Этикет в профессиональной деятельности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

К работникам юридической профессии всегда предъявлялись повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций.Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, работники юриспруденции должны являться образцом неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.Профессиональный этикет юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Оглавление

Введение_______________________________¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬-______________________________3
1. Этикет в профессиональной деятельности юриста______________________4
2. Виды и особенности юридического этикета___________________________6
3. Судебный этикет__________________________________________________9
Заключение__________________________________________________________12
Список литературы____________________________________________________13

Файлы: 1 файл

Контрольная по ПЭ.docx

— 36.46 Кб (Скачать)

Содержание

Введение_____________________________________________________________3

  1. Этикет в профессиональной деятельности юриста______________________4
  2. Виды и особенности юридического этикета___________________________6
  3. Судебный этикет__________________________________________________9

Заключение__________________________________________________________12

Список литературы____________________________________________________13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

К работникам юридической профессии всегда предъявлялись повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, работники  юриспруденции  должны   являться образцом неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет. Профессиональный этикет юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Значимость рассматриваемой темы обусловлена тем, что для относительно молодой дисциплины, такой, как «профессиональная этика», вопрос об «профессиональном этикете юриста» - один из наиболее фундаментальных. Это объясняется в необходимости знаний о том, какое поведение юриста в той или иной ситуации приемлемо, какое воздействие оно оказывают на сознание и поведение людей. Поэтому исследования в области профессионального этикета служат предпосылкой познания главного и определяющего в поведении юриста с целью оптимизации практики его применения.

С учетом всего этого можно сказать, что данная тема актуальна в наши дни и требует конкретного рассмотрения, она приобретает все большее значение в  условиях, когда к работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования. В настоящее время, вопрос о профессиональном этикете затрагивается в правовой литературе, нормативно-правовых актах, которые устанавливают и регулируют ее.

Целями и задачами данной работы является рассмотрение сущности, структуры и принципов этикета юриста, дать понятие служебного этикета юриста и  рассмотреть его принципы, рассмотреть судебный этикет

 

 

 

  1. Этикет в профессиональной деятельности юриста.

Этикет (от франц. etiquette) - установленный порядок поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры личности. Деловой этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.1

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:2

  • В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактеру юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.
  • Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:

- обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером),  сознание того,  что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;

- постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;

- умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;

- моральная устойчивость , проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;

- обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.

  • Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро. Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе». Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой. Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.
  • Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность. Бесспорно, этикет - результат воспитания и самовоспитания личности. Быть свободным, непринуждённым в общении вовсе не значит быть бесцеремонным. Лёгкость в общении с людьми достигается постоянной тренировкой, «муштрой» и рациональным отношением к правилам этикета, который не должен подменять разум и нравственные чувства человека.
  1. Виды и особенности юридического этикета.

Служебный этикет юриста - устойчивый порядок его поведения при выполнении служебных полномочий, выражающий внешнее содержание принципов морали, состоящий из правил обхождения (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.). Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Этикет выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует порядок обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение служебного этикета - важное условие этической и эстетической культуры поведения юриста. Специфика юридической деятельности такова, что юристу приходится сталкиваться с большим количеством людей и необходимо вырабатывать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист в процессе осуществления своей профессиональной работы.3

Основными этико-эстетическими правилами взаимоотношений между юристом и иными участниками решения дела являются:4

  • Чувство такта - состояние эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.
  • Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение лишних вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.
  • Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.
  • Любезность - готовность оказать услугу нуждающемуся.
  • Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела.
  • Самоорганизованность - планирование работы и выполнение её в обозначенные сроки и др.

Формула успеха юриста может быть представлена так:

G = (х+у+z)/К,

где G - успех,

х - компетентность (профессионализм),

у - работоспособность,

z - умение быть сдержанным,

К - коэффициент такта.

Иногда за этикетом скрывается неуважение и недоброжелательность. Оторванный от нравственного содержания этикет легко может превратиться в официальную форму лицемерия. Деловое общение представителей различных юридических специальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.

  1. Повседневное служебное общение:5
  • Беседы, встречи, переговоры.
  • Прием посетителей.
  • Совещания, собрания, заседания, конференции.
  • Посещение организаций, учреждений.
  • Посещение граждан по месту жительства.
  • Дежурство, патрулирование, охрана.
  1. Специфические формы служебного общения:
  • Общение в служебном коллективе:

а) субординированные формы общения;

б) общение между коллегами.

  • Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения.
  • Деловые контакты с иностранными гражданами. Экстремальные формы служебного общения:
  • Общение в условиях конфликтной ситуации.
  • Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей.
  • Общение с задержанными во время обыска.
  • Общение со спецконтингентом.
  1. Невербальные и неспецифические формы общения:
  • Публичные контакты с журналистами, интервью.
  • Выступления по радио, телевидению, в печати.
  • Телефон, телетайп, радиосвязь.
  • Деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться. Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Судебный этикет

Судебный этикет является неотъемлемой частью культуры правосудия, служит авторитету судебной власти. Ч.Беккариа (1738—1794) писал, что "формальность и торжественность необходимы при отправлении правосудия, чтобы ничего не оставлять на произвол судьи, чтобы народ знал, что суд творится на основании твердых правил, а не беспорядочно и пристрастно". Торжественность, обрядовая сторона правосудия находит закрепление в праве как признак особой роли суда в обществе, жизни людей. Так, Закон о статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 г. установил символы судебной власти: Государственный флаг Российской Федерации на здании суда; изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации в зале судебных заседаний; мантии, в которые облачаются судьи при осуществлении правосудия. Обеспечению торжественности правосудия, охране и поддержанию авторитета судебной власти служат правила судебного этикета. Этикет в общем смысле есть совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет — составная часть внешней культуры человека и общества. Известно, что существует дипломатический этикет, придворный этикет, этикет "высшего общества" и т. д. Этикет основывается на законах приличия, учтивости, способствует выработке благожелательного и уважительного отношения к людям, учреждениям. В целом этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта, любезности. Но в то же время нельзя забывать, что строгое соблюдение внешних правил обращения с другими не исключает неуважительного отношения к ним, неблагожелательности.7

Судебный этикет — это совокупность правил поведения субъектов судебного процесса, регулирующих внешние проявления взаимоотношений между судом и участвующими в деле лицами, формы их общения, основанные на признании авторитета органов правосудия и необходимости соблюдения приличий поведения в государственном учреждении. Судебный этикет способствует созданию атмосферы необходимой торжественности при отправлении правосудия, воспитанию уважения к судебной власти, к закону, который она представляет. Немаловажно и то, что соблюдение требований судебного этикета создает определенные предпосылки для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, спокойной, корректной и деловой обстановки разбирательства дела судом с участием сторон.8

Основы судебного этикета заложены и в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, УПК Российской Федерации устанавливает, что все присутствующие в зале судебного заседания при входе судей встают. Все участники процесса обращаются к суду, дают свои показания и делают заявления стоя. Отступления от этого правила могут допускаться лишь с разрешения председательствующего. Все участники процесса, а равно все присутствующие в зале судебного заседания граждане должны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении порядка в судебном заседании. Председательствующему (или составу суда) предоставлено право удалить нарушителя порядка из зала судебного заседания, а в некоторых случаях виновный может быть подвергнут штрафу. Во время провозглашения приговора все присутствующие в зале судебного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя. Такое же правило действует при провозглашении вердикта коллегии присяжных заседателей. В значительной степени к правилам судебного этикета примыкает ряд других установлений уголовно-процессуального закона, регулирующих порядок судебного разбирательства, хотя их предписания направлены непосредственно на достижение иных целей, чем создание внешних форм обращения в суде. Таковы правила приведения к присяге присяжных заседателей, нормы о разъяснении свидетелям и потерпевшим их гражданского долга и обязанности дать правдивые показания непосредственно перед допросом с отобранием подписки. Суд обязан во всех случаях предоставить подсудимому последнее слово, выслушать его без ограничения во времени и без постановки вопросов, а после этого немедленно удалиться в совещательную комнату для постановления приговора. Приговор постановляется в условиях тайны совещания судей, как и вердикт присяжных заседателей. Приговор, вердикт коллегии присяжных заседателей не "зачитываются", а "провозглашаются". При оправдательном приговоре, а также в иных случаях, когда подсудимый не лишается свободы, находящийся под арестом подсудимый немедленно освобождается из-под стражи в зале судебного заседания (хотя приговор еще не вступил в законную силу). Приговор постановляется и провозглашается именем государства. Другие требования судебного этикета, непосредственно не опирающиеся на конкретные процессуальные нормы, состоят в обязанности поддерживать в суде необходимую торжественность процедуры. Все обращения друг к другу при общении судей и участвующих в деле лиц должны производиться в вежливой форме. Суд при этом подчеркнуто равно относится к участникам процесса. В суде желательно избегать многословия, создать атмосферу деловитости, целеустремленности, своевременно пресекать нарушения принятых в официальных учреждениях правил поведения. Судья, прокурор, адвокат должны заботиться о том, чтобы их внешний вид, одежда отвечали обстановке, соответствующей месту, где осуществляется правосудие.9

Информация о работе Этикет в профессиональной деятельности юриста