Дифференцированный подход к мадшему школьнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Оглавление

Глава I. Теоретические предпосылки к исследуемой теме.
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к младшему школьнику.
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям младшего школьного возраста.
Сущность дифференциации обучения младшего школьника.

Глава II. Роль семьи и учителя в индивидуальном развитии младшего школьника.
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
2.2. Роль семьи в индивидуальном развитии ребёнка
2.3. Организация индивидуальной работы учителя с детьми.
2.4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.
Глава III. Опытно – экспериментальная часть.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Контрольно-проверочный эксперимент

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

  В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход.

   Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Роль семьи и учителя в индивидуальном развитии младшего школьника.

II. 1. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка младшего школьного возраста.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями  в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью  становится учение, изменяется уклад  жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Поступивший в  школу ребенок автоматически  занимает совершенно новое место  в системе отношений людей: у  него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается  окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%. Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло  время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это, а особенно на Севере, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования. Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Мышление у  детей начальной школы  развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.  В школьный возраст, указывал Л.С. Выгодский [11],  ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Произвольное  внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего – мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. В  первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и несдержанны. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник 6-8.

Мышление детей  развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том,  что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период память имеет преимущественно  наглядно-образный характер. Безошибочно  запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной  школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Податливость  и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа  должна включать своих воспитанников  в разумно организованный, посильный  для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность. Говоря об индивидуальных особенностях детей в первую очередь можно вспомнить о явлении акселерации, ведь уже в дошкольном возрасте около 8 % детей имеют «разброс» физиологического развития по показателям биологического возраста в 2-3 года! Педагогу особенно трудно будет работать в коллективе, где выявится подобный феномен. Другой аспект: один ученик приходит в школу ухоженный, дома интересуются его успехами, помогают преодолеть трудности – все это создает у ребенка состояние внутренней уверенности и защищенности, с ним и учителю легче найти контакт. А у сидящего рядом может быть иная среда обитания в семье: неустроенность быта, скандалы между родителями – все это влияет на усвоение моральных и нравственных ценностей, от этого зависит его реакция на школьные события. Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполной семье или усыновленного ребенка.

Ребенок изо  всех сил старается преодолеть все  встающие на пути преграды, ведь огромное значение для развития его личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В детях заключено будущее нашей страны и мира в целом, и для учебы и для долгой дороги жизни им нужно здоровье, а в Уставе ВОЗ сказано: Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от учителя: похвалит учитель ребенка – мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание – и отношение к нему может резко измениться. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2. Роль семьи в индивидуальном развитии ребёнка.

Несколько странно  говорить о том, что в этот момент возрастает роль семьи. Естественно, эта роль важна во все этапы жизни ребенка. Роль педагогов ДОУ, в т.ч. и как представителей отличных от семьи социальных отношений, в дошкольный период тоже была крайне актуальна. Именно в этот период шло формирование здоровья и здравия ребенка, его базовых личностных образований. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство. Это хорошо понимали священники, когда говорили «Оставьте мне дитя до 6-ти лет, а потом берите обратно. Только роль, ее содержание во времени – разные. Считаю необходимым заметить, что все, что отнесено в работе к школьной педагогике отнесено к ней условно. Под этой условностью я подразумеваю, что школа и семья, семья и школа, они вместе, рука об руку, участвуют в воспитании и обучении ребенка. Говорить об этом взаимодействии можно долго, рассматривая различные аспекты, поэтому я возвращаюсь к более узкой трактовке в рамках моей работы. С первым приходом в школу начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходу урока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданий учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье. Не добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно и ответственно из дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи. Родители стараются организовать его правильное отношение к учебной деятельности – отношение взятой на себя ответственности. Они, как правило, специально берут отпуск в сентябре, чтобы помочь ребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи на годы вперед. Организуется рабочее место, ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время для занятий. Так, в одном семействе детям для исполнения домашних заданий давали специально определенное время, тем самым строго контролируя их деятельность. Заведенный будильник ставился перед ребенком на столе. Тикающий будильник, прыгающая поминутно стрелка довольно быстро приучили детей контролировать себя во время работы и не отвлекаться на постороннее. Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, почувствовать, что значит «делу – время, потехе – час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей. Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое. Важно не забывать сопровождать педагогический и психологический процессы сбалансированным питанием, прогулками на свежем воздухе и витаминотерапией.

Успехи ребенка  в освоении норм жизни в новых  условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условиях чувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретает новое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, с ним советуются, с ним считаются.

В настоящей  социальной ситуации семья переживает не лучшие времена и не выполняет на должном уровне свои социально обусловленные функции. Вызванное экономическим и политическим реформированием социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства семей, разрушение нравственных норм и ценностей, криминализация общества существенно изменили социо - культурную жизнь подрастающего поколения, осложнили процесс семейного воспитания детей и учащейся молодежи. Проблема снижения воспитательного воздействия семьи, её роли в формировании личности, сегодня, особенно актуальна. Её актуальность обусловлена неумением многих семей приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы, что приводит к дезорганизации жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность между супругами, родителями и детьми, в семьях всё чаще наблюдается насилие и жестокость обращения с детьми и стариками. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Возрастает количество детей-сирот и социальных сирот при живых родителях. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи. Каковы же функции семьи? Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции: порождение и воспитание детей, сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, реализация социального воспитательного потенциала, удовлетворение потребности людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущение ценности и значимости собственного Я, эмоциональном тепле и любви, создание условий для развития всех членов семьи, удовлетворение сексуально-эротических потребностей, удовлетворение потребностей в совместном проведение досуга, организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь, удовлетворение потребности членов в общении с близкими людьми, удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях, социальный контроль за поведением отдельных членов семьи, организации деятельности по финансовому обеспечению семьи, рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний. Психотерапевт Д.Фримен считает, что основными функциями семьи являются: обеспечение выживания, защита семьи от внешних повреждающих факторов, забота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, социальный контроль над поведением друг друга. А. Маслоу [12] рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребёнка. Г. Навайтис [13] подчёркивает, что часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи. Действительно, мы чувствуем себя счастливыми, любимыми или защищенными благодаря людям, составляющим нашу семью.

Информация о работе Дифференцированный подход к мадшему школьнику