Педагогическая этика профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 09:16, доклад

Краткое описание

Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.

Файлы: 1 файл

2 таня - копия.docx

— 76.87 Кб (Скачать)

- преодолевать психологические  барьеры в общении;

- снимать излишнее напряжение;

- психологически и физически  «соответствовать» собеседнику;

- адекватно ситуации выбирать  жесты, позы, ритм своего поведения;

- мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:

* словарный состав (исключаются  оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные  слова, диалектизмы);

* словарный запас (чем  он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше  она утомляет слушателей, тем  больше впечатляет, запоминается  и увлекает);

* произношение (нормой современного  произношения в русском языке  является старомосковский диалект);

* грамматика (деловая речь  требует соблюдения общих правил  грамматики, а также учета некоторых  специфических отличий, в частности, центральное место в деловой  речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

* стилистика (к хорошему  стилю речи предъявляются такие  требования, как недопустимость  лишних слов, правильный порядок  слов, отсутствие стандартных, избитых  выражений).

Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

 

Заключение

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

В заключение данной работы можно сделать краткие выводы:

1. Этика делового общения - это учение о проявлении морали  и нравственности в деловом  общении, взаимоотношениях деловых  партнеров.

2. Основные принципы деловых  отношений дают конкретному сотруднику  в любой организации этическую  платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий и т.п.

3. Принципы этики деловых  отношений служат основанием  для выработки каждым сотрудником  любой фирмы собственной личной  этической системы.

4. Культура устной и  письменной речи часто бывает  сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является  стиль общения, функциональная грамотность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы, казалось бы, теряем минуты, а незаметно проходит вся жизнь. И поэтому так важно уделять внимание в наше стремительно летящее время разумному использованию этого, так быстро ускользающего ресурса.

Отметим, что люди достаточно давно были озабочены управлением своим временем. По мнению С. Кови, автора бестселлера "Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера", существует уже четыре поколения, занимавшихся управлением временем [4, c. 181].

Первая волна характеризовалась записками, памятками, попытками упорядочить и систематизировать все, что требует от нас затрат времени и сил.

Во втором поколении появились самые разные календари и деловые дневники. Это отражало попытку смотреть вперед, планировать события и свою деятельность на будущее.

Третье поколение отражает современный этап управления временем. К наследию предыдущих поколений добавляется идея расстановки приоритетов, ценностей и сравнения значимости различных дел. Кроме этого, третье поколение сосредотачивается не только на ежедневном планировании. Вводится долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование, постановка промежуточных целей.

Сегодня возникает уже четвертое, совсем иное поколение управления временем. Стало понятным, что главная задача теперь -- не управление временем, а управление собой. Планируются не действия и время, а достижение результатов. Другими словами, нам следует не только пытаться быть более организованными и лучше распределять время. Следует начать по-новому мыслить о времени.

Новое мышление заставляет нас посмотреть на время с другой стороны. И, в соответствии с законом Парето, 80% всех результатов достигается нами в течение 20% потраченного времени. И это переворачивает все обыденные представления. Оказывается, времени у нас может хватать. Ведь по-настоящему продуктивно оно используется лишь на 20%.

Суть четвертого поколения, занимающегося управлением временем, по мнению С. Кови, можно уяснить по матрице, приведенной в таблице 1(см. Приложение В - таблица 1). Исходная идея заключается в том, что мы расходуем время одним из четырех способов.

Как показывает матрица, виды деятельности характеризуются двумя факторами: срочностью и важностью.

Срочное -- это то, что требует немедленного внимания. То, что можно обозначить словом "Сейчас". А какие дела можно назвать важными?

Важное имеет отношение к результатам. Важным является то, что вносит вклад в вашу миссию, ваши ценности и в ваши важнейшие цели.

Важные и несрочные дела требуют от нас гораздо большей инициативы, чем срочные, которые просто толкают нас: "Делаем!" Мы должны проявлять активность, чтобы не упустить возможность и получить результат. Если у нас нет представления о том, что важно для нас, о тех результатах, которых мы хотим достичь в жизни, то легко переходим к реагированию на срочное.

Некоторые люди изо дня в день оказываются буквально бомбардируемыми "горячими" проблемами. Единственное облегчение видят они в бегстве к неважным и несрочным делам (квадрат 4). Так живут люди, управляемые кризисными ситуациями.

Другие люди значительную часть времени тратят на срочные, но не важные дела (квадрат 3). Они тратят свое время на срочное, считая это также и важным. Но в действительности срочность этих дел основана на приоритетах и ожиданиях других людей.

Руководители эффективные держатся в стороне от дел, обозначенных в квадратах 3 и 4, поскольку срочные они или нет -- прежде всего они неважные. Кроме того, они уменьшают размер дел в квадрате 1, отводя больше времени решению дел в квадрате 2.

Сердцем эффективного управления временем, а значит, и собой являются дела квадрата 2. Они связаны с тем, что считается важным, но несрочным. Включают в себя такую деятельность, как строительство отношений, написание личных обязанностей, планирование, упражнения, профилактика, подготовка -- все те дела, которые мы считаем нужными, но редко заставляем себя за них взяться, так как они несрочные.

Возможные последствия сосредоточения вашей деятельности и решении дел, обозначенных в каком-либо из квадратов, показаны в табл.2(см. Приложение В - таблица 2).

Для правильного и эффективного использования времени необходимо основное внимание уделять перспективным и самым важным для вас делам квадрата 2, одновременно сокращая деятельность по выполнению дел, обозначенных во всех остальных квадратах.

Вывод во всех случаях напрашивается один: вначале думать, принимать взвешенное, осмысленное решение, а уже потом браться за дело. Срочные дела следует либо делать, либо передоверять их исполнение другим, но тоже немедленно, не затягивая с их решением. Те дела, которые могут подождать, должны быть не просто отложены в сторону, но следует установить время, конкретное и точное, когда они будут сделаны, и соответствующий пункт об этом должен быть записан в плане личной деятельности.

Таким образом, резервы времени абсолютно ограничены, поэтому встает вопрос о его рациональном использовании, экономии. От способности это делать во многом зависит успех любого работника. Чтобы справиться с такой задачей, необходимо точно знать, на что время тратится, тратить на то, что нужно, и делать все как можно быстрее. Первым шагом на этом пути является "инвентаризация" времени, осуществляемая несколькими методами, изложенные в следующем подразделе.

1.3 Методы учета и измерения  использования времени

Существует несколько методов учета и измерения времени, выбор которых зависит от ее задач и масштабов. Рассмотрим их подробнее:

1) Хронометраж - наблюдение  и измерение затрат рабочего  времени на осуществление повторяющихся  элементов операции или ее  в целом. Используется для анализа  приемов труда, разработки нормативов  или определения причин отклонения  от норм и играет важную  роль в деле научной организации  труда, в том числе управленческого. Он может быть непрерывным, выборочным (для отдельных элементов операций) и цикловым (применяется при наблюдении  за сверхкороткими элементами - 3-5 с. путем объединения их в разной  комбинации в группы).

При подготовке к хронометражу исследуемую операцию разделяют на элементы (комплексы приемов, действия, движения), устанавливают границы между ними с помощью "фиксажных точек" - резко выраженных моментов ее начала и окончания, определяют необходимое количество наблюдений. Последние фиксируются в специальном листе и обрабатываются с целью исключения дефектных замеров и определения средней продолжительности каждого элемента операции. Также знания помогают совершенствовать ее структуру, оптимизировать затраты времени.

2) Упрощенные наблюдения, в отличие от хронометража, предполагают  применение обычных часов. Если  отклонения затрат времени от  среднего уровня превышают 10% и  нужно выяснять их причины, используется  фотохронометраж [12, c. 530].

3) Фотографирование рабочего  дня (индивидуальное и групповое; сплошное и выборочное) происходит  с помощью фиксации всех без  исключения полезных затрат и  потерь времени на протяжении  дня или какой-либо его части. Оно проводится два-три раза  в год в течение двух-трех  недель при участии специальных  людей - нормировщиков, мастеров и  т.п.

Фотографирование осуществляется планово для установления структуры затрат времени на протяжении смены или ее части. Оно требует значительной подготовки и больших затрат труда, поэтому целесообразно при больших масштабах исследований или их специальной направленности.

Анализ результатов позволяет определить:

- величину и удельный  вес полезных затрат времени, зависящих и не зависящих от  исполнителей потерь;

- продолжительность движения  изделий в рамках технологического  процесса;

- время, необходимое для  выполнения определенных операций (творческих, логических, вспомогательных  и пр.) [13, c. 149].

4) Моментные наблюдения (являются  разновидностью фотографирования) фиксируют не затраты времени, а то, чем работник занимался  в определенные случайно выбранные  моменты. Такой метод часто применяется  руководителем в порядке контроля  при обходе рабочих мест подчиненных.

5) Самофотографирование  также является разновидностью  фотографирования. Оно состоит в  том, что работник самостоятельно  фиксирует свои действия. Самофотографирование  экономично, но не дает точных  результатов, а его данные трудно  обрабатывать.

6) Дневник рабочего времени  руководителя или специалиста  представляет собой специфическую  форму самофотографирования. Работы (затраты времени на них) фиксируются  в нем в той последовательности, в которой выполняются. Существует  книжная, реестровая и карточная  форма ведения такого дневника.

7) Опросы (предназначены  для анализа отдельных видов  работ) могут быть устными и  анкетными; последние сложнее, но  позволяют получить более надежные  ответы.

Для официального учета отработанного времени применяется табель, который представляет собой именной список персонала подразделения (раздельно по рабочим, служащим и т.п.). Он составляется в порядке алфавита или присвоенных работникам табельных номеров, приводящихся во всех документах по труду и заработной плате.

Табель составляется за 2-3 дня до начала расчетного периода, исходя из табеля за прошлый месяц и заполняется только на основе соответствующих документов. В конце периода по нему определяется число отработанных дней. Заполненный табель в конце месяца сдаются в бухгалтерию для начисления заработной платы.

Выявление видов деятельности, на которые время тратится впустую, которые могут выполнять другие лица, которые отнимают время у других (к ним относятся визиты, встречи, телефонные разговоры, посетители, работа с подчиненными и др.), - называется диагностикой времени.

С их помощью:

- определяются факторы, вызывающие  потери времени;

- осуществляется анализ  затрат времени на выполнение  свойственных и не свойственных  должностным обязанностям работ;

- рассчитываются коэффициенты  творческой, организационно-административной, формально-логической и исполнительской  деятельности по отдельным группам  исполнителей и на этой основе  оценивается рациональность разделения  труда внутри структурных подразделений [14, c. 105].

Информация о работе Педагогическая этика профессиональной деятельности