Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 07:59, лекция
Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, источник существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей.
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической.
Педагогическая деятельность — это особый вид социальной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной общественно полезной деятельности, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
оказывают на воспитанников
личное обаяние педагога, его нравственная
культура, умение устанавливать и поддерживать
с детьми доброжелательные отношения
и побуждать их своим примером к активной
учебно-познавательной, трудовой и художественно-
эстетической деятельности. Эта функция
реализуется как проявление любви к детям,
душевного отношения, теплоты и заботы
о них, что в совокупности характеризует
стиль гуманных взаимоотношений педагога
с детьми в самом широком смысле этого
слова);
-аналитико-оценочной (заключается в том,
что педагог, осуществляя учебно-воспитательный
процесс, анализирует ход обучения и воспитания,
выявляет в них положительные стороны
и недостатки, сравнивает достигаемые
результаты с теми целями и задачами, которые
намечались, а также сопоставляет свою
работу с опытом коллег и на этой основе
вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный
процесс, ведет поиски путей его совершенствования);
-исследовательско-творческой (предполагает
осмысление и творческое применение педагогической
теории в конкретных условиях практики
обучения, использование научных методов
познания практической педагогической
действительности позволяющее педагогу-практику
не только принимать обоснованные практические
педагогические решения, но и продуцировать
новые оригинальные идеи, в той или иной
мере обогащающие педагогическую теорию).
Способы профессиональной педагогической
деятельности представляют собой совокупность
методов, средств, форм обучения и воспитания,
педагогической поддержки, создания образовательной
среды, реализуемых как разнообразные
педагогические технологии решения профессиональных
педагогических задач.
Совокупнымрезультатом педагогической
деятельности тоже является образование
конкретных людей. Этот результат всегда
имеет отсроченный характер, т.е. его невозможно
получить сразу же после какой-либо педагогической
меры, воздействия или взаимодействия.
Но тем не менее результаты образования,
несмотря на их разносторонность, сложность,
противоречивость, диалектическую взаимосвязь
и взаимодействие, прогнозируемы и диагностируемы.
Поддаются фиксации с большей или меньшей
степенью точности:
1)знания,умения, навыки;
2)показатели личностного развития (уровень
развитости интеллектуальной, эмоциональной,
волевой, мотивационной сторон личности,
уровень развитости познавательных и
других интересов и потребностей, сформированность
устойчивой мотивации познания и уровень
креативности личности, ее умение самоопределяться
во всем, быть субъектом собственного
образования и развития, а также степень
нравственной, эстетической и физической,
экологической и другой культуры);
3)отрицательные эффекты (последствия)
образования: перегрузка и переутомление,
появление дефектов физического и психического
здоровья, возникновение отвращения к
учению, сопротивление воспитанию, отрицательный
жизненный опыт.
Основной функциональной единицей педагогической
деятельности педагогическое действие,
понимаемое как единство целей и содержания.
Педагогическое действие начинается с
формулирования некоей задачи, определения
средств, содержания, способов ее решения
и предполагаемого результата своего
действия. Будучи решенной теоретически,
задача переходит в фазу практического
преобразовательного акта, в ходе осуществления
которого выявляется некоторое несоответствие
между планируемым и реально достигнутым
результатом действия педагога. Возникает
необходимость анализа ситуации и определения
путей оптимального решения поставленной
задачи, и тогда из формы практического
акта действие снова переходит в форму
педагогической задачи, условия которой
становятся более полными. Таким образом,
деятельность педагога представляет собой
непрерывный процесс решения неиссякаемого
множества задач различных типов, классов
и уровней.
-коммуникативно-стимулирующей
(связана с тем большим
-аналитико-оценочной (заключается в том,
что педагог, осуществляя учебно-воспитательный
процесс, анализирует ход обучения и воспитания,
выявляет в них положительные стороны
и недостатки, сравнивает достигаемые
результаты с теми целями и задачами, которые
намечались, а также сопоставляет свою
работу с опытом коллег и на этой основе
вносит необходимые коррективы в учебно-воспитательный
процесс, ведет поиски путей его совершенствования);
-исследовательско-творческой (предполагает
осмысление и творческое применение педагогической
теории в конкретных условиях практики
обучения, использование научных методов
познания практической педагогической
действительности позволяющее педагогу-практику
не только принимать обоснованные практические
педагогические решения, но и продуцировать
новые оригинальные идеи, в той или иной
мере обогащающие педагогическую теорию).
Способы профессиональной педагогической
деятельности представляют собой совокупность
методов, средств, форм обучения и воспитания,
педагогической поддержки, создания образовательной
среды, реализуемых как разнообразные
педагогические технологии решения профессиональных
педагогических задач.
Совокупнымрезультатом педагогической
деятельности тоже является образование
конкретных людей. Этот результат всегда
имеет отсроченный характер, т.е. его невозможно
получить сразу же после какой-либо педагогической
меры, воздействия или взаимодействия.
Но тем не менее результаты образования,
несмотря на их разносторонность, сложность,
противоречивость, диалектическую взаимосвязь
и взаимодействие, прогнозируемы и диагностируемы.
Поддаются фиксации с большей или меньшей
степенью точности:
1)знания,умения, навыки;
2)показатели личностного развития (уровень
развитости интеллектуальной, эмоциональной,
волевой, мотивационной сторон личности,
уровень развитости познавательных и
других интересов и потребностей, сформированность
устойчивой мотивации познания и уровень
креативности личности, ее умение самоопределяться
во всем, быть субъектом собственного
образования и развития, а также степень
нравственной, эстетической и физической,
экологической и другой культуры);
3)отрицательные эффекты (последствия)
образования: перегрузка и переутомление,
появление дефектов физического и психического
здоровья, возникновение отвращения к
учению, сопротивление воспитанию, отрицательный
жизненный опыт.
Основной функциональной единицей педагогической
деятельности педагогическое действие,
понимаемое как единство целей и содержания.
Педагогическое действие начинается с
формулирования некоей задачи, определения
средств, содержания, способов ее решения
и предполагаемого результата своего
действия. Будучи решенной теоретически,
задача переходит в фазу практического
преобразовательного акта, в ходе осуществления
которого выявляется некоторое несоответствие
между планируемым и реально достигнутым
результатом действия педагога. Возникает
необходимость анализа ситуации и определения
путей оптимального решения поставленной
задачи, и тогда из формы практического
акта действие снова переходит в форму
педагогической задачи, условия которой
становятся более полными. Таким образом,
деятельность педагога представляет собой
непрерывный процесс решения неиссякаемого
множества задач различных типов, классов
и уровней.
2. Стили педагогической
деятельности.
Каждому отдельному педагогу присущ определенный
стиль педагогической деятельности. Стиль
педагогической деятельности — это устойчивая
система способов, приемов деятельности
и общения педагога, проявляющаяся в разных
педагогических ситуациях. Он зависит
от специфики самой деятельности и индивидуально
- психологических особенностей педагога,
проявляющихся в его профессиональном
поведении.
А. К. Маркова выделяет следующие стили:
Эмоционально-импровизационный стиль
педагога отличается преимущественной
ориентацией на процесс обучения, для
него характерна интуитивность, выражающаяся
часто в неумении проанализировать особенности
и результативность своей деятельности.
Эмоционально-методичный стиль педагога
ориентирован на процесс и результат обучения,
адекватное планирование учебно-воспитательного
процесса, высокую оперативность, некоторое
преобладание интуитивности над рефлексивностью.
Рассуждающе-импровизационный стиль отличается
от предыдущих тем, что здесь учитель проявляет
меньшую изобретательность в подборе
и варьировании методов обучения, не всегда
способен обеспечить высокий темп работы,
реже практикует коллективные обсуждения,
относительное время спонтанной речи
его учащихся во время уроков меньше, чем
у учителей с эмоциональным стилем. Такой
учитель меньше говорит сам, особенно
во время опроса, предпочитая воздействовать
на учащихся косвенным путем (посредством
подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность
отвечающим детально оформить ответ.
Рассуждающе-методичный стиль характеризуется
тем, что, ориентируясь преимущественно
на результаты обучения и адекватно планируя
учебно-воспитательный процесс, учитель
проявляет консервативность в использовании
средств и способов педагогической деятельности.
Высокая методичность (систематичность
закрепления, повторения учебного материала,
контроля знаний учащихся) сочетается
с небольшим, стандартным набором используемых
методов обучения, предпочтением репродуктивной
деятельности учащихся, редким проведением
коллективных обсуждений.
Профессиональная педагогическая деятельность
конкретных педагогов не протекает как
идеально правильная. Как и в любой деятельности,
в ней наряду с правильным присутствует
и ошибочное.
Профессионально-педагогическая ошибка
— непреднамеренно неправильное педагогическое
действие, приводящее индивидуальную
профессиональную деятельность в несоответствие
с профессионально-
Создавая систему противоошибочной безопасности
профессиональной педагогической деятельности,
педагог может целенаправленно снижать
вероятность совершения ошибок и их деструктивные
последствия до возможного в данных условиях
минимума. Качество профессиональной
педагогической деятельности во многом
зависит от овладения педагогом стратегиями
минимизации профессионально- педагогических
ошибок в процессе решения профессионально-
педагогических задач.
3. Виды профессиональной
педагогической деятельности.
Основными видами профессионально-педагогической
деятельности являются воспитательная
работа и преподавание.
Содержанием преподавания является организация
процесса обучения. Содержанием воспитательной
работы — организация процесса воспитания.
Воспитание и обучение — две стороны целостного
образовательного (педагогического) процесса:
невозможно преподавать, не оказывая воспитательного
влияния, степень эффективности которого
как раз и зависит от того, насколько оно
будет продумано. Аналогично процесс воспитания
невозможен без элементов обучения.
Воспитательная работа — это вид педагогической
деятельности, направленный на организацию
воспитательной среды и управление разнообразными
видами деятельности воспитанников с
целью решения задач их гармоничного развития.
Под преподаванием понимается вид профессиональной
деятельности педагога, направленный
на управление преимущественно познавательной
деятельностью школьников и являющийся
одним из основных смыслообразующих компонентов
процесса обучения. Преподавание может
осуществляться только при условии тесного
педагогического взаимодействия преподавателя
с обучаемым, поскольку процесс преподавания
предполагает обязательное наличие активного
и осознанного процесса учения.
Преподавание значительно легче по способам
его организации и осуществления. Если
в процессе обучения практически все можно
доказать или вывести логически, то вызвать
и закрепить те или иные отношения личности
значительно сложнее, поскольку решающую
роль здесь играет свобода выбора. Именно
поэтому успешность преподавания во многом
зависит от сформированности познавательного
интереса у обучаемых, их отношения к учебной
деятельности в целом, т.е. от результата
не только обучения, но и воспитания.
Результатами преподавания являются знания,
умения, навыки, опыт деятельности, а результатами
воспитательной деятельности — изменения
в системе ценностей, смыслов, установок,
отношений, способах поведения.
Выделяют такие разновидности преподавания
и воспитательной работы, как педагогическая
поддержка, коррекция, различные виды
сопровождения и консультирования, выполняющие
по отношению к развитию охранительную
и компенсирующую функции.
Среди разновидностей педагогической
деятельности, опыт осуществления которых
изначально сформировался вне педагогической
сферы, но впоследствии стал широко использоваться
в образовании, отметим педагогическое
моделирование и проектирование, педагогический
менеджмент, имитационное моделирование.
Они имеют интегративную, междисциплинарную
основу, связанную со стремлением человека
привлечь к преобразованию, исправлению
окружающей социально-образовательной
ситуации дополнительные общенаучные
и общетехнические ресурсы.
В силу разветвленности профессионально-педагогической
активности довольно сложно выстроить
общую классификацию видов педагогической
деятельности. Некоторые ученые объединяют
их в следующие групп ы:
базовые и сервисные (например, для сферы
образования преподавание и воспитательная
работа — это базовые виды деятельности,
а исследовательская, организационно-методическая
— сервисные, обеспечивающие);
теоретические (включающие методическую,
научно-педагогическую, исследовательскую
деятельность) и практические (включающие
опытную, экспериментальную, внедренческую
деятельность);
репродуктивные, продуктивные, традиционные,
инновационные (по отношению к существующему
культурному опыту);
непосредственно педагогические (обучение,
воспитание, самообразование, просвещение);
организационно-педагогические (управление,
диагностика, прогноз, планирование, консультирование,
обобщение опыта);
методические (по предметным сферам и
направлениям педагогической деятельности);
креативно-педагогические (проектирование,
моделирование, имиджирование);
коррекционные (перевоспитание, поддержка).
В последнее время в современной отечественной
образовательной практике появились два
новых вида педагогической деятельности:
фасилитация и тьюторство. Рассмотрим
их поподробнее.
Психология определяет социальную фасилитацию
как повышение скорости или продуктивности
деятельности индивида вследствие актуализации
в его сознании образа (восприятия, представления)
другого человека (или группы людей), выступающего
в качестве соперника или наблюдателя
за действиями данного индивида. Присутствие
учителя во время учебной работы ребенка
может облегчать или затруднять выполнение
заданий. Сам учитель при этом может не
осознавать своего влияния на детей.
Тьюторство впервые появилось в Великобритании
примерно в XIV в. в классических английских
университетах — Оксфорде и Кембридже.
Первыми наставниками (или тьюторами)
становились бывшие студенты, которые
осуществляли функцию посредничества
между свободным профессором и свободными
школярами. Ценность свободы была тесно
связана с ценностью личности, и задача
тьютора состояла в том, чтобы соединять
на практике личностное содержание и академические
идеалы. В современном отечественном образовании
тьюторство получило распространение
в дистанционном обучении, где оно продуктивно
использует технологии индивидуального
консультирования. Сегодня в условиях
возвращения к ценностям личного выбора,
индивидуальной траектории развития человека
в рамках школьного образования все более
важными становятся обращение к личной
ответственности учащегося за свой учебный
опыт, принятие решений о своем дальнейшем
образовании, помощь в осуществлении самообразования.
На наш взгляд, этим и был продиктован
в большей степени возобновившийся в педагогической
среде интерес к тьюторству. На этой же
основе возникла идея о рассмотрении возможности
тьюторского сопровождения в пространстве
предпрофильной подготовки и профильного
обучения в современном общеобразовательном
учреждении.
С точки зрения праксеологии (теории эффективной
организации деятельности) выделяют:
метадеятельностъ — система действий,
«встроенная» в другие виды педагогической
деятельности, например в общение, воспитание;
со-деятелъностъ — параллельное действие,
осуществляемое субъектами «про одно
и то же», но независимо друг от друга;
квазидеятельность (от лат.quasi — как будто)
— моделирование, имитация. К этому виду
деятельности относится, например, такая
форма профессиональной подготовки, как
учебная фирма. В системе контекстного
обучения квазипрофессиональная деятельность
предшествует этапу производственной
деятельности;
антидеятельность — разновидность деятельности,
выходящая за рамки педагогической сущности
(меры), разрушающая полезную деятельность
или создающая такие препятствия, что
делает последнюю невозможной.
Деятельность педагога превращается в
антидеятельность, если:
она начинает противоречить ценностям
и смыслам педагогической деятельности;
применяются антигуманные цели или средства;
намеренно имитируются процесс и результат,
хотя в действительности ничего не происходит;
вследствие действий педагога получен
негативный результат (например, происходит
подавление личности, развивается дидактогения,
ребенок с ненавистью относится к педагогу,
предмету, школе);
противодеятельность — деятельность,
противоположная другой по смыслу, «знаку»,
вызывающая эффект противодействия;
(1 См.: Колесникова И. А.. Титова Е. В. Педагогическая
праксология: учеб. пособие для студентов
высш. пед. учеб. заведений. — М., 2005.)
псевдодеятельность — скрытое бездействие,
некомпетентное действие, имитация деятельности;
отсутствие деятельности — намеренное
прекращение действий, неделание как специфический
вид активности. Тактика воздержания от
действия может быть применена, если неясна
природа ситуации, требуется время для
рефлексии, последействия, нужно «выдержать
паузу», чтобы получить определенный психологический
эффект.
Информация о работе Педагогическая деятельность: понятие, структура