Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:56, доклад
Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д.
Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.
В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:
-древние (древнеегипетская, шумерская и др.);
2.6. Цивилизационный подход к типологии государств
Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д.
Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.
В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:
-древние (древнеегипетская, шумерская и др.);
-особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);
- современные.
По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:
-первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);
-вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевро¬пейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).
Достоинством данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются важными факторами государственности.
Однако этот подход также подвергается активной критике. Во-первых, само понятие "цивилизация" не поддается сколько-нибудь четкому и однознач¬ному определению. Хотя этот термин имеет широкое распространение в социальных науках, тем не менее он не имеет строго определенного фиксиро¬ванного значения, в толковых словарях и энциклопедиях он употребляется в самых разных и не всегда совпадающих друг с другом смыслах. Такое поло¬жение делает весьма проблематичным использование понятия "цивилизация" в качестве критерия типологии государств. Во-вторых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические факторы, которые играют определяющую роль в формировании государства; и, в третьих, он предпола¬гает существование множества критериев и несовпадающих классификаций.
В конце
80-х - начале 90-х годов, когда ставилась революционная задача избавления от всего старого и уже в силу только одного этого - "плохого", в отечественной литературе появились попытки полного отказа от формационно¬го подхода.
Несомненно, противопоставлять эти подходы не следует, но цивилизационный, весьма далекий от глубокой разработки подход, не может заменить теоретически обоснованный формационный.
Поскольку в ходе критики последнего не было выдвинуто достаточно убедительных критериев, в научной литературе большинство авторов продолжают пользоваться именно этим подходом при типологии государств.
Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
В литературе выделяют первичные и вторичные
У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:
Г. Еллинек разделял:
Древневосточные;
Античные;
Средневековые;
Новые;
Современные.
Конспект лекции: Цивилизационный
подход к типологии государства
Типология государства:
Первые попытки
типизации принадлежат
Основа цивилизационного подхода – цивилизация (Ц).
В качестве критерия использовались не столько экономические явления, как культурные, религиозные, географические.
Тойнби выработал
понятие цивилизации и
Цивилизация (Тойнби) – относительно замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, психологических, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными (религия и территория).
Плюсы подхода: учитываются конкретные исторические условия развития.
Минус - игнорируются экономические факторы.
Типы цивилизаций: православная, египетская, китайская, арабская, западная, дальневосточная и другие.
По Ростоу тип государства связан со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения. Согласно его теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:
На последней стадии находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства.
Другие ученые выделяют следующие виды цивилизаций и типы государств: