Педагогическая этика профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 09:16, доклад

Краткое описание

Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.

Файлы: 1 файл

2 таня - копия.docx

— 76.87 Кб (Скачать)

·      умении выражать распоряжения, указания и даже просьбы без упрашивания или высокомерия;

·      способности обучать и воспитывать подчиненных сотрудников без подчеркивания своего превосходства в знаниях и уровне профессиональной подготовленности;

·      умении слушать подчиненного, серьезно подходить к формулировке ответа на его вопрос и других.

Перечисленные признаки педагогического такта проявляются при решении руководителями различных управленческих и учебно-воспитательных задач, что позволяет повышать эффективность и качество их профессиональной деятельности и, следовательно, результативность функционирования учреждения, организации или фирмы.

Между тем, далеко не всегда менеджеру и специалисту удается осуществлять ведущую роль во взаимодействии с сотрудниками. Это связано с тем, что он, из этических соображений, не располагает достаточной моральной властью помимо своего профессионального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми сотрудниками носителями индивидуальной психологии. Среди других причин также могут быть названы их морально-нравственная разобщенность или сложившиеся недоброжелательные отношения. И первое, и второе возникает вследствие отсутствия необходимого уровня контактов, неопределенности представления руководителя о сотрудниках и тех, в свою очередь, о руководителе.

Противоречия между руководителем и сотрудниками также могут возникнуть и по другим причинам этической направленности. В их числе, прежде всего, могут проявляться разобщенность профессиональных и личностных интересов, большое число разнообразных требований, которые предъявляются сторонами друг к другу, многообразие типов отношений к профессиональной деятельности, различный уровень профессиональной квалификации. Требования, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учета возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований со стороны сотрудников могут свидетельствовать об особом статусе руководителя, высоком уровне профессиональных ожиданий от него.

Различие этических типов отношений между руководителем и сотрудниками также могут вытекать из того, что они представляют собой разные социально-психологические группы с многообразными, только им присущими, функциями и отношениями. Представители различных групп начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношениях установившиеся ранее и привычные (для своей группы) связи и стереотипы поведения. Эти противоречия особенно усиливаются в том случае, когда руководитель – формалист и рассматривает свою профессиональную деятельность как своеобразную службу, устанавливая с сотрудниками лишь деловые отношения.

Причины этических противоречий между руководителем и сотрудниками, способные помешать установлению педагогически целесообразных контактов, содержат факторы, которые часто могут быть смягчены. В этом случае педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности руководителя, которые являются наиболее целесообразными при установлении им контактов с сотрудниками. Среди них выделяются:

·      Сознание и нравственная ответственность перед сотрудниками за результаты их профессионального обучения и воспитания. Это связано с тем, что именно от его профессионализма и педагогического такта зависит эффективность функционирования организации (фирмы), характер и направленность межличностного взаимодействия, а также морально-психологический климат в подразделении (коллективе) сотрудников.

·      Недопущение оскорбления личностных чувств сотрудников необоснованной оценкой их способностей, объема и качества профессиональной деятельности. В связи с этим следует учитывать, что всякая небрежность и предвзятость в суждениях ими очень остро переживается. Руководитель обязан давать сотрудникам только объективную характеристику.

·      Повышение авторитета своих подчиненных в глазах других сотрудников. Причем педагогическая целесообразность этого велика – руководитель приобщает их к важной стороне нравственности, заставляет задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они работают.

·      Тактичное предъявление необходимых требований к сотрудникам с целью улучшения качества их профессиональной деятельности, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что сотрудники могут в чем-то ошибаться, следовать устаревшим воззрениям – и менеджер (специалист) из соображений сотрудничества должен помочь им развивать те профессиональные качества, которые им необходимы.

Перечисленные и многие другие основы жизненной высоконравственной позиции руководителя закладываются в сфере его ближайшего окружения. Но существенное, а может быть, и главное влияние на его профессионально-этическое становление и развитие оказывает время его работы в данном структурном подразделении. Жизнь, практический опыт убедительно доказывают, что профессионально-этические качества личности, высокий уровень их развития это результат всех воспитательных влияний, совокупность различных, целенаправленных методов, средств, форм педагогического взаимодействия. В самом общем виде они предусматривают:

·      определение целей и задач профессионально-этического становления менеджера (специалиста) на всех этапах его профессиональной подготовки;

·      текущее и перспективное планирование работы с ним с учетом факторов, влияющих на процесс его нравственно-этического развития;

·      всестороннее изучение и определение уровня профессионально-этического развития руководителя на конкретном этапе его жизненного пути;

·      охват нравственно-воспитательной работой всех категорий руководителей независимо от их служебного положения;

·      творческое использование системы методов, средств и приемов профессионально-этического воспитания и др.

Обеспечение комплексности решения перечисленных задач на практике оказывается делом весьма непростым. Это связано с тем, что достижение единства в понимании целей и задач профессионально-этической подготовки, координация методов и средств педагогического взаимодействия, охват всех выпускников отечественной высшей школы с учетом их индивидуальных особенностей, требуют высокой организации, методической подготовленности, обеспечения личной примерности высоконравственного поведения со стороны тех, кто занимается профессиональным совершенствованием кадров в условиях функционирования учреждения, организации, фирмы.

Таким образом, проблема педагогической культуры и этики профессиональной деятельности является одной из наиболее актуальных для профессиональной деятельности выпускников учреждений высшего профессионального образования. Ее решение позволит руководителю рационально подходить к организации и осуществлению своих управленческих функций, а также решения задач профессионального обучения и воспитания подчиненных сотрудников, формирования и развития собственной педагогической культуры и этики профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

С.Л Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Исследования психологии масс дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

 

Человек рожден, чтобы думать.

Паскаль

Сущность этики деловых отношений

Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.

Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.

Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга. Причем этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга.

Необходимо отмстить, что указанный подход следует распространить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.

Еще раз следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.

Известна древняя мудрость: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?

Вряд ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности являетсяпродолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.

Информация о работе Педагогическая этика профессиональной деятельности