Авторитет учителя педагогический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что стремительное развитие информационной среды делает учителя менее значимым в качестве источника передачи знаний, положительного социального опыта. Более того, в современном образовании все отчетливее проявляется тенденция разрушения принципа социальной иерархии, в котором коренятся важнейшие черты традиционных культур – почитание старших, наставников-учителей, с одной стороны, и ответственность последних за воспроизводство духовного опыта социума – с другой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………............................
3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения авторитета учителя как педагогического феномена…………………………………...............................

7

1.1 Понятие авторитета учителя………………..………………………
7

1.2 Виды авторитета учителя………….………………………………….
14

1.3 Факторы, влияющие на развитие педагогического авторитета………

23

Резюме по 1 главе…………………………………………………………
29
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………………………
30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение…………..........................


3.1 Диагностика уровня сформированности педагогического авторитета (Использование профессиограммы для определения уровня авторитета учителя)…………………………………………………………


3.2 Рекомендации по повышению авторитета учителя..


3.3 Результаты контрольного этапа эксперимента………………………

Выводы……………………………………………………………………………

Практические рекомендации…………………………………………………….

Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Диплом. АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Для выявления  оценки  учителем  своей педагогической направленности нами была  использована Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (Ю.А. Кореляков, 1997).

Цель: оценить педагогическую направленность учителя.

Инструкция: в опроснике (Приложение 3) перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов.

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным — если количество баллов более семи. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

«Учитель-организатор» отличается развитием таких качеств, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Основное направление деятельности находится в плоскости внеклассной работы. «Учитель-организатор», нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

«Учителя-предметника» характеризуют наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Для него, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

«Учителю-коммуникатору» свойственны такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, эмоциональность и пластичность поведения. Он отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни.

«Учитель-интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. «Учитель-интеллигент», или «просветитель», отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Вне сомнений, возможны сочетания типов в направленности одного учителя.

3. Педагогический эксперимент

Исследование проводилось в три этапа. Целью констатирующего этапа явилось выявление уровня  авторитета  учителя. На формирующем этапе проводилась работа по развитию авторитета  учителя. Контрольный этап ставил своей целью проверку эффективности проделанной работы.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 48. В исследовании  приняли  участие  учащиеся 3-го класса (20 человек), учащиеся 8-го класса (16чел.), учащиеся 11 класса (24 чел.).

 

4. Методы математической статистики

Математико-статистическая оценка эффективности предлагаемой методики проводилась при помощи сравнительного анализа изучаемых показателей, используя критерий Т-Стьюдента.

 

Организация исследования

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе – февраль 2009 – май 2010 года был проведен анализ научно-методической литературы, определены цель, задачи исследования, подобраны необходимые тесты.

На втором этапе – сентябрь 2010 года был проведен констатирующий этап эксперимента, разработан и уточнен план работы, проанализированы полученные  данные.

На третьем этапе – с 1октября - по 31 декабря 2011 года был проведен формирующий этап эксперимента: реализованы рекомендации, направленные  на повышение  авторитета  учителя, с последующим контрольным этапом.

На четвертом этапе исследования – декабрь 2011 – январь 2012 года проводилась статистическая обработка, описание полученных результатов исследования и оформление дипломной работы.


Список использованных  источников

 

  1. Амирян Г.Р. Авторитет педагога // Рабочий путь. – 1988. – С. 1
  2. Амирян Г.Р. Педагогика: авторитет педагога.  М., 2009.
  3. Андриади И.П. Авторитет учителя и процесс его становления. М., 1997.
  4. Андриади И.П. Объективные и субъективные факторы формирования авторитета педагога // http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=886
  5. Андриади И.П.Основы педагогического мастерства-М.: Издательский центр «Академия»,2009.
  6. Андриади, И.П. Истоки авторитета учителя / И.П. Андриади // Физическая  культура в школе. – 2001. – С. 3-8.
  7. Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он складывается.//Учитель.1997, -№3.-с.6
  8. Березняк Е. Дети другие. А учитель? Откровенно об авторитете педагога // Правда.-1987,-23 сентября.
  9. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2011. – 368с.
  10. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Международн. пед.  академия, 2011. – 184 с.
  11. Вавилов Ю. П.Специфика профессии учителя начальных классов //Педагогическое образование и наука.2002.-№1.с.33-35
  12. Васильев.И. Идея и дело.//Учительская газета.-1987,18 августа.
  13. Елканов С.Б.Основы профессионального самовоспитания будущего учителя .-М.: Просвещение, 1989.-189с.
  14. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.-М.: Издательский центр «Академия». -2011.-208с.
  15. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика взаимоотношений «учитель-ученик»: метод. рекомендации / Г.А. Карпова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. – 34 с.
  16. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 400 с.
  17. Климов Е.А.Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1990.-159с.
  18. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. –1987. – №2. – С. 12-16.
  19. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя.//Вопросы психологии. -1987. -№2. -с.99
  20. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета / М.Ю. Кондратьев. – М.: Знание, 1988.
  21. Кондратьева О.В. Психологический тип личности учителя как условие формирования профессионального стиля деятельности / О.В.Кондратьева. – Н. Новгород: Нижегор. Гос. Пед. Ун-т., 2002. – 124 с.
  22. Коротаев А.А. Качественная психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей / А.А. Коротаев, Т.С. Тамбовцева // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. – Пермь, 2002. – С. 28-36.
    Кричевский Р.Л., Дубовская  Е.М. Психология малой группы. - М.: Аспект Пресс, 2011. 318 с.
  23. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности: методическое пособие / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. – Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи. – Рыбинск, 1993. – 54 с.
  24. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М.: Издательство политической литературы, 2007. – с. 416
  25. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед.соч.: В 8 т. М., 1983-1986. Т.1 – 512 с.
  26. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М., 1993. – 204 с.
  27. Мижериков В.А. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений В.А. Мижериков, М.К. Ермоленко. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 127 с.
  28. Мирная Т. Главный педагогический секрет / Т. Мирная // Учитель. – 2000 - № 4. – С. 18-20.
  29. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 116 с.
  30. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.  М.: Дело. 2005.-216с
  31. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 2008. – 159 с.
  32. Невежина И. Как вернуть учителю авторитет? //Первое сентября. -1999.-18 декабря с.2.
  33. О значении авторитета в воспитании // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Академия, 2010. – С. 78-92.
  34. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. - М.: Онега,1994. -с.219-227.
  35. Основы педагогического мастерства / Под ред.И.А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989.-302с.
  36. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 466 с.
  37. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1978. – 176 с.
  38. Профессия  учитель: Беседы с молодыми учителями./Под ред.В.Г. Онушкина.-М.:Педагогика,1987. -192с.
  39. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию .- М.: Просвещение,1991.-144с.
  40. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследовании. М. Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС" . -1997 . 494с.
  41. Руднева, Т.И. Основы педагогического профессионализма / Т.И. Руднева. - Самара:СИУ, 2011. – С. 188 с.
  42. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Мн.: Бераруская навука, 2010. – 328 с.
  43. Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет учителя / Д.Ф. Самуйленков. – Смоленск, Смоленское книжное издательство, 2009. – 175 с.
  44. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В.П. Симонов. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 304 с.
  45. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. для учителя / В.И. Слуцкий. – М.: Просвещение, 1992. – 225 с.
  46. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения.-М.:1998. -с.113-115.
  47. Старожук Е.В. О возможности приобретения учителем лидерской позиции.Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии: учебное пособие; Под ред. Ф.И. Иващенко, М.С. Клевченя. – Минск: Вышэйшая школа, 1980. - 176 с.
  48. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. – 448 с.
  49. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - с.56-57.
  50. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Аспект-Пресс, 2002. – 265 с.
  51. Трескова Т.Ю. Стиль педагогического общения как метаиндивидуальная характеристика учителя / Т.Ю. Трескова. – Пермь: ПГПУ, 2010. – 143 с.
  52. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.//Собр. соч.: Т.2.М.,1948. -с.29.
  53. Яковлев, С.А. Имидж учителя: каким ему быть? / С.А. Яковлев // Учитель. – 2003. - №1. – С. 64-68.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Методы диагностики для младших школьников

 

Метод ранжирования (для младших школьников)

 

    Расположи по степени важности следующие качества педагога:

Добрый, отзывчивый, терпеливый, справедливый, хорошо объясняет урок, много знает, требовательный, аккуратный, искренний, интересно ведет уроки.

 

Методика «Продолжи предложение».

    1.Я люблю своего учителя, потому что он …

    2.Учитель – это …

    3.Я хотел (а) бы, чтобы учитель был…

    4.Я слушаюсь учителя, потому что он…

    5. Мне нравиться в учителе…

    6.Мне нравится,  когда учитель…

              7.Мне не нравится,  когда учитель…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Опросник  анкеты  «Учитель ученики» (автор  Е.И.  Рогов)

 

1.              Учитель умеет точно предсказать успехи своих учеников.

2.              Мне трудно ладить с учителем.

3.              Учитель — справедливый человек.

4.              Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам.

5.              Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.

6.              Слово учителя для меня закон.

7.              Учитель тщательно планирует работу со мной.

8.              Я вполне доволен учителем.

9.              Учитель недостаточно требователен ко мне.

10.              Учитель всегда может дать разумный совет.

11.              Я полностью доверяю учителю.

12.              Оценка учителя очень важна для меня.

13.              Учитель в основном работает по шаблону.

14.              Работать с учителем — одно удовольствие.

15.              Учитель уделяет мне мало внимания.

16.              Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.

17.              Учитель плохо чувствует мое настроение.

18.              Учитель всегда выслушивает мое мнение.

19.              У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.

20.              Я не стану делиться с учителем своими мыслями.

21.              Учитель наказывает меня за малейший проступок.

22.              Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны.

23.              Я хотел бы стать похожим на учителя.

24.              У нас с учителем чисто деловые отношения.

Количественная обработка и качественный анализ данных

Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Подсчитать суммарный балл по каждому из трех показателей оценки: гностическому, эмоциональному и поведенческому.

              Гностический параметр выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика и рассчитывается как сумма ответов «Да» на вопросы 1, 4, 7, 10, 19, 22 и ответов «Нет» — 13, 16.

              Эмоциональный параметр определяет степень симпатии ученика к учителю. Суммируем ответы: «Да» - 8, 11, 14, 23 и «Нет» - 2, 5, 17, 20.

              Поведенческий параметр показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика. Суммируем ответы: «Да» — 3, 6, 12, 18 и «Нет» - 9, 15, 21, 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (Ю.А. Кореляков, 1997)

Опросник

      а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени;

      б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

      Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, поставив рядом нужную букву — а или б.

      Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).

      Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

      Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

      Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

      Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

      Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом.

      Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

      Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, внесших большой вклад в мой предмет.

      Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

      Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

      Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

      Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

      Большинство моих друзей—люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

      Я подолгу анализирую свое поведение.

      Дома я веду себя за столом так же, как-в ресторане.

      В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

      Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

      Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

      Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

      Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

      Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

      Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

      Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.

      Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

      Я всегда охотно признаю свои ошибки.

      Худшее наказание для меня — быть в одиночестве.

      Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

      В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

      Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

      У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

      Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

      Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

      Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни.

      Окружающие считают мою семью интеллигентной.

      Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

      Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

      Если есть выбор, то я предпочитаю не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, а организовать внеклассное мероприятие.

Информация о работе Авторитет учителя педагогический феномен