Дифференцированный подход к мадшему школьнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения.
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Оглавление

Глава I. Теоретические предпосылки к исследуемой теме.
История представлений о дифференцированном и индивидуальном подходе к младшему школьнику.
Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям младшего школьного возраста.
Сущность дифференциации обучения младшего школьника.

Глава II. Роль семьи и учителя в индивидуальном развитии младшего школьника.
2.1. Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
2.2. Роль семьи в индивидуальном развитии ребёнка
2.3. Организация индивидуальной работы учителя с детьми.
2.4. Особенности познавательной деятельности младшего школьника.
Глава III. Опытно – экспериментальная часть.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Контрольно-проверочный эксперимент

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

   Слабая  продуктивность памяти иногда является следствием заболеваний, сильного переутомления. Для таких детей кроме индивидуального  обучения и непосредственной помощи в заучивании, необходим специальный  режим: чередование учебной деятельности и отдыха, разумная дозировка учебных заданий.

   Очень часто незначительные результаты запоминания  зависят не от плохой памяти, а от плохого внимания.

   Если  говорить о развитии памяти у младших  школьников, то стоить отметить, что  приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному и осмысленному запоминанию.   Однако эта способность у них развита слабо. Поэтому учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники учились произвольно и осмысленно запоминать учебный материал.

   При организации учебной деятельности младшего школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. Учитель должен всегда помнить, что в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти, и поэтому ему необходимо обращаться к различным анализаторам (двигательному, зрительному, слуховому). И, наконец, учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников: это дает ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой – целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся. 

   Умения  навыки. Обучаясь в школе, учащиеся приобретают разнообразные умения и навыки путем упражнения и тренировок.

   Упражнение, как необходимое условие формирования и закрепления навыков должно удовлетворять следующим условиям:

  1. следует точно знать цель упражнения, каких результатов надо добиться;
  2. необходимо следить за точностью выполнения упражнения, чтобы не закреплять ошибки, если они возникают, следить за результатами упражнений, сравнивать свои действия с эталоном, осознавать, какие успехи уже достигнуты и на каких недостатках следует фиксировать внимание, чтобы их устранить;
  3. упражнения не должны быть случайным набором однотипных действий, в основе их должна лежать определенная система, необходимо планировать правильную последовательность их, постоянно усложнять;
  4. упражнения не должны прерываться на длительное время, так как в этих случаях навык образуется медленно;
  5. упражнения должны быть дифференцированы так как слабому ученику требуется помощь при  выполнении некоторых упражнений, хотя сильный выполняет его без затруднений.
 

   Обучаемость школьников. Как уже отмечалось, успех обучения в известной степени зависит от индивидуально-психологических особенностей учащихся. Одна из таких особенностей – различие в обучаемости каждого ученика. Всякий нормальный в психологическом отношении и здоровый школьник способен к обучению в школе. Но конкретные условия жизни каждого ребенка своеобразны и неповторимы. Какова обстановка в семье, взаимоотношения её членов, каково состояние  его здоровья, каковы особенности его памяти, мышления, воображения и воли – все это сказывается на обучаемости школьника. Обучаемость – это система интеллектуальных свойств личности, от которых зависит успешность обучения. Эта система представляет единство таких качеств как обобщенность мыслительной деятельности, самостоятельность мышления, гибкость мыслительной деятельности, смысловая память, характер связи наглядно образных и отвлеченных компонентов мышления.

   Разумеется, обучаемость не есть постоянное и  неизменное свойство личности, она  развивается и совершенствуется в процессе обучения. Поэтому относительно низкий уровень обучаемости отдельных  школьников никак не освобождает учителя от необходимости максимально развивать мыслительные способности этих учащихся, стремиться к полноценному усвоению ими учебного материала. Сегодня изучены некоторые типы учащихся с различной обучаемостью. Школьников с более высокой обучаемостью характеризует быстрый темп усвоения, который связан с быстрым обобщением, высокой гибкостью (подвижностью) мыслительного процесса и т.д.

   Школьников  с более низкой обучаемостью отличает замедленный темп усвоения, что определяется слабостью обобщения, инертностью мышления и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Опытно- экспериментальная часть.

3. 1. Констатирующий эксперимент.

Целью опытно-экспериментальной части является выявление индивидуально- психологических особенностей ребёнка. Практическая часть была выполнена на базе МОУ СОШ № 11 г. Туапсе, в 3 «А» классе, с группой иностранного языка, которая была разделена на две подгруппы. Эти подгруппы были условно названы: «Контрольная» и «Экспериментальная».

Состав группы: 10 учащихся.

Контрольная группа:

  1. Хорошилов Олег
  2. Зигина Светлана
  3. Томина Юлия
  4. Томин Данил
  5. Коряков Алексей
 

Экспериментальная группа:

  1. Скорга Инна
  2. Табагуа Ирина
  3. Таджиев Марат
  4. Спирин Роман
  5. Суворов Глеб
 

  Нами  было проведено исследование, целями которого явились:

  Оценка  общей ориентировки в окружающем мире и запасов бытовых знаний младшего школьника; анализ индивидуального психологического развития и характера ребёнка; экспертное оценивание коммуникативных качеств личности у детей младшего школьного возраста и их взаимоотношения с окружающими людьми.

  В процессе исследования применялись  следующие методы: анализ педагогической литературы, школьной документации; анализ самостоятельных работ учащихся; беседа с учителем и родителями учащихся; личные наблюдения.

  Были  проведены методики изучения познавательных процессов:

    • Методика «Детский вариант личностного теста Р. Кеттела»
    • Методики психодиагностики младшего школьника Р. Кеттела: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний», «Анкета для родителей».

1. Анализ индивидуального психологического развития и характера ребёнка. 

Для анализа  индивидуального психологического развития и характера каждого  из учащегося 3 «А» мы провели методику «Детский вариант личностного теста  Р. Кеттела» (Приложение № 1). Данная методика, являющаяся оригинальной и специально разработанной для детей младшего школьного возраста, представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта 16- факторного личностного теста Р. Кетелла. Тест включает в себя 8 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая черта может быть как положительной, так и отрицательной, например: «интеллектуальная развитость - интеллектуальная неразвитость», причём полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла. Названия большинства черт личности односложны  в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там где необходимо, представляется  в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия». Предполагается, что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой же шкалы, - интроверсия, и она имеет место тогда, когда экстраверсия у ребёнка относительно слабо развита. Тест проводился нами с помощью специального опросника, состоящего из двух частей, в каждой из которых по сорок одному вопросу.

Таблица №1 (Экспериментальная  группа)  

  Ученики
Черта №1 №2 №3 №4 №5 Общий

Балл

Экстраверсия 5 6 7 6 7 31
Уверенность в себе 7 4 2 7 9 29
Независимость 8 4 3 4 8 27
Благоразумие 7 8 5 6 5 31
Добросовестность 3 4 6 6 1 20
Смелость 3 6 4 8 4 25
Оптимизм 5 6 4 4 3 22
Самоконтроль 4 4 4 7 2 21

 
 

Таблица №2 (Контрольная  группа) 

  Ученики
Черта №1 №2 №3 №4 №5 Общий

Балл

Экстраверсия 4 7 8 3 6 28
Уверенность в себе 6 4 5 5 4 24
Независимость 4 2 2 3 3 14
Благоразумие 4 3 3 7 5 22
Добросовестность 2 6 7 3 5 23
Смелость 6 4 7 6 5 28
Оптимизм 3 6 5 7 6 27
Самоконтроль 4 4 3 6 7 24

 
 

Таким образом, проанализировав результаты тестирования (Приложение №2) на выявление особенностей индивидуально психологического развития и характера каждого из учащихся экспериментальной и контрольной групп, их можно представить в виде диаграмм.

Информация о работе Дифференцированный подход к мадшему школьнику