Цивилизационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:56, доклад

Краткое описание

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д.
Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.
В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:
-древние (древнеегипетская, шумерская и др.);

Файлы: 1 файл

ТГП. Цивилизационный подход.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

2.6. Цивилизационный подход к типологии государств

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д
Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д
В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации
-
древние (древнеегипетская, шумерская и др.); 
-
особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.); 
-
современные
По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на
-
первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.); 
-
вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевро¬пейская, североамериканская, латиноамериканская и др.). 
Достоинством данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются важными факторами государственности
Однако этот подход также подвергается активной критике. Во-первых, само понятие "цивилизация" не поддается сколько-нибудь четкому и однознач¬ному определению. Хотя этот термин имеет широкое распространение в социальных науках, тем не менее он не имеет строго определенного фиксиро¬ванного значения, в толковых словарях и энциклопедиях он употребляется в самых разных и не всегда совпадающих друг с другом смыслах. Такое поло¬жение делает весьма проблематичным использование понятия "цивилизация" в качестве критерия типологии государств. Во-вторых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические факторы, которые играют определяющую роль в формировании государства; и, в третьих, он предпола¬гает существование множества критериев и несовпадающих классификаций
В конце 80-х - начале 90-х годов, когда ставилась революционная задача избавления от всего старого и уже в силу только одного этого - "плохого", в отечественной литературе появились попытки полного отказа от формационно¬го подхода
Несомненно, противопоставлять эти подходы не следует, но цивилизационный, весьма далекий от глубокой разработки подход, не может заменить теоретически обоснованный формационный
Поскольку в ходе критики последнего не было выдвинуто достаточно убедительных критериев, в научной литературе большинство авторов продолжают пользоваться именно этим подходом при типологии государств.

Цивилизационный подход

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном  подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

    Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

    Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

    Тойнби выделил  до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации  проходят несколько этапов:

    • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
    • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
    • Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

    В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

    У. Ростоу классифицировал  государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

    • Традиционное (аграрное);
    • Индустриальное;
    • Постиндустриальное (информационное).

    Г. Еллинек разделял:

    • Идеальные (утопия);
    • Эмпирические:

    Древневосточные;

    Античные;

    Средневековые;

    Новые;

    Современные.

Конспект лекции: Цивилизационный  подход к типологии государства 

Типология государства:

  • 1) Специфическая классификация, предназначенная для разделения прошлых и настоящих государств на группы по общим признакам с целью раскрытия их социальной сущности.
  • 2) Разновидность классификации, которая включает два аспекта: исследование оснований деления на типы и характеристику типов.

Первые попытки  типизации принадлежат Аристотелю. В настоящее время в теории государства и права существует два подхода: формационный (Маркс, Энгельс) и цивилизационный.

Основа цивилизационного подхода – цивилизация (Ц).

В качестве критерия использовались не столько экономические  явления, как культурные, религиозные, географические.

Тойнби выработал  понятие цивилизации и определил 26 цивилизаций.

Цивилизация (Тойнби) – относительно замкнутое локальное  состояние общества, отличающееся общностью  религиозных, культурных, психологических, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными (религия и территория).

Плюсы подхода: учитываются  конкретные исторические условия развития.

Минус - игнорируются экономические факторы.

Типы цивилизаций: православная, египетская, китайская, арабская, западная, дальневосточная и другие.

По Ростоу тип государства  связан со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения. Согласно его теории все общества по экономическому развитию можно отнести  к одной из пяти стадий:

  • - традиционное;
  • - переходное, в котором закладываются основы преобразований;
  • - общество, переживающее процесс сдвига;
  • - созревающее общество;
  • - общество, достигшее высокого уровня народного потребления (государство всеобщего благоденствия).

На последней стадии находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства.

Другие ученые выделяют следующие виды цивилизаций и типы государств:

  • 1) восточные, западные и смешанные,
  • 2) древние, средневековые и современные,
  • 3) крестьянские, промышленные и научно-технические,
  • 4) доиндустриальные, индустриальные и постидустриальные,
  • 5) локальные, особенные и современные.

Информация о работе Цивилизационный подход