Дифференцированный подход к мадшему школьнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Оглавление

Глава I. Теоретические предпосылки к исследуемой теме.
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к младшему школьнику.
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям младшего школьного возраста.
Сущность дифференциации обучения младшего школьника.

Глава II. Роль семьи и учителя в индивидуальном развитии младшего школьника.
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
2.2. Роль семьи в индивидуальном развитии ребёнка
2.3. Организация индивидуальной работы учителя с детьми.
2.4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.
Глава III. Опытно – экспериментальная часть.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Контрольно-проверочный эксперимент

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

(Экспериментальная  группа)

Проанализировав диаграмму экспериментальной группы, мы подвели итоги: все учащиеся экспериментальной группы улучшили свои результаты практически по всем чертам личности. Дети стали более добросовестными, научились самостоятельности, стали проявлять такие качества личности, как: добродушие, благоразумие, уверенность в себе и смелость. Стали более уравновешенные и сдержанные. 

(Контрольная  группа)

Проанализировав диаграмму контрольной группы можно  также сделать вывод, что большинство учащихся контрольной группы не показали улучшения в результатах.

2. «Общая ориентация  детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

Проанализировав итоги опроса ,результаты можно представить в виде диаграмм.

(Экспериментальная  группа)

Из диаграммы  можно увидеть, что уровень общей ориентации в окружающем мире и запаса бытовых знаний в экспериментальной группе заметно повысился. Дети стали лучше ориентироваться в окружающем их мире, знают ответы на большинство вопросов, связанных с бытовыми знаниями.

( Контрольная группа)

Из диаграммы мы можем увидеть, что контрольная группа получила более низкие баллы, чем экспериментальная и не повысила общий уровень ориентации в окружающем мире, а также запас бытовых знаний.

3. «Анкета для родителей» 

Данная анкета представляет собой вопросник из 19 пунктов, каждый из которых характеризует отдельное качество, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности  у детей младшего школьного возраста, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.

Проанализировав итоги тестирования, результаты можно представить в виде диаграмм:

(Экспериментальная  группа)  

Из диаграммы  видно, что результаты учащихся экспериментальной группы по данной методике заметно повысились. Дети стали более общительны, менее обидчивы и более инициативны. Стали принимать самое непосредственное участие во многих школьных и классных мероприятиях. Дисциплина в группе улучшилась. Учащиеся стали более вежливыми и воспитанными.

(Контрольная  группа)  

Подводя итог проведения данной методики в контрольной группе, можно увидеть, что результаты практически не изменились. 

Вывод: Сравнительно – сопоставительный анализ результатов, полученных в ходе 1 и 3 экспериментов, показал, что все методики на выявление  индивидуально – психологических особенностей  ребёнка, использованные нами, дали положительные результаты и подтвердили эффективность их использования в общеобразовательной школе в младших классах. 

Рекомендации  для учителя:

    1. Организовать консультации по темам: «Знать ребёнка, чтобы воспитывать», «Как повлиять на уровень развития индивидуальных особенностей младшего школьника», «Каждый ребёнок индивидуален».
    2. В организации уроков следует учитывать склонности ребёнка.
    3. Рекомендуем нестандартные уроки, направленные на развитие нравственно – волевых качеств личности.
 
 

Рекомендация  для родителей:

  1. Необходимо уделять больше внимания самообразованию.
  2. Выполнять все требования предъявляемые учителем.
  3. Предлагаю книги для прочтения:
    • Богославская З. М.,  Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста». М. , 1991 г.
    • Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В. Н. Столетова М. , 1982 г.
    • Островская Л. Ф. «Педагогические знания – родителям». М. , 1983 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

Проведённое исследование подтвердило гипотетические положения  о том, что при создании определённых условий в школьном образовательном  учреждении на основе индивидуального  подхода, возможно развить личность ребёнка

Проблема развития личности ребёнка младшего школьного возраста нашла достаточно широкую разработку в психологической литературе, однако педагогический аспект не нашёл должного уровня освещения, несмотря на обозначенную цель.

Анализ психолого-педагогической литературы  позволил выявить, что  проблема индивидуального подхода в воспитании ребёнка изучалась многоаспектно и неоднозначно. Исследования доказали возможность становления личности ребёнка благодаря индивидуальным наклонностям.

Исходя из вышеизложенного, в исследовании был осуществлён  поиск совокупных условий, обеспечивающих развитие личности ребёнка через индивидуальный подход. В ходе проведения эксперимента были разработаны и апробированы методические разработки и рекомендации, содержательные аспекты, которой реализовались в специально - организованной познавательной деятельности, диалоговом общении, рефлексивной деятельности, диалоговом общении, рефлексивной деятельности и пространственно – предметной среде.

Содержательный  компонент строился на принципах ценностной ориентации, культуросообразности, самоактуализации и др.

Проведённое исследование показало, что успешность становления  личности ребёнка происходит благодаря  индивидуальному подходу.

Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях  в становлении личности ребёнка благодаря индивидуальному подходу к каждому ребёнку:

    • Становление личности всецело зависит от индивидуального подхода воспитателя и активной позиции ребёнка в получении знаний;
    • От воспитания в семье;
    • Пространственно – предметная среда даёт возможность самостоятельно познать ребёнка и осуществлять индивидуальный подход учителя;

Проведённое исследование обозначило круг проблем, требующих  дальнейшей разработки и являющихся, на наш взгляд, наиболее актуальными: условия семейного воспитания в развитии личности ребёнка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

      1. Макаров С.П.«Технология  индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 1994г.
      2. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для учителя .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.)
      3. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для учителя .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.)
      4. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для учителя .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.) с.67
      5. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11 с.19)
      6. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для учителя .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.)
      7. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.)с.13
      8. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989г.)
      9. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия, т.1.- М.: Просвещение,1993 г.
      10. Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991г – 179с.) с.57
      11. Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991г – 179с.) с.78
      12. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.// М.1986г – 190c.) с.34
      13. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.
      14. Кочетков А.И. Развитие пространственного мышления младших школьников // Начальная школа. - 1996. - № 12.
      15. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. - 1984. - № 5.
      16. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
      17. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.
      18. Зайцев В.В. Механизмы, способствующие развитию личностной свободы младших школьников // Начальная школа. - 1999. - № 12. - C.101-104.
      19. Косма Т.В. Мышление младшего школьника. Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Киев, 1971.
      20. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М., 1988
      21. Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 21 с.
      22. Маракушина И.Г. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом (лонгитюдное исследование): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002. - 24 с.
      23. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологи. - 1998. - № 4. - С.42-53.
      24. Трегубова Н.А. Влияние стиля педагогического общения учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2002. - 19 с.
      25. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников //Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68-81.
      26. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: Учеб. пособие. - М.: Флинта; Наука, 2006. - 306 с.
      27. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998г.
      28. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986г.
      29. А.Г. Зак. Различия в мышлении детей. М., 1992г.
      30. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// М. 1980г.
      31. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня». - М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).
      32. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. – М.,1983Г.
      33. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.
      34. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.// Школьное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.
      35. Бурдыко Н. А. Проблемы психологии развития и дифференциальной психологии. Мн., 1997г.
      36. Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г.
      37. Клевченей М. С.  Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Уч. - мет. пособие. Мн., 1998 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение №1. 

Черта I. Экстраверсия.

Высокие баллы  по соответствующей шкале (8 - 10 баллов)  характеризуют ребёнка как открытого , доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

Низкие баллы  по этой же шкале представляют его  как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим  (1 - 3 балла).

Ребёнок с высокой  оценкой по данной шкале характеризуются  как эмоциональный с доминированием положительных эмоций, весёлый, общительный. Ребёнок с низкой оценкой той  же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдается эгоцентризм, упрямство.

Черта II. Уверенность в себе.

Ребёнок с высокими баллами по данной шкале (8 - 10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью.

Ребёнок с низкими  баллами по данной шкале (1 – 3 балла) характеризуется как неуверенный  в себе, легко ранимый.

Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у детей, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных детей.

Черта III. Независимость.

Ребёнок с высокими значениями по данной шкале (8 – 10 баллов) является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чём не уступать им.

Ребёнок, имеющий  низкие показатели (1 – 3 балла), напротив, проявляет склонность к риску, беспечность.

Черта IV. Благоразумие.

Высокие показатели по данной шкале (8 – 10 баллов) говорят  о благоразумии, рассудительности ребёнка, его серьёзности и осторожности.

Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о склонности к риску, беспечности (1 – 3 балла).

Дети, имеющие  низкую оценку по этой черте личности, отличаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой своих возможностей и чрезмерным, неоправданным оптимизмом.

Дети, обладающие высокой оценкой, ведут себя разумно, взвешенно, стараются не рисковать  там, где можно избежать риска  и действовать наверняка.

Черта V. Добросовестность.

Высокие значения по данной шкале (8 – 10 баллов) свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребёнка.

Низкие показатели по этой же шкале (1 – 3 балла) являются признаком недобросовестности, безответственности.

Эта черта личности отражает то, как ребёнок воспринимает и выполняет принятые о одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются дети с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремлённые, аккуратные.

Черта VI. Смелость.

Высокие значения (8 – 10 баллов) имеют смелые, решительные  дети. Низкие значения (1 – 3 балла) имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках. 

Черта VII. Оптимизм.

Ребёнок, имеющий  высокую оценку (8 – 10 баллов), по данной шкале легко выводится из состояния  душевного равновесия, часто имеет пониженное настроения.

Ребёнок с низкой оценкой (1 – 3 балла) обычно спокоен  и редко расстраивается.

Черта VIII. Самоконтроль.

Высокие баллы (8 – 10) по данной шкале свидетельствуют  о хорошей социальной приспособленности  и умении контролировать своё поведение.

Низкие баллы (1 – 3) по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать своё поведение. 

Текст личностного  опросника Кетелла для младших  школьников.

Часть1.

1 Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями. или Ты долго выполняешь свои домашние задания.
2 Если над  тобой пошутили, ты сердишься. или Если над  тобой пошутили, то смеёшься над  шуткой вместе с шутником.
3 Ты уверен (а), что почти всё сам можешь сделать  как надо. или Ты убеждён (ена), что сам можешь справиться лишь с несколькими заданиями.
4 Ты часто  совершаешь ошибки. или Ты почти  никогда не делаешь ошибок.
5 У тебя много  друзей. или У тебя мало друзей.
6 Другие ребята умеют делать больше, чем ты. или Ты можешь делать столько же, как другие ребята.
7 Ты всегда хорошо запоминаешь имена людей. или Случается, что  ты забываешь имена людей.
8 Ты много  читаешь. или Большинство ребят  читает больше, чем ты.
9 Когда учитель  выбирает другого человека, для выполнения какой – нибудь работы, которую  ты хотел (а) сделать сам (а), тебе становится обидно. или Когда учитель  выбирает другого человека, для выполнения какой – нибудь работы, которую  ты сам (а) хотел (а) бы сделать, то ты быстро забываешь об этом и не обижаешься.
10 Ты считаешь, что все твои выдумки, идеи правильные. или Ты не уверен, что все твои выдумки и идеи хорошие.
11 Если мама на тебя сердится, то она неправа. или Если мама на тебя сердится, то у тебя возникает  ощущение, что ты сделал, что –  то не так.
12 Тебе больше бы понравилось заниматься с книгами в библиотеке. или Тебе больше понравилось бы быть капитаном дальнего плавания.
13 Если ребята беседуют о каком - то месте, которое  ты хорошо знаешь, то ты тоже вступаешь  в разговор и начинаешь рассказывать о нём что - нибудь. или Если ребята беседуют о месте, которое тебе также хорошо знакомо, то ты не вступаешь в разговор и ждёшь, когда они закончат его.
14 Ты вполне смог (ла) бы стать космонавтом. или Ты думаешь, что стать космонавтом трудно и это дело не для тебя.
15 Ты охотнее  слушаешь, как говорят другие ребята. или Тебе больше нравится не слушать, а рассказывать самому.
16 В свободное  время ты бы лучше почитал (а) книгу. или В свободное  время ты бы лучше поиграл (а) в  мяч.
17 Ты беспокоишься о том, что тебя могут наказать. или Тебя не волнует  то, что тебя могут наказать.
18 Когда ты вырастешь, тебе больше понравилось бы строить  дома. или Когда ты вырастешь, тебе больше хотелось бы стать лётчиком.
19 Когда твои друзья спорят о чём – то, то ты вмешиваешься в их спор. или Когда твои друзья спорят о чём – то, то ты обычно молчишь.
20 Когда другие в  классе разговаривают и смеются, то ты в это время можешь спокойно заниматься. или Когда ты занимаешься, то вокруг должна  быть тишина.
21 Ты часто  слушаешь передачу «Новости» по телевидению. или Когда по телевидению начинают передавать новости, то тебе становится скучно, и ты идёшь заниматься чем – то другим.
22 Тебя обижают  взрослые. или Взрослые тебя хорошо понимают.
23 С тобой часто  случаются большие неприятности. или С тобой редко  случаются большие неприятности, чаще - мелкие, незначительные.
24 Если ты знаешь ответ на вопрос, то сразу же поднимаешь руку на уроке. или Если ты знаешь ответ на вопрос, то ты ждёшь, когда  тебя спросят, а сам руку не поднимаешь.
25 Когда в классе появляется новичок, то ты знакомишься с ним сам и быстро. или Когда в классе появляется новичок, то ты к нему присматриваешься и знакомишься с ним не сразу.
26 Ты часто  огорчаешься, когда не сбывается  то, на что ты рассчитываешь. или Ты редко  огорчаешься. Если не случается то, на что ты рассчитываешь.
27 Когда кто –  то из товарищей по классу просит помочь во время контрольной работы, ты говоришь, чтобы он делал всё сам. или Когда кто –  то просит о помощи во время контрольной  работы. Ты помогаешь, если видит учитель.
28 Взрослые не обращают на тебя внимания и разговаривают между собой в твоём присутствии. или В твоём присутствии  взрослые часто прекращают свой разговор и слушают тебя.
29 Большинство твоих  планов тебе удаётся осуществить. или Порой случается  так, что то, что ты запланировал, не происходит.
30 Когда мама зовёт  тебя домой, ты идёшь не сразу и  ещё некоторое время продолжаешь  играть. или Когда мама зовёт  тебя домой, то ты сразу прекращаешь  игру и идёшь домой.
31 Можешь ли ты свободно встать, не стесняясь, в классе и что угодно рассказать. или Когда нужно  рассказать что – нибудь всему  классу, то ты робеешь, смущаешься.
32 Бывает так, что тебе грустно и одиноко. или Не бывает так, чтобы тебе было одиноко и грустно.
33 Уроки дома ты делаешь  в разное время дня, когда как. или Уроки дома ты всегда делаешь строго в определённое время  дня.
34 Тебе хорошо живётся. или Тебе живётся  совсем не хорошо.
35 Если тебе делают замечание, ругают, то ты сохраняешь спокойствие  и хорошее настроение. или Если тебя ругают, делают замечания, то ты сильно расстраиваешься.
36 Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике. или Скорее тебе понравилось бы работать учителем.
37 Когда ребята в  классе шумят, то ты всегда сидишь тихо. или Когда ребята в  классе шумят, то ты всегда шумишь вместе с ними.
38 Тебе случалось  делать что – то такое, чего не следовало  бы делать. или Тебе не случалось  делать такое, что не следовало бы делать.
39 Ты предпочитаешь  друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить. или Ты предпочитаешь  друзей, которым нравятся более серьёзные дела.
40 Охотнее ты сейчас ходил бы в школу. или Охотнее ты сейчас поехал бы путешествовать на автомобиле.
41 Какой учитель  тебе больше нравится: мягкий и снисходительный. или Тебе больше нравится строгий учитель.

Информация о работе Дифференцированный подход к мадшему школьнику