Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:55, дипломная работа
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Глава I. Теоретические предпосылки к исследуемой теме.
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к младшему школьнику.
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям младшего школьного возраста.
Сущность дифференциации обучения младшего школьника.
Глава II. Роль семьи и учителя в индивидуальном развитии младшего школьника.
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
2.2. Роль семьи в индивидуальном развитии ребёнка
2.3. Организация индивидуальной работы учителя с детьми.
2.4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.
Глава III. Опытно – экспериментальная часть.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Контрольно-проверочный эксперимент
(Экспериментальная группа)
Проанализировав
диаграмму экспериментальной
(Контрольная группа)
Проанализировав диаграмму контрольной группы можно также сделать вывод, что большинство учащихся контрольной группы не показали улучшения в результатах.
2. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
Проанализировав итоги опроса ,результаты можно представить в виде диаграмм.
(Экспериментальная группа)
Из диаграммы можно увидеть, что уровень общей ориентации в окружающем мире и запаса бытовых знаний в экспериментальной группе заметно повысился. Дети стали лучше ориентироваться в окружающем их мире, знают ответы на большинство вопросов, связанных с бытовыми знаниями.
( Контрольная группа)
Из диаграммы мы можем увидеть, что контрольная группа получила более низкие баллы, чем экспериментальная и не повысила общий уровень ориентации в окружающем мире, а также запас бытовых знаний.
3.
«Анкета для родителей»
Данная анкета представляет собой вопросник из 19 пунктов, каждый из которых характеризует отдельное качество, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей младшего школьного возраста, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.
Проанализировав итоги тестирования, результаты можно представить в виде диаграмм:
(Экспериментальная
группа)
Из диаграммы видно, что результаты учащихся экспериментальной группы по данной методике заметно повысились. Дети стали более общительны, менее обидчивы и более инициативны. Стали принимать самое непосредственное участие во многих школьных и классных мероприятиях. Дисциплина в группе улучшилась. Учащиеся стали более вежливыми и воспитанными.
(Контрольная
группа)
Подводя итог проведения
данной методики в контрольной группе,
можно увидеть, что результаты практически
не изменились.
Вывод: Сравнительно
– сопоставительный анализ результатов,
полученных в ходе 1 и 3 экспериментов,
показал, что все методики на выявление
индивидуально – психологических особенностей
ребёнка, использованные нами, дали положительные
результаты и подтвердили эффективность
их использования в общеобразовательной
школе в младших классах.
Рекомендации для учителя:
Рекомендация для родителей:
Заключение:
Проведённое исследование подтвердило гипотетические положения о том, что при создании определённых условий в школьном образовательном учреждении на основе индивидуального подхода, возможно развить личность ребёнка
Проблема развития личности ребёнка младшего школьного возраста нашла достаточно широкую разработку в психологической литературе, однако педагогический аспект не нашёл должного уровня освещения, несмотря на обозначенную цель.
Анализ психолого-
Исходя из вышеизложенного, в исследовании был осуществлён поиск совокупных условий, обеспечивающих развитие личности ребёнка через индивидуальный подход. В ходе проведения эксперимента были разработаны и апробированы методические разработки и рекомендации, содержательные аспекты, которой реализовались в специально - организованной познавательной деятельности, диалоговом общении, рефлексивной деятельности, диалоговом общении, рефлексивной деятельности и пространственно – предметной среде.
Содержательный компонент строился на принципах ценностной ориентации, культуросообразности, самоактуализации и др.
Проведённое исследование показало, что успешность становления личности ребёнка происходит благодаря индивидуальному подходу.
Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях в становлении личности ребёнка благодаря индивидуальному подходу к каждому ребёнку:
Проведённое исследование
обозначило круг проблем, требующих
дальнейшей разработки и являющихся,
на наш взгляд, наиболее актуальными:
условия семейного воспитания в
развитии личности ребёнка.
Список литературы:
Приложение №1.
Черта I. Экстраверсия.
Высокие баллы
по соответствующей шкале (8 - 10 баллов)
характеризуют ребёнка как
Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим (1 - 3 балла).
Ребёнок с высокой
оценкой по данной шкале характеризуются
как эмоциональный с
Черта II. Уверенность в себе.
Ребёнок с высокими баллами по данной шкале (8 - 10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью.
Ребёнок с низкими
баллами по данной шкале (1 – 3 балла)
характеризуется как
Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у детей, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных детей.
Черта III. Независимость.
Ребёнок с высокими значениями по данной шкале (8 – 10 баллов) является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чём не уступать им.
Ребёнок, имеющий низкие показатели (1 – 3 балла), напротив, проявляет склонность к риску, беспечность.
Черта IV. Благоразумие.
Высокие показатели по данной шкале (8 – 10 баллов) говорят о благоразумии, рассудительности ребёнка, его серьёзности и осторожности.
Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о склонности к риску, беспечности (1 – 3 балла).
Дети, имеющие низкую оценку по этой черте личности, отличаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой своих возможностей и чрезмерным, неоправданным оптимизмом.
Дети, обладающие высокой оценкой, ведут себя разумно, взвешенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка.
Черта V. Добросовестность.
Высокие значения по данной шкале (8 – 10 баллов) свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребёнка.
Низкие показатели по этой же шкале (1 – 3 балла) являются признаком недобросовестности, безответственности.
Эта черта личности отражает то, как ребёнок воспринимает и выполняет принятые о одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются дети с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремлённые, аккуратные.
Черта VI. Смелость.
Высокие значения
(8 – 10 баллов) имеют смелые, решительные
дети. Низкие значения (1 – 3 балла) имеют
дети робкие и застенчивые, нерешительные
в своих действиях и поступках.
Черта VII. Оптимизм.
Ребёнок, имеющий высокую оценку (8 – 10 баллов), по данной шкале легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроения.
Ребёнок с низкой оценкой (1 – 3 балла) обычно спокоен и редко расстраивается.
Черта VIII. Самоконтроль.
Высокие баллы (8 – 10) по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать своё поведение.
Низкие баллы
(1 – 3) по этой же черте личности являются
признаком неумения контролировать
своё поведение.
Текст личностного опросника Кетелла для младших школьников.
Часть1.
1 | Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями. | или | Ты долго выполняешь свои домашние задания. |
2 | Если над тобой пошутили, ты сердишься. | или | Если над тобой пошутили, то смеёшься над шуткой вместе с шутником. |
3 | Ты уверен (а), что почти всё сам можешь сделать как надо. | или | Ты убеждён (ена), что сам можешь справиться лишь с несколькими заданиями. |
4 | Ты часто совершаешь ошибки. | или | Ты почти никогда не делаешь ошибок. |
5 | У тебя много друзей. | или | У тебя мало друзей. |
6 | Другие ребята умеют делать больше, чем ты. | или | Ты можешь делать столько же, как другие ребята. |
7 | Ты всегда хорошо запоминаешь имена людей. | или | Случается, что ты забываешь имена людей. |
8 | Ты много читаешь. | или | Большинство ребят читает больше, чем ты. |
9 | Когда учитель выбирает другого человека, для выполнения какой – нибудь работы, которую ты хотел (а) сделать сам (а), тебе становится обидно. | или | Когда учитель выбирает другого человека, для выполнения какой – нибудь работы, которую ты сам (а) хотел (а) бы сделать, то ты быстро забываешь об этом и не обижаешься. |
10 | Ты считаешь, что все твои выдумки, идеи правильные. | или | Ты не уверен, что все твои выдумки и идеи хорошие. |
11 | Если мама на тебя сердится, то она неправа. | или | Если мама на тебя сердится, то у тебя возникает ощущение, что ты сделал, что – то не так. |
12 | Тебе больше бы понравилось заниматься с книгами в библиотеке. | или | Тебе больше понравилось бы быть капитаном дальнего плавания. |
13 | Если ребята беседуют о каком - то месте, которое ты хорошо знаешь, то ты тоже вступаешь в разговор и начинаешь рассказывать о нём что - нибудь. | или | Если ребята беседуют о месте, которое тебе также хорошо знакомо, то ты не вступаешь в разговор и ждёшь, когда они закончат его. |
14 | Ты вполне смог (ла) бы стать космонавтом. | или | Ты думаешь, что стать космонавтом трудно и это дело не для тебя. |
15 | Ты охотнее слушаешь, как говорят другие ребята. | или | Тебе больше нравится не слушать, а рассказывать самому. |
16 | В свободное время ты бы лучше почитал (а) книгу. | или | В свободное время ты бы лучше поиграл (а) в мяч. |
17 | Ты беспокоишься о том, что тебя могут наказать. | или | Тебя не волнует то, что тебя могут наказать. |
18 | Когда ты вырастешь, тебе больше понравилось бы строить дома. | или | Когда ты вырастешь, тебе больше хотелось бы стать лётчиком. |
19 | Когда твои друзья спорят о чём – то, то ты вмешиваешься в их спор. | или | Когда твои друзья спорят о чём – то, то ты обычно молчишь. |
20 | Когда другие в классе разговаривают и смеются, то ты в это время можешь спокойно заниматься. | или | Когда ты занимаешься, то вокруг должна быть тишина. |
21 | Ты часто слушаешь передачу «Новости» по телевидению. | или | Когда по телевидению начинают передавать новости, то тебе становится скучно, и ты идёшь заниматься чем – то другим. |
22 | Тебя обижают взрослые. | или | Взрослые тебя хорошо понимают. |
23 | С тобой часто
случаются большие |
или | С тобой редко
случаются большие |
24 | Если ты знаешь ответ на вопрос, то сразу же поднимаешь руку на уроке. | или | Если ты знаешь ответ на вопрос, то ты ждёшь, когда тебя спросят, а сам руку не поднимаешь. |
25 | Когда в классе появляется новичок, то ты знакомишься с ним сам и быстро. | или | Когда в классе появляется новичок, то ты к нему присматриваешься и знакомишься с ним не сразу. |
26 | Ты часто огорчаешься, когда не сбывается то, на что ты рассчитываешь. | или | Ты редко огорчаешься. Если не случается то, на что ты рассчитываешь. |
27 | Когда кто – то из товарищей по классу просит помочь во время контрольной работы, ты говоришь, чтобы он делал всё сам. | или | Когда кто – то просит о помощи во время контрольной работы. Ты помогаешь, если видит учитель. |
28 | Взрослые не обращают на тебя внимания и разговаривают между собой в твоём присутствии. | или | В твоём присутствии взрослые часто прекращают свой разговор и слушают тебя. |
29 | Большинство твоих планов тебе удаётся осуществить. | или | Порой случается так, что то, что ты запланировал, не происходит. |
30 | Когда мама зовёт
тебя домой, ты идёшь не сразу и
ещё некоторое время |
или | Когда мама зовёт тебя домой, то ты сразу прекращаешь игру и идёшь домой. |
31 | Можешь ли ты свободно встать, не стесняясь, в классе и что угодно рассказать. | или | Когда нужно рассказать что – нибудь всему классу, то ты робеешь, смущаешься. |
32 | Бывает так, что тебе грустно и одиноко. | или | Не бывает так, чтобы тебе было одиноко и грустно. |
33 | Уроки дома ты делаешь в разное время дня, когда как. | или | Уроки дома ты всегда делаешь строго в определённое время дня. |
34 | Тебе хорошо живётся. | или | Тебе живётся совсем не хорошо. |
35 | Если тебе делают замечание, ругают, то ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение. | или | Если тебя ругают, делают замечания, то ты сильно расстраиваешься. |
36 | Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике. | или | Скорее тебе понравилось бы работать учителем. |
37 | Когда ребята в классе шумят, то ты всегда сидишь тихо. | или | Когда ребята в классе шумят, то ты всегда шумишь вместе с ними. |
38 | Тебе случалось делать что – то такое, чего не следовало бы делать. | или | Тебе не случалось делать такое, что не следовало бы делать. |
39 | Ты предпочитаешь друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить. | или | Ты предпочитаешь друзей, которым нравятся более серьёзные дела. |
40 | Охотнее ты сейчас ходил бы в школу. | или | Охотнее ты сейчас поехал бы путешествовать на автомобиле. |
41 | Какой учитель тебе больше нравится: мягкий и снисходительный. | или | Тебе больше нравится строгий учитель. |
Информация о работе Дифференцированный подход к мадшему школьнику