия, стиль отношений безоговорочная требовательность педагогов к воспитанникам [46, c.66].
Психолог М.Ю. Кондратьев пишет, что единственный должностной авторитет учителя оказывает сугубо негативное влияние на детей. Он должен неразрывно сочетаться с авторитетом личности [18, c.16].
На основании этого, выделяют истинный и ложный авторитет учителя. Впервые в педагогической науки авторитет учителя-воспитателя на истинный и ложный был разделен А.С. Макаренко. Истинный – один, ложный – множество разновидностей [23, c.143].
Так, не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета.
Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников (учеников) к воспитателю (учителю), которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитет основан на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, учителя-воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих случаях учителя не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания [23, c.144].
Информация о работе Авторитет учителя педагогический феномен