Авторитет учителя педагогический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стремительное развитие информационной среды делает учителя менее значимым в качестве источника передачи знаний, положительного социального опыта. Более того, в современном образовании все отчетливее проявляется тенденция разрушения принципа социальной иерархии, в котором коренятся важнейшие черты традиционных культур – почитание старших, наставников-учителей, с одной стороны, и ответственность последних за воспроизводство духовного опыта социума – с другой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………............................
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения авторитета учителя как педагогического феномена…………………………………...............................

7

1.1 Понятие авторитета учителя………………..………………………
7

1.2 Виды авторитета учителя………….………………………………….
14

1.3 Факторы, влияющие на развитие педагогического авторитета………

23

Резюме по 1 главе…………………………………………………………
29
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………………
30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………..........................


3.1 Диагностика уровня сформированности педагогического авторитета (Использование профессиограммы для определения уровня авторитета учителя)…………………………………………………………


3.2 Рекомендации по повышению авторитета учителя..


3.3 Результаты контрольного этапа эксперимента………………………

Выводы……………………………………………………………………………

Практические рекомендации…………………………………………………….

Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Диплом. АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Утверждение М.Ю. Кондратьева, что для достижения авторитета учитель должен быть компетентным в отношении учеников, в современном мире еще более сомнительно, чем первое. Особенно, как уже говорилось, для средних и старших классов. Современному ученику не составляет труда задать учителю вопрос, на который тот не знает ответ. Для этого даже не надо идти в библиотеку и искать редкую книгу. Достаточно посредством мобильного телефона воспользоваться ресурсами «всемирной паутины» в течение школьной перемены [20, c.49]. В 21 веке,  складывается объективная ситуация невозможности охватить одним человеком одну из областей знаний. Много педагогами, также многочисленными психологами, утверждается ценностью школьного образования не передача бóльшего объема знаний, а обучение учеников навыкам самостоятельного усвоения новой информации [20, c.50].

Таким образом, учитель-лидер не может быть уже просто авторитетным человеком. Для этого есть основания социального характера  профессиональные качества педагога как слагаемые авторитета, начинают играть все меньшую роль, и научно-теоретические основания – психологические теории лидерства не ограничиваются исключительно авторитетом.

Позволим привести список личных качеств, которые позволяют современному учителю завоевать авторитет. Это – высокая нравственность,  гуманистическая направленность личности, милосердие, эмпатия, способность  сочувствовать другому, понять его, деловитость, справедливость, принципиальность, трудолюбивость,  оптимистичность.  

Как  отмечает Г.Р. Амирян, авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово [2, c.11].

Обязательным требованием к авторитетному учителю,  по  мнению Г.Р. Амирян, является моральная чистоплотность. Нравственные отношения пронизывают все стороны общения учителя и учащегося. Любой хороший или плохой поступок обязательно имеет нравственный аспект. Если учащиеся увлеченно работают на уроке и не слышат звонка на перемену, если не пререкаясь, выполняют любую просьбу учителя, авторитет последнего высок [2, c.12].

О значении авторитета педагога в учебно-воспитательном процессе говорили многие педагоги и психологи. И.О. Пирогов говорил, что отношения между педагогом и учащимся должны строиться на доверии и уважении, а не на наказании и страхе [37, c.155].

Г.Р. Амирян уверяет,  что одним из положительных качеств хороших учителей является обладание правильной и выразительной речью. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности [2, c.15].

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности.

Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке – его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями.

У другого – мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткость, бесхарактерность и нетребовательность [2, c.17].

Выход из этой ситуации состоит в том, чтобы правильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем учителем-воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Педагогический такт, по мнению И.Ф.Исаева, есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям. Требовательность, чуткость, справедливость и честность учителя в отношении к учащимся в том и состоят, что он одинаково относится ко всем и своей наблюдательностью и «педагогическим чутьём» улавливает всякие изменения в поведении класса, проявляет педагогический такт. В педагогическом такте переплетаются лучшие качества учителя [14, c.87].

Методом воспитания является общение, свободный обмен ценностными ориентациями, целями, идеалами, модусом поведения между воспитателем и воспитуемым.

Исходя из понимания воспитания как преимущественно общественной деятельности по формированию личности вытекает, что принятие и решение любых социально-практических задач, будь то хозяйственные, правовые или какие-либо другие, предполагают высокую культуру ценностных критериев, что способно обеспечить лишь воспитание, ориентирование на духовно богатую, нравственную личность. Ибо только человек, впитавший в себя высшие ценности способен творчески, ответственно решать насущные задачи общества, активно участвовать в духовно-нравственном его возрождении [41, c.76].

По мнению Т.И. Рудневой, формирование педагогического сознания и существенное повышение педагогической культуры как у воспитателей, так и у родителей: обретение ими нравственных педагогических позиций. Возвращение воспитания в семью, к родителям, признание в них главных воспитателей, ответственных за экологию детства, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взаимообучение педагогов и родителей [41, c.77].

И.П. Андриади отмечает,  что авторитет выражается в способности направлять (не прибегая к принуждению) поступки и логику мышления другого человека (или людей) по желательному пути. Возможность такого воздействия обусловлена положительным эмоциональным отношением людей к носителю авторитета. Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушающего действия данного человека как суггестора. Внушение и подражание выделяются как наиболее значимые механизмы воздействия авторитета. Причем речь идет не только о преднамеренном воздействии, но и о непреднамеренном, непроизвольном внушении [4].

Следовательно, авторитет личности можно рассматривать как результат отражения в сознании людей социальной значимости, ценности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности, и решающим моментом в формировании отношений авторитета может оказаться не сама по себе объективная ценность каких-то свойств личности, а их субъективная значимость для другого.

Таким  образом, авторитет  это общепризнанное неформальное влияние педагога на воспитанников. Авторитет учителя – это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Авторитет учителя представляет собой интегративную характеристику его личности, приобретаемую в процессе деятельности и общения с учащимися, которая основывается на обладании учителем рядом качеств, получивших широкое признание.

Авторитет педагога  это социальный сложно структурированный феномен, качественно характеризующий систему отношений к педагогу, и детерминирующий эффективность решения им профессиональных задач.

 

1.2 Виды  авторитета учителя

 

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идеи и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу [3, c.7].

Сущность, специфические особенности и функции собственного педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь  просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего учителя-воспитателя нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности [41, c.79].

Воспитательная сила авторитетного педагога заключена в непреднамеренном внушающем воздействии на окружающих, в предубежденном восприятии его влияния учащимися только как положительного. Авторитетный учитель может стать примером, эталоном поведения, образцом для подражания и даже идеалом для учащихся. В подобных ситуациях авторитет как фактор воспитывающего воздействия приобретает не только положительное влияние, но может иметь и отрицательный эффект. Негативная сторона авторитета потенциально возможна по двум причинам: авторитетный педагог не всегда идеален («и на солнце есть пятна»), но это иногда не замечают (эффект иррадиации) и берут от него не только лучшее; о внушающем эффекте авторитета и некритическом его восприятии уже говорили. Следовательно, авторитетный педагог обязан очень требовательно относиться к самому себе [43, c.71].

Подлинный авторитет можно только заслужить честным и упорным трудом. Поэтому  выделяют  должностной  и личностный  авторитет.

Существует мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет среди учащихся. Но это не так. В наше сложное время должностной авторитет полностью заменен авторитетом личностным.

Ведущая заслуга в признание необходимости неформальных отношений принадлежит А.С. Макаренко. А.С. Макаренко в ультимативной форме утверждает, что не может быть никого воспитания, если педагог не обладает личностным влиянием в группе своих воспитанников. Он пишет, что и у родителей и в работе воспитателей могут быть ситуации, когда следует выдвигать твердые требования к ребенку и соблюдать их благодаря суровым приемам, но все средства воспитания, от самых гуманных до самых жестких, не будут приводить к успеху в воспитании, если они осуществляются не авторитетным человеком.  Таким образом, Макаренко считает личностные отношения первичнее отношений силы и принуждения [24, с.233].  На этом этапе развития представления об учителе-лидере приравнивается к авторитетному учителю.

С феноменом авторитета связано близкое к нему понятие «авторитарный», имеющее негативный смысл: основанный на беспрекословном подчинении авторитету, власти. Говорят об авторитарной педагогике, авторитарной системе воспитания, авторитарном управлении и т.п. В частности, авторитарное воспитание основано на безоговорочном, слепом приятии авторитета и признающем бесспорное, беспрекословное ему подчинение воспитанников. Авторитарная педагогика утверждает средоточие в руках педагога полноты власти, не допускающей воспитанников к участию в учебно-воспитательном процессе. Она игнорирует инициативу ребят, предпочитает жесткие и принудительные меры воздействия, стиль отношений  безоговорочная требовательность педагогов к воспитанникам [46, c.66].

Психолог М.Ю. Кондратьев пишет, что единственный должностной авторитет учителя оказывает сугубо негативное влияние на детей. Он должен неразрывно сочетаться с авторитетом личности [18, c.16].

На  основании  этого,  выделяют  истинный  и  ложный  авторитет  учителя. Впервые в педагогической науки авторитет учителя-воспитателя  на истинный и ложный был разделен А.С. Макаренко. Истинный – один, ложный – множество разновидностей [23, c.143].

Так, не желая работать над собой, отдельные педагоги идут к завоеванию авторитета ложным путем. Что приводит к завоеванию ложного авторитета.

Под ложным авторитетом понимается такое отношение воспитанников (учеников) к воспитателю (учителю), которое побуждает их быть потребителями готового опыта, пассивными или активными. Ложный авторитет основан на стремлении учителя-воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как  ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, учителя-воспитатели уже не имеют возможности добиваться других целей, конечных, главных. Во многих  случаях учителя не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становиться все более не послушным. Дети, проявляя послушание, очень часто развивают такие качества личности, которые противоположны конечным целям обучения и воспитания [23, c.144].

Информация о работе Авторитет учителя педагогический феномен