Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:55, дипломная работа
Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.
Глава I. Теоретические предпосылки к исследуемой теме.
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к младшему школьнику.
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям младшего школьного возраста.
Сущность дифференциации обучения младшего школьника.
Глава II. Роль семьи и учителя в индивидуальном развитии младшего школьника.
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
2.2. Роль семьи в индивидуальном развитии ребёнка
2.3. Организация индивидуальной работы учителя с детьми.
2.4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.
Глава III. Опытно – экспериментальная часть.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Контрольно-проверочный эксперимент
(Экспериментальная группа)
(Контрольная
группа)
Проанализировав диаграмму экспериментальной группы, можно подвести некоторые итоги: Скорга Инна получила высокие баллы по таким чертам, как: уверенность в себе, независимость и благоразумие и низкие баллы по чертам личности: добросовестность, самоконтроль и смелость; Табагуа Ирина отличилась высокими баллами по черте: благоразумие и низкими баллами по чертам: уверенность в себе, независимость, добросовестность, самоконтроль; Таджиев Марат получил высокие результаты по чертам: экстраверсия и добросовестность и низкие результаты по чертам: уверенность в себе и независимость; Спирин Роман получил высокие баллы по таким чертам личности, как: уверенность в себе, смелость и самоконтроль, и низкие баллы по чертам: независимость, оптимизм; Суворов Глеб отличился высокими баллами по чертам личности: экстраверсия, уверенность в себе, независимость и низкими баллами по чертам: добросовестность, оптимизм, самоконтроль.
Проанализировав
диаграмму контрольной группы можно
также сделать выводы, что: Хорошилов
Олег отличился высокими показателями
по таким чертам личности, как: уверенность
в себе, смелость и низкими показателями
по чертам: добросовестность, оптимизм;
Зигина Светлана получила высокие баллы
по чертам: экстраверсия, добросовестность,
оптимизм и низкие баллы по таким чертам,
как: независимость, благоразумие, уверенность
в себе; Томина Юлия получила высокие баллы
по чертам личности: экстраверсия, добросовестность,
смелость и низкие баллы по чертам:
независимость благоразумие, самоконтроль;
Томин Данил отличился высокими результатами
по чертам: благоразумие, оптимизм и низкими
результатами по чертам: экстраверсия,
независимость, добросовестность; Коряков
Алексей получил высокие баллы по чертам
личности: экстраверсия, оптимизм, самоконтроль
и низкие баллы по чертам: уверенность
в себе, независимость.
2. «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»
Этот вариант методики предназначается для детей младшего школьного возраста. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса их бытовых знаний. В данную методику входит 10 вопросов (Приложение №3), сформулированных и подобранных таким образом, чтобы правильно и полностью на них могли ответить только способные дети. Мы считаем, что это сделано вполне сознательно по следующим причинам. Во-первых, для того, чтобы иметь возможность выявить действительно способных детей. Во-вторых, для того, чтобы более точно разделить детей на группы по степени их общей ориентированности и запасу бытовых знаний. Мы также предполагаем, что любой ребёнок средних способностей хотя бы частично сможет ответить на некоторые из предложенных вопросов, и ему, следовательно, можно будет по данной методике приписать определённый балл.
Проанализировав итоги опроса (Приложение №4), результаты можно представить в виде диаграмм.
(Экспериментальная группа)
Из диаграммы можно увидеть, что самые высокие баллы получили Скорга Ирина и Суворов Глеб, а средние результаты получили остальные учащиеся экспериментальной группы. В целом можно сделать вывод, что общая ориентация в мире и запас бытовых знаний у детей данной группы располагается на среднем уровне.
( Контрольная группа)
Из диаграммы мы можем увидеть, что контрольная группа получила более низкие баллы, чем экспериментальная. Хорошилов Олег и Коряков Алексей получили низкие баллы, Зигина Светлана получила средний балл, а Томин Данил и Томина Юлия получили самые высокие баллы. В целом можно сделать вывод, что общая ориентация в мире и запас бытовых знаний у детей данной группы располагается на среднем уровне.
3.
«Анкета для родителей»
Данная анкета представляет собой вопросник из 19 пунктов, каждый из которых характеризует отдельное качество (Приложение №5), предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности у детей младшего школьного возраста, а также их взаимоотношений с окружающими людьми.
Проанализировав итоги тестирования, результаты можно представить в виде диаграмм:
(Экспериментальная
группа)
Из диаграммы
видно, что самый высокий процент по
данной методике коммуникативных качеств
личности и качества взаимоотношений
с другими людьми получили Скорга Ирина
и Суворов Глеб, остальные учащиеся получили
средние результаты.
(Контрольная группа)
Подводя итог проведения
данной методики в контрольной группе,
можно увидеть, что высокий процент
получили три учащихся: Хорошилов Олег,
Томин Данил и Светлана Зигина, остальные
учащиеся получили средние результаты.
3.2. Формирующий эксперимент.
Данный эксперимент проводился только с учащимися экспериментальной группы.
Выявив общие особенности индивидуально – психологического развития учащихся младшего школьного возраста, нами было предложено в течение месяца осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.
С детьми, не уверенными в себе низким уровнем оптимизма, мы старались больше общаться, строить планы на будущее, так как уверенность в завтрашнем дне сделает ребёнка более спокойным, исчезнет неуверенность и страх перед будущим. В разговоре с такими детьми мы избегали слов «всегда» и «никогда», так как они слишком категоричны и носят пессимистическую окраску. Сформулировали для ребят жизненные девизы: «Всё получится!», «Всё будет хорошо!», старались их чаще хвалить и подбадривать.
Агрессивных и непослушных и обидчивых детей мы учили выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, в спорте. Так как перевод чувств ребёнка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу применять физическую силу. Таким образом, ребёнок постепенно осваивал язык чувств, и ему было проще сказать, что он обижен, расстроен.
Ленивых, беспомощных и менее трудолюбивых детей мы старались привлечь к общественно полезной деятельности (участие в работе редколлегии, агитбригады), учили распределять своё время, переключали их с одного вида деятельности на другой, что способствовало развитию разных сторон их личности, гармоничному её совершенствованию.
При индивидуальной
работе с несамостоятельными и безответными
учащимися, мы старались признать личность
ребёнка и его
Учащихся, с низким уровнем самоконтроля, мы учили сравнению результата деятельности с образцом, составлению проверочных заданий для самоконтроля, выполнению действий по инструкции с ограничениями. Всё это помогало учащимся, сделав ошибку, обнаружить её, самостоятельно исправить и подойти к следующему этапу работы.
Детям, с низким уровнем общей ориентации в окружающем мире и запасом бытовых знаний, мы задавали на дом дополнительные вопросы, ответы на которые они должны были приносить на каждый урок. Это были вопросы, повышающие уровень всего, выше изложенного. Например: «Как называется рыба, плавающая в реке», «Напиши фамилию, имя и отчество твоих бабушки и дедушки», «Как называется район, в котором ты живёшь?», «В какой части Земли никогда не бывает холодно?».
Исходя из проведённого эксперимента, можно сделать вывод, что работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: темперамент, склонности, способности, умственные и физические особенности. Таким образом, можно сказать, что индивидуальная работа реализуется во всём объёме учебно-воспитательной работы.
Мы предложили индивидуальные формы работы на протяжении всех режимных моментов, некоторым детям был предложен гибкий режим в связи с их индивидуальными особенностями (дети позже или раньше ложились спать, разный уровень и длительность занятий выбирались педагогом и родителями). На данном этапе мы заметили, что изменилось поведение детей. Они стали более спокойны, не агрессивны, открыты. У некоторых детей появилось желание общаться со сверстниками, вступать в совместную деятельность.
3.3.
Контрольный эксперимент.
Данный эксперимент проводился как экспериментальной группой, так и с контрольной.
Контрольный эксперимент строился по аналогии с констатирующим. Задача контрольного эксперимента состояла в том, чтобы изучить и проанализировать качественные новообразования в индивидуальном развитии личности младшего школьника.
Для реализации данной задачи использовались такие методы, как анализ самостоятельных работ учащихся; беседа с учителем и родителями учащихся; личные наблюдения. А также повторное исследование на анализ общей ориентировки в окружающем мире и запасов бытовых знаний младшего школьника; анализ индивидуального психологического развития и характера ребёнка; экспертное оценивание коммуникативных качеств личности у детей младшего школьного возраста и их взаимоотношения с окружающими людьми.
1. Анализ
индивидуального психологического
развития и характера
ребёнка.
Таблица №1 (Экспериментальная
группа)
Ученики | ||||||
Черта | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Общий
Балл |
Экстраверсия | 7 | 6 | 7 | 7 | 7 | 34 |
Уверенность в себе | 7 | 7 | 8 | 8 | 9 | 39 |
Независимость | 8 | 5 | 5 | 5 | 8 | 31 |
Благоразумие | 7 | 8 | 7 | 6 | 7 | 35 |
Добросовестность | 7 | 5 | 7 | 6 | 5 | 30 |
Смелость | 3 | 6 | 4 | 8 | 4 | 25 |
Оптимизм | 7 | 6 | 5 | 4 | 5 | 27 |
Самоконтроль | 4 | 5 | 4 | 7 | 5 | 25 |
Таблица №2 (Контрольная
группа)
Ученики | ||||||
Черта | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Общий
Балл |
Экстраверсия | 4 | 7 | 8 | 3 | 6 | 28 |
Уверенность в себе | 6 | 4 | 7 | 5 | 4 | 26 |
Независимость | 4 | 2 | 5 | 4 | 3 | 18 |
Благоразумие | 4 | 3 | 3 | 7 | 5 | 22 |
Добросовестность | 2 | 6 | 7 | 4 | 5 | 24 |
Смелость | 6 | 4 | 7 | 6 | 5 | 28 |
Оптимизм | 3 | 6 | 5 | 8 | 6 | 28 |
Самоконтроль | 4 | 5 | 5 | 6 | 7 | 27 |
Таким образом, проанализировав результаты тестирования (Приложение №2) на выявление особенностей индивидуально психологического развития и характера каждого из учащихся экспериментальной и контрольной групп, их можно представить в виде диаграмм.
Информация о работе Дифференцированный подход к мадшему школьнику