Педагогическая деятельность В.С Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 13:51, контрольная работа

Краткое описание

Каждое человеческое общество на определённом этапе развития придерживается некоторой общей идеи, на основе которой вырабатывались принципы морального воспитания. Суть идеи во все времена заключалась в том, чтобы лучше жить. Каждая общественная формация, каждый уклад общества строил воспитание на соответствующих постулатах. Где всякий постулат воспитания, имеет чёткую экономическую и политическую нацеленность.

Файлы: 1 файл

Социальная педагогика сам.раб. 3Курс-выполнена.docx

— 36.68 Кб (Скачать)

 

 

Педагогическая деятельность В.С Сухомлинского

 

Каждое человеческое общество на определённом этапе развития  придерживается некоторой общей идеи, на основе которой  вырабатывались принципы морального воспитания. Суть идеи во все времена заключалась в том, чтобы лучше жить. Каждая общественная формация, каждый уклад общества строил воспитание на соответствующих постулатах. Где всякий постулат воспитания, имеет чёткую экономическую и политическую нацеленность.

О ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса, первым заговорил  выдающийся советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский. Он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. В этой связи В. А. Сухомлинский утверждал, что педагогика должна стать наукой для всех и  много внимания уделял организации педагогического просвещения.

Василий Александрович верил в силу воспитания, но подчеркивал, что успех его зависит от глубокого проникновения в духовный мир школьника. Он считал, что учитель обязан дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости.

Воспитание через любовь – вот основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.  Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. Василий Александрович говорит,  что ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. И чтобы сделать  ребенка счастливым необходимо, прежде всего, помочь ему учиться. Сухомлинский настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен стать, прежде всего, преподавателем словесности, так как слово выступает первым шагом к мыслям ученика. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, тем самым вызывая  его интерес. Педагог утверждал, что  дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. О том, что нельзя дать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство. Необходимо постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха.

Среди многообразных средств воспитания, Сухомлинский ставит на первое место воспитание красотой. Так как видит, что именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию. Василий Александрович учит сначала чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. А познание прекрасного, переживание радости обогащают человека, умножают его силы, во многом определяют мировоззрение.

Так же Василий Сухомлинский утверждал, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы, важное значение придавал эстетическому воспитанию - живописи и музыке.

Считал, что искусство открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго.

Очень важным моментом в системе воспитания Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Ведь детский труд таит в себе огромную силу и  когда ребенок приложил усилия, трудясь для других людей, и это принесло ему радость, то он не может стать недобрым человеком. В своих работах педагог призывает предоставлять детям каждодневный, многоплановый необходимый и привычный для них труд, в котором эффективно решались интеллектуальные, нравственные, эстетические, эмоциональные воспитательные задачи. Прежде всего, потому, что труд был личностно значимым, нравственным, красивым и творческим делом (так как человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создает для другого).

Подводя итог можно сказать, что ценность методики Сухомлинского заключается в пробуждении положительного отношения учеников к занятиям, в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. И  если этот источник иссяк, то никакими приемами, не удастся заставить ребенка учиться. Идеал воспитания Василий Александрович видит в гармонической нравственно чистой личности, именно поэтому он обращает серьезное внимание на гармонию педагогических воздействий. Педагог одна из наиболее гуманных профессий и исходя из этого учителя, должны развивать, углублять в своих коллективах педагогическую этику, утверждать гуманное начало в воспитании как важнейшую черту педагогической культуры каждого учителя.

 «Сколько в школах  «воспитателей», которые владеют лишь одной нотой эмоциональной гаммы - возмущением! Они достойны глубокого сожаления. Их воспитательное воздействие на учащихся равно нулю».

                                                                                       Сухомлинский В. А.

 

 

 

 

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

Информация о работе Педагогическая деятельность В.С Сухомлинского