Педагогическая этика профессиональной деятельности
Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 09:16, доклад
Краткое описание
Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.
Педагогический такт также
выступает формой реализации педагогической
морали в деятельности педагога, в которой
совпадают мысль и действие. Следовательно,
такт – это нравственное поведение, включающее
предвидение всех объективных последствий
поступка и его субъективного восприятия
другими людьми. В нем проявляется поиск
более легкого и менее болезненного пути
к цели, что обусловливает творчество
и поиск в педагогической деятельности.
В числе основных составляющих элементов
педагогического такта можно назвать
уважительное отношение к личности, высокую
требовательность, умение заинтересованно
слушать собеседника и сопереживать ему,
уравновешенность и самообладание, деловой
тон в отношениях, принципиальность, внимательность
и чуткость по отношению к людям и т. д.
Понятие
«педагогическая этика профессиональной
деятельности»
Появление понятия «педагогическая
этика профессиональной деятельности»
и выделение ее в отдельную, относительно
самостоятельную отрасль научных знаний
связано со специфической деятельностью
различных трудовых категорий людей, как
разновидностью общественно полезного
труда, необходимого в современных условиях.
Достаточно подчеркнуть, что у руководителей
категории «менеджер», как показывает
хронометраж, в среднем около 80 % рабочего
времени уходит на решение задач, предполагающих
межличностное взаимодействие с сотрудниками
фирмы. Следовательно, профессионально
этические аспекты управленческого труда
заключены как в его содержательной характеристике,
так и в структурных элементах целях, задачах,
мотивах, характере «орудий труда», оценке
его результатов и т. д.
Следует отметить, что одной
из важных особенностей профессионального
труда специалиста высшей образовательной
квалификации является то, что многие
моральные требования не нашли своего
отражение и не получили юридического
закрепления в документах, регламентирующих
их профессиональную деятельность. В то
же время профессионально-этические аспекты
решения им управленческих задач могут
быть представлены в трех сферах:
· в личностно-должностных нормах
(как конкретные профессионально-этические
качества);
· в сфере нравственно-правового
регулирования системы взаимоотношений
менеджера с различными категориями сотрудников,
в многообразных видах служебно-воспитательного
общения с подчиненными, начальниками
и коллегами;
· в сфере использования дисциплинарных
прав, различных методов и средств воспитательного
взаимодействия (применение поощрений
и наложение взысканий, обеспечение личной
примерности и т. д.).
Следовательно, объективная
необходимость существования определенных
этических норм профессиональной деятельности
обусловлена тем, что они выступают в неразрывном
единстве с правовой стороной профессиональной
деятельности менеджера (специалиста)
и требуют их неукоснительного исполнения.
К тому же профессиональная деятельность
выпускников высших образовательных учреждений
относится к тем видам человеческого труда,
где объектом и предметом является конкретный
человек, его профессиональное обучение
и воспитание, личностное развитие. В этом
заключается высший этическо-педагогический
долг руководителя.
Особая общественно-государственная
роль профессионального труда определяет
специфические цели и задачи, нравственные
потребности и мотивы деятельности, формы
ее организации и стимулирования, особые,
более строгие профессионально-этические
критерии ее оценки и регуляции. В связи
с этим важнейшими мотивами педагогического
труда выступают такие этические категории,
как глубоко осознанный педагогический
долг, высокая личная ответственность
руководителя за профессиональную подготовку
подчиненных и др.
Следует обратить внимание
на особенности, обусловленные спецификой
объекта труда руководителя. Решение задач
профессионального обучения и воспитания
сотрудников постоянно связано с конкретными
людьми. Главным показателем педагогической
деятельности руководителя является состояние
объекта педагогического взаимодействия
личности конкретного сотрудника и конкретного
структурного подразделения, которыми
он руководит. Поэтому одним из важнейших
профессионально-этических требований
к деятельности руководителя является
всестороннее знание состояния этого
объекта, тех реальных изменений, которые
происходят в сотруднике или в коллективе
под влиянием нынешнего еще крайне противоречивого
времени.
Профессионально этическим
долгом руководителя также является решение
вопросов не только профессионального
воспитания, но и перевоспитания отдельных
сотрудников, формирования у них новых,
положительных привычек корпоративного
поведения. К тому же, исходя из гуманистически
ориентированных позиций современной
отечественной педагогики, объект профессиональной
деятельности руководителя одновременно
является и субъектом этой деятельности.
Следовательно, успех профессиональной
деятельности руководителя зависит не
только от его отношения к подчиненным,
но и от отношения подчиненных к нему.
Профессионально-этические
проблемы управленческой деятельности
руководителя находят свое отражение
и конкретное проявление в применении методов, средств
и приемов педагогического взаимодействия,
то есть в использовании многообразных
«орудий педагогического труда». В качестве
основных из них в специальной литературе
рассматриваются:
· грамотное, страстное, убедительное,
высоконравственное слово, ясность, четкость
и культура речи;
· различные приемы и элементы
педагогической техники;
· разнообразные профессиональные,
психолого-педагогические, этические
и иные знания, которые он передает подчиненным;
· сформированные навыки, умения,
привычки управленческой деятельности
и личного поведения;
· личностные качества руководителя,
в первую очередь нравственный облик,
общая и профессиональная подготовленность,
этическая воспитанность.
Различные этические
аспекты профессиональной деятельности
руководителя обусловливаются спецификой
результатов его учебно-воспитательного
труда, нравственно-педагогическими трудностями,
которые содержатся в оценке и учете результатов
этой деятельности. Известно, что оценка
труда руководителя любого уровня состоит
из двух основных слагаемых: оценки уровня
профессиональной подготовленности сотрудников
и соответствия их личностных характеристик
требованиям профессиональной деятельности.
Профессионально-этические аспекты заключены
и выражены в умении правильно соотнести
эти слагаемые, объективно оценить труд
той и другой стороны с учетом мотивов,
качества проводимой учебно-воспитательной
работы, реально затраченных сил и конкретных
конечных результатов. В то же время следует
отметить, что в данной области педагогических
явлений нередко наблюдаются нарушения
профессионально-этических норм, особенно
когда дело связано с необъективностью
и предвзятостью в оценке труда менеджера
или специалиста вышестоящими руководителями.
Анализ профессионально-этических
аспектов деятельности выпускника учреждения
высшего профессионального образования
определяет специфические моральные требования
и нормы, предъявляемые к нему как к педагогу.
Учитывая тот факт, что его профессиональный
труд по своей сущности и структуре представляет
собой сложный интеллектуально-нравственный
вид деятельности, то и само понятие «педагогическая
этика профессиональной деятельности»
относится к числу сложных как по содержанию,
так и по структуре.
Вследствие вышеизложенного педагогическую этику
профессиональной деятельности в самом
общем плане можно определить как сложную систему
моральных связей и отношений, нравственно-педагогических
требований, принципов и норм, которые
вытекают из специфики профессиональной
деятельности и определяют морально-педагогические
убеждения специалиста, его взгляды, установки
и чувства в области решения стоящих перед
ним профессиональных задач. Все это
позволяет ему регулировать свое отношение
к учебно-воспитательному труду, своей
профессии, окружающим людям и самому
себе. Проявляются нравственно-педагогические
требования и нормы в его моральном выборе,
конкретных действиях и поступках, в реальных
качественных характеристиках, высокий
уровень развития которых позволяет ему
эффективно решать профессиональные задачи.
Специфика
и содержание педагогической этики профессиональной
деятельности
Специфика и основное содержание
педагогической этики профессиональной
деятельности раскрывается в ее функциях. Основываясь
на анализе теоретических источников
и практической деятельности выпускников
учреждений высшего профессионального
образования с известной долей условности
среди них можно выделить следующие.
· Регулятивная функция (в самом широком смысле слова)
обеспечивает согласование сферы нравственного
сознания, этику взаимоотношений во всех
областях профессиональной деятельности,
морального поведения и действий.
· Формирующее-воспитательная
функция заключается в том, что в установках,
моральных требованиях и нормах заложен
огромный нравственно-воспитательный
заряд, который непосредственно влияет
на формирование и развитие морального
потенциала у сотрудников.
· Познавательная
функция педагогической этики профессиональной
деятельности связана с отражением в общественном
и индивидуальном сознании моральных
взглядов, оценочных суждений, требований,
различных моральных ценностей, которые
накоплены человечеством в сфере многолетнего
взаимодействия и общения людей.
В структурном плане
педагогическая этика профессиональной
деятельности включает три основные
группы моральных требований, норм и правил,
которые между собой взаимосвязаны, но
обладают и относительной самостоятельностью.
Первая группа профессионально-этических
требований и норм связана со сферой морального
сознания руководителя. К ним относятся
обще-моральные и профессионально-этические
знания; моральные взгляды, убеждения
и установки; нравственные мотивы, лежащие
в основе его профессиональной деятельности;
чувство любви и уважения к человеку; чувство
долга, чести, совести и морально-профессиональной
ответственности за результаты своей
профессиональной деятельности, за профессиональную
подготовку, действия и поступки своих
подчиненных.
Вторая группа связана с системой нравственно-педагогических
отношений и взаимоотношений, в которые
объективно включен руководитель в процессе
своей профессиональной деятельности.
Практический опыт и специальное изучение
данного вопроса показывают, что из всего
многообразия профессионально-этических
отношений, обеспечивающих успех педагогического
труда менеджера или специалиста, следует
выделить, в первую очередь, его отношение
к своей профессии. Не менее значимы взаимоотношения
с подчиненными, коллегами, вышестоящими
руководителями.
Третья группа моральных требований, норм
и правил реализуется в поведении руководителя,
его конкретных действиях и поступках
при решении различных профессиональных
задач. Морально-этические отношения не
существуют вне моральной сферы его сознания
и поведения. Они как бы соединяют в одно
целое нравственное сознание и моральное
поведение менеджера (специалиста), играют
ведущую роль в регулировании его отношений
с сотрудниками, с которыми он вступает
в контакт при решении своих профессиональных
задач. Нравственное поведение является
конкретным выражением уровня профессионально-этической
и психолого-педагогической подготовленности
руководителя, уровня сформированности
профессионально-педагогических свойств
и качеств его личностной сферы.
Анализ решения педагогических
задач в рамках профессиональной деятельности
различных категорий руководителей показывает,
что профессионально-этическое поведение
проявляется при реализации всех без исключения
учебно-воспитательных функций и выражено
в различных качественных характеристиках.
Особенно это наглядно видно в умении
руководителя соблюдать педагогический
такт, а также в уровне его развития. Не
случайно во всех исследованиях по профессиональной
этике он рассматривается как ее непременный
составной элемент.
Педагогический такт
профессиональной деятельности представляет собой сложное интегральное
качество личности менеджера (специалиста)
и выражает его высокоморальное отношение
к подчиненным и окружающим людям, искреннее
уважение их личного достоинства, умение
владеть собой и соблюдать педагогически
целесообразную меру в применении средств
учебно-воспитательного взаимодействия.
Такт руководителя регулирует его педагогические
действия с нравственной стороны. Наиболее
полно профессионально-этическая мера
целесообразности представлена в признаках (чертах)
педагогического такта:
· требовательности без грубости,
унижения личного достоинства и мелочной
придирчивости;
· естественности, простоте общения,
не допускающей фамильярности и панибратства;
· принципиальности и настойчивости
без упрямства;
· внимательности и чуткости
без подчеркивания этого;
· юморе и иронии без насмешливости,
унижающей достоинство личности подчиненного
сотрудника;
· воздействии в форме убеждений,
внушений, предупреждений, предложений
и наказаний без подавления и унижения;