Дифференцированный подход к мадшему школьнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Оглавление

Глава I. Теоретические предпосылки к исследуемой теме.
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к младшему школьнику.
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям младшего школьного возраста.
Сущность дифференциации обучения младшего школьника.

Глава II. Роль семьи и учителя в индивидуальном развитии младшего школьника.
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
2.2. Роль семьи в индивидуальном развитии ребёнка
2.3. Организация индивидуальной работы учителя с детьми.
2.4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.
Глава III. Опытно – экспериментальная часть.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Контрольно-проверочный эксперимент

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

Содержание:

Глава I. Теоретические предпосылки к исследуемой теме.

    1. История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к младшему школьнику.
    2. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям младшего школьного возраста.
    3. Сущность дифференциации обучения младшего школьника.
 

Глава II. Роль семьи и учителя в индивидуальном развитии младшего школьника.

2.1. Возрастные  и индивидуальные особенности  младшего школьника.

2.2. Роль семьи  в индивидуальном развитии ребёнка

2.3. Организация  индивидуальной работы учителя с детьми.

2.4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.

Глава III. Опытно – экспериментальная часть.

3.1. Констатирующий  эксперимент

3.2. Формирующий  эксперимент

3.3. Контрольно-проверочный  эксперимент 
 
 
 
 
 

Введение

Высшей ценностью  нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о  всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств  входит в круг проблем современного общества.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество. Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания». Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы». Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного,  мучительного  процесса  перевоспитания.

Индивидуальный  подход требует  от  педагога большого терпения, умения разобраться в сложных  проявлениях поведения.

Индивидуальный  подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным  материалом.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой  воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.

 С помощью  индивидуального подхода мы найдем  «ключ» к каждому ребенку.

Индивидуальный  подход – один их главных принципов  педагогики. Сама проблема индивидуального  подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

- знание и  понимание детей.

- любовь к  детям.

- основательный теоретический баланс.

- способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это  субъект собственного развития, он самоценен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

    В человеческом обществе развитие проявляется  общее и особенное. Общее свойственно  всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

    Должны  ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности?

    Казалось  бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской забавы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а так же старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

    Очень убедительно эту мысль выразил  Гегель: «Своеобразие людей не следует  ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно  изучать индивидуальность каждого  ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, что бы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели выполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только что преобразование души составляет воспитание»[1].

    Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни.

    Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся. Цель моей работы – показать актуальность проблемы индивидуального подхода в обучении детей

В связи с  этим мы установили цель исследования:

Изучить проблему влияния индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребёнка.

Задачи:

  1. Изучить значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
  2. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода.
  3. Показать единство в осуществлении индивидуального подхода в образовательном учреждении (школе) и семье.
  4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребёнка младшего школьного возраста.
  5. Предложить методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учётом индивидуальных особенностей младшего школьника.

Объект  исследования:

Индивидуальные  особенности детей младшего школьного  возраста.

Предмет исследования:

Методы и приемы индивидуального подхода к детям  в процессе воспитания в условиях  школьного общеобразовательного учреждения и семьи.

Гипотеза  исследования  заключается в том, что индивидуальный подход является основой становления личности ребёнка младшего школьного возраста при следующих педагогических условиях:

  1. Понимание индивидуальности, уникальности и неповторимости каждой личности ребёнка.
  2. Точная диагностика индивидуальных психологических особенностей ребёнка младшего школьного возраста.
  3. Единство в осуществлении индивидуального подхода в школе и семье.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические предпосылки к исследуемой теме.

1. 1. История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученикам.

Проблема индивидуального  подхода к детям волновала  передовых учителей и прогрессивных  мыслителей еще до революции. Революционные  демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям.

Настойчивыми  пропагандистами вдумчивого изучения индивидуальности детей были Л. Н. Толстой  и К. Д. Ушинский. Индивидуальные различия младших школьников были предметом специального изучения ряда советских психологов.

В последние  годы проведены исследования индивидуальной подготовленности детей к школе. Дело в том, что все больше детей  приходит в первый класс, не только зная буквы, но и уже умея читать и даже писать: одни читают по буквам, другие по слогам, а третьи – целыми словами. Это ставит учителя перед необходимостью по-иному организовать учебный процесс с младшими школьниками разной подготовленности, приспосабливать к этому методику обучения, более полно учитывать развитие детей. А. К. Назарова показала, что на основе знания подготовленности детей к школе учитель может лучше организовать коллективную деятельность учащихся на материале разной трудности: хорошо читающие получают дополнительно к букварю тексты для чтения, более сложные слова для составления предложений, логические упражнений, логические упражнения с большим количеством слов и т.д.

Подобно тому, как детей различают по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышления не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника. Особое внимание у В.А. Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети. Он четко указывает на их главный недостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствует любознательность, неразвитость эмоциональной сферы. Но откуда берутся такие дети? Стремясь вскрыть действующие здесь причинно- следственные связи, В. А. Сухомлинский установил, в частности зависимость успеваемости от здоровья или нездоровья детей. Этот фактор по сути дела выпадал из поля зрения исследователей. Обычно учитывались лишь проблемы, вызванные длительным отсутствием ученика в школе по болезни. Василий Александрович перевел вопрос в иную плоскость: а всегда ли мы учитываем хроническое недомогание детей, посещающих уроки, но фактически на них не работающих?

Л. К. Назарова показала, что ученики, слабо подготовленные к изучению родного языка, находясь в среде с более подготовленными  при правильной организации учебной  работы получают полезные знания и  умения, потому что вся деятельность в классе происходит на высоком уровне трудности.

Индивидуальные  потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или замедленность  усвоения учебного материала, гибкость мыслительных процессов.

Кроме различий, относящихся к содержательной стороне  психической жизни, дети различаются  и по некоторым психофизиологическим особенностям своего психического склада и поведения. В основе индивидуальных различий лежат особенности свойств нервной системы, на основе которых формируется психическая жизнь личности, все ее психические процессы, ее особенное и индивидуальное. Особого внимания требуют индивидуальные особенности неуспевающих и недисциплинированных детей. 

1. 2. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников

Проблеме  индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители  прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

 Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

 Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям младшего школьного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Информация о работе Дифференцированный подход к мадшему школьнику