Педагогическая этика профессиональной деятельности
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 09:16, доклад
Краткое описание
Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этика (лат. ethica – наука, искусство
нравственности) учение о нравственности
и морали. Этот термин введен Аристотелем,
который поместил ее между учением о душе
(психологией) и учением о государстве
(политикой). Центральной частью этики
он считал учение о добродетелях, как нравственных
качествах человека. Ее требования нашли
отражение во многих сферах деятельности
человека, в том числе и педагогической.
Происхождение
и сущность педагогической этики
Следует отметить, что на протяжении
всей своей истории этика выступала одновременно
и как знание о морали (ее происхождении,
сущности, содержании и т. д.), и как практическая
философия в виде учения о правильной
и достойной жизни. Тем самым она была
наделена двумя функциями: познавательно-просветительной
и нравственно-воспитательной. Относительная
самостоятельность и несовпадение этих
функций послужили причиной постепенного
обособления в составе этики двух взаимосвязанных
частей – теоретической и нормативной,
ориентированных соответственно на познание
морали и жизнеучение.
В настоящее время теоретическая этика это
наука, описывающая и объясняющая мораль
как особое социальное явление. Она отвечает
на вопросы что такое мораль, чем она отличается
от других общественных феноменов, каково ее
происхождение, как она менялась исторически,
каковы механизмы и закономерности ее
функционирования, в чем заключается ее
социальная роль и т. д.
Нормативная этика представляет собой систему
моралистических (моральных) рассуждений,
имеющих целью поддержание и сохранение
в обществе фундаментальных нравственных
ценностей. Она призвана формулировать
ответы на вопросы о добре и зле, о правильном
поведении человека в обыденных жизненных
ситуациях и т. д. В связи с этим нормативная
этика провозглашает и отстаивает определенную
моральную позицию, выражая ее в виде нравственных
идеалов, принципов, правил и норм поведения.
Она обращена, прежде всего, к критически
мыслящей личности, способной поставить
под сомнение любые постулаты. Разумные
доводы в пользу тех или иных положений
нормативной этики способствуют превращению
внешнего для личности социального императива
(моральной нормы) во внутренний импульс
(например, чувство профессионального
долга, нравственную мотивацию поведения
и т. д.).
Выработка и обоснование нравственных
императивов нормативной этики применительно
к единичным или типовым ситуациям, с которыми
люди сталкиваются в своей личной, профессиональной
или общественной жизни, область деятельности
создателей профессиональных этических
кодексов (педагогическая этика, этика
сферы услуг, этика бизнеса и т. п.). Вся
эта деятельность представляет собой
конкретизацию и практическое применение
некоторых общих этических принципов.
Следовательно, особенность нормативной
этики заключается в том, что она подводит
рациональное основание под фундаментальные
ценности, которые служат ориентиром для
повседневной практики.
Нормативные требования педагогической
этики профессиональной деятельности
формируются на соответствующих положениях
двух составных частей общей этики – профессиональной
и педагогической. Профессиональная
этика рассматривается как кодекс
поведения, обеспечивающий нравственный
характер тех взаимоотношений между людьми,
которые возникают в процессе из их профессиональной
деятельности. Ее особенностью является
тесная связь с деятельностью членов конкретной
учебной, производственной и т. д. группы
и неразрывное единство с общей теорией
морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом
этической науки и изучает особенности
педагогической морали, выясняет специфику
реализации общих принципов нравственности
в сфере педагогического труда, раскрывает
ее функции, специфику содержания принципов,
этических категорий и правил. Также педагогической
этикой раскрывается нравственный характер
профессиональной деятельности специалистов
сферы образования, нравственные отношения
в профессиональной среде, основы педагогического
этикета людей, профессионально занимающихся
обучением и воспитанием.
Первые элементы педагогической
этики появились вместе с возникновением
педагогической деятельности как особой
общественной функции. Потребность общества
передавать свой опыт и знания подрастающим
поколениям вызвала к жизни систему школьного
образования и породила особый вид общественно
необходимой деятельности – профессиональную
педагогическую деятельность.
По мере своей эволюции педагогическая
этика формировала присущие ее времени
этические требования. Так, например, философы античного
общества (Демокрит, Платон, Аристотель
и др.) в своих работах писали о необходимости
сообразовывать воспитание с природой
ребенка, об использовании детской любознательности
как основы учения, о предпочтении средств
убеждения над средствами принуждения.
В то же время Квинтилиан впервые поставил
вопросы педагогической этики на профессиональный
уровень – его рекомендации представляли
собой обобщение педагогического опыта,
предостерегали педагога от использования
принуждения, апеллировали к здравому
смыслу и заинтересованности ребенка
в процессе учебы и ее результатах.
В эпоху средневековья общество не интересовала проблема
разработки вопросов педагогической этики
ввиду доминирования религии в сфере общественного
обучения и воспитания.
В эпоху Возрождения эти вопросы получили последовательное
развитие в трудах М. Монтеня, Я. А. Коменского,
Дж. Локка и др. В качестве правил педагогической
этики предполагалось обращать внимание
на личностные качества наставника, учитывать
«душевные склонности ребенка», не требовать
беспрекословного принятия идей учителя
учеником. В ряде работ делается акцент
на доброжелательном отношении педагога
к обучаемым, критике формально-показного
выполнения учительских обязанностей,
уделяется внимание нравственным отношениям
между воспитателем и воспитанником и
т. д.
Представители эпохи
Просвещения (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег
и др.) сформулировали требования к нравственному
облику учителя, выдвигали свои этические
концепции, считая движущей силой прогресса
просвещение, науку и разум. Они считали,
что учитель должен быть лишен человеческих
пороков и в нравственном отношении стоять
выше общества. В связи с этим истинный
педагог должен уметь в любом ребенке
обнаружить и развить положительные личностные
качества, пропагандировать идеи трудового
и нравственного воспитания.
Качественно новый этап в разработке
проблем педагогической этики связан
с русскими революционерами-демократами,
обогатившими и углубившими этические
идеи деятелей эпохи Просвещения. В частности,
большое внимание этому вопросу уделял
Н. А. Добролюбов, который в своих работах
доказывал, что воспитание должно основываться
не на авторитете подавления, а на высоком
образовании и всестороннем развитии
педагога, его твердых и непогрешимых
убеждениях, уважении прав детей.
В советское время разработку проблем педагогической
этики мы находим в трудах В. А. Сухомлинского,
В. И. Писаренко, И. В. Чернокозова и др. Ими
неоднократно подчеркивалось, что этические
требования должны отражать живые человеческие
отношения между педагогом и детьми.
В последние годы перед педагогической этикой
стоит целый ряд насущных задач, которые
могут быть разделены на теоретические
и прикладные. В их числе исследование
проблем методологического характера,
выяснение структуры и изучение процесса
формирования нравственных потребностей
педагогов, разработка специфики нравственных
аспектов педагогического труда, выявление
предъявляемых требований к нравственному
облику педагога в связи с переориентацией
отечественной педагогической теории
и практики на гуманистические позиции
и др.
Категории
педагогической этики
Педагогическая этика рассматривает
сущность основных категорий педагогической
морали и моральных ценностей. Моральными
ценностями можно назвать систему представлений
о добре и зле, справедливости и чести,
которые выступают своеобразной оценкой
характера жизненных явлений, нравственных
достоинств и поступков людей и т. п. К педагогической
деятельности применимы все основные
моральные понятия, однако отдельные понятия
отражают такие черты педагогических
воззрений, деятельности и отношений,
которые выделяют педагогическую этику
в относительно самостоятельную составную
часть профессиональной этики. Рассмотрим
наиболее общее содержание связанных
с этим категорий.
Кодекс педагогической
этики определяет совокупность нравственных
требований, вытекающих из принципов и
норм педагогической морали, и регулирует
его поведение и систему отношений в процессе
педагогической деятельности. Одной из
его основ является установление основных
требований (правил), которые определяют
отношение педагога к самому себе, педагогическому
труду, ученическому и педагогическому
коллективам и т. д.
Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений
между воспитателями и воспитуемыми, которые
способствуют развитию творческой личности,
формированию человека, обладающего чувством
собственного достоинства. Важнейшее
условие положительного взаимодействия
педагога и воспитуемых – сочетание разумной
требовательности и доверия к ним. В системе
нравственных отношений в педагогической
среде очень важную роль также играет
взаимодействие педагога с ученическим
коллективом, которые должны строиться
на основе взаимопонимания и взаимоуважения,
уважения педагогом положительных традиций
коллектива и чувства собственного достоинства
каждого воспитанника. Конечно, успех
воспитания зависит и от влияния той ближайшей
микросреды, в которой живут и воспитываются
дети.
Педагогическая справедливость характеризует соответствие
между достоинствами людей и их общественным
признанием, правами и обязанностями.
Она имеет специфические черты, представляя
собой своеобразное мерило объективности
педагога, уровня его нравственной воспитанности
(доброты, принципиальности, человечности),
проявляющейся в его оценках поступков
учащихся, их отношения к учебе, общественно
полезной деятельности и т. д.
Справедливость это также нравственное
качество педагога и оценка мер его взаимодействия
с учащимися, соответствующая их реальным
заслугам перед коллективом. Специфика
же педагогической справедливости заключается
в том, что оценка действия и ответная реакция
на нее находятся у педагога и учащихся
на разных уровнях нравственной зрелости,
в связи с чем определение меры объективности
в большей степени зависит от педагога.
К тому же общей моральной оценке подвергается
взаимодействие сторон с неравной самозащитой,
вследствие чего педагогически продуманное
действие педагога может и не осознаваться
учениками.
Педагогический долг – одна из важнейших категорий
педагогической этики. В ней концентрируются
представления о совокупности требований
и моральных предписаний, предъявляемых
обществом к личности педагога, к выполнению
им своих профессиональных обязанностей.
Они предусматривают осуществление определенных
(преимущественно интеллектуальных) трудовых
функций, правильное построение взаимоотношений
с учащимися, их родителями, коллегами
по работе, глубокое осознание своего
отношения к выбранной профессии, ученическому
и педагогическому коллективу и обществу
в целом. Основой профессионального педагогического
долга являются объективные и актуальные
потребности общества в обучении и воспитании
подрастающих поколений. В нем также предусмотрена
необходимость творческого отношения
к своему труду, особая требовательность
к себе, стремление к пополнению профессиональных
знаний и повышению педагогического мастерства,
необходимость уважительного и требовательного
отношения к учащимся и их родителям, умение
разрешать сложные конфликты профессиональной
деятельности.
Педагогическая честь в педагогике – это понятие,
выражающее не только осознание педагогом
своей значимости, но и общественное признание,
общественное уважение его моральных
заслуг и качеств. Высокоразвитое осознание
индивидуальной чести и личного достоинства
в профессии педагога выделяется отчетливо.
Если им в своем поведении и межличностных
отношениях нарушаются требования, предъявляемые
обществом к идеалу педагога, то соответственно
демонстрируется пренебрежение к профессиональной
чести и достоинству. Честь педагога –
общественная оценка его реальных профессиональных
достоинств, проявляющихся в процессе
выполнения им профессионального долга.
Педагогический авторитет – это моральный статус педагога
в коллективе учащихся и коллег, своеобразная
форма дисциплины, при помощи которой
авторитетный и уважаемый педагог регулирует
поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
Педагогический авторитет зависит от
предшествующей морально-этической и
психолого-педагогической подготовки
педагога. Его уровень определяется глубиной
знаний, эрудицией, мастерством, отношением
к профессиональной деятельности и т. д.
Педагогическое сознание рассматривается как осознание
(понимание и принятие) педагогом норм
своего поведения, характера взаимоотношений
в обществе и ценности качеств человеческой
личности, что закрепляется во взглядах,
представлениях, чувствах и привычках.
Общественное сознание дает обобщенное
теоретическое и идеологическое обоснование
морали как общественного явления. В то
же время в индивидуальном нравственном
сознании отражается еще и специфика той
среды, с которой человек постоянно взаимодействует,
что существенно влияет на формирование
нравственных взглядов педагога, его нравственного
сознания. Одним из элементов нравственного
сознания является осознание им нравственных
ценностей и осмысление того, как осуществляется
восприятие этих ценностей его воспитанниками.
Основой формирования нравственных взглядов
является знание принципов, требований
и норм морали и их специфического отражения
в педагогической деятельности.
Переход от педагогического
сознания к нравственной практике раскрывается
особой категорией педагогической этики,
рассматриваемой как педагогический такт.
Это связано с тем, что нравственное творчество
педагога включает в себя ряд компонентов,
среди которых важнейшими являются такие,
как осмысление нормы и ее значимости
в отношении к обществу, педагогической
профессии, осмысление сложных обстоятельств
ситуации и условий ее возникновения,
необходимость выбора лучшего вида поступка
в соответствии с нравственно педагогической
нормой.