Подход к понятию «культура»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:13, контрольная работа

Краткое описание

Выбор темы обусловлен, прежде всего, моим личным желанием попы-таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен¬тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично, но глобально, не вда¬ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче¬ния культурологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ……………………………………………4
2. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ…………………………………………6
3. МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ…………. 7
4. ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ………………….8
5. МИФ………………………………………………………………….8
6. РЕЛИГИЯ……………………………………………………………9
7. ИСКУССТВО………………………………………………………..10
8. ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………11
9. НАУКА………………………………………………………………
СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ………………….8
5. МИФ………………………………………………………………….8
6. РЕЛИГИЯ……………………………………………………………9
7. ИСКУССТВО………………………………………………………..10
8. ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………11
9. НАУКА………………………………………………………………11
10. ИДЕОЛОГИЯ………………………………………………………13
11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………15
12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………16

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования  

    Алтайский Государственный Аграрный Университет      
 
 
 

    Кафедра философии  

    Тема: Подход к понятию «культура»           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Выполнил: студент заочного отделения

                Спец. Экономика и управление на предприятии АПК      Жигулина Н.В.

                Проверила: ст. преподаватель, к.ф.н.               Юлаева Н.С.               
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Барнаул, 2008 г.    
 
 

СОДЕРЖАНИЕ   

                              стр.

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3 

    1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ……………………………………………4   

    2. СТРУКТУРА  КУЛЬТУРЫ…………………………………………6  

    3. МАТЕРИАЛЬНАЯ  СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ…………. 7

    4. ДУХОВНАЯ  СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ………………….8

    5. МИФ………………………………………………………………….

    6. РЕЛИГИЯ……………………………………………………………

    7. ИСКУССТВО………………………………………………………..10  

    8. ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………11 

    9. НАУКА………………………………………………………………11 

 

    10. ИДЕОЛОГИЯ………………………………………………………13

    11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………15 

    12. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………16                                  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ   

      Выбор темы обусловлен, прежде всего, моим личным желанием попытаться разобраться как самостоятельно, так и  с помощью компетентных авторов в феномене культуры. Данная тема  является  наиболее общей, что позволит, возможно, схематично, но глобально,  не  вдаваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы  изучения культурологии.                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

      В обыденном сознании "культура" выступает  как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.  Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает  сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.  Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

      Конечно,  здесь  надо  различать,  во-первых,  свободу    как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых,  осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь  на  сравнительно  поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре,  то имеем в виду не какой-то отдельный творческий  акт  человека,  но творчество как универсальное отношение человека к миру.

      Понятие культуры обозначает универсальное  отношение  человека к миру, через которое человек создает мир и самого  себя.  Каждая культура - это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными  словами,  изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе,  чем  мы.  Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.  Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

      Однако, возможно, это только первый шаг  к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте  и передается от поколения к поколению? Ответить на  эти вопросы и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

    Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если  нечто  лишено смысла, оно перестает существовать для человека.  Что же  такое смысл для культурологии? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой  роли:  быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой.  Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и  в  самих себе.

      Смысл надо отличать от значения, то есть предметно  выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается  в  образе  или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является  предметным. Например, один из самых важных смыслов - жажда любви -  вовсе  не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе  каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируем глубинами  души  непосредственно (помимо нашего сознания) затрагивает  наши  чувства  и волю. Смысл не всегда осознается человеком, и  далеко  не  всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов  таится в бессознательных глубинах человеческой  души.  Но  и  те  другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и  чувств.  Именно  такие  смыслы  образуют культуру.

      Человек наделяет этими смыслами весь мир, и  мир выступает для него в своей  универсальной человеческой значимости. А другой  мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н.А. Мещерякова  справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения мир может выступать для человека как "свое" и как "чужое"  Культура есть универсальный способ, каким  человек делает мир "своим", превращая его в Дом человеческого  (смыслового) бытия. Таким образом, весь мир превращается в  носителя  человеческих  смыслов,  в  мир культуры. Пожалуй, даже звездное небо или глубины океана  принадлежат культуре, поскольку им отдана  частица человеческой  души, поскольку они несут человеческий смысл. Если  бы  не  было  этого смысла, то человек не засматривался бы на ночное небо,  поэты не писали бы стихов, а ученые не отдавали бы  изучению  природы все силы своей души и, следовательно, не совершали бы величайших  открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы она  появилась, нужен интерес человека к загадкам мира,  нужно  удивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил,  что  познание  начинается с удивления). Но интереса и удивления  нет  там,  где  нет культурных смыслов, направляющих умы и чувства  многих  людей  на освоение мира и собственной души.

      Отсюда  можно дать такое определение  культуры. Культура - это универсальный  способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура  предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет  людей и сплачивает их в некоторое  сообщество  (нацию,  религиозную или профессиональную группу и т. д.) Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и  мироощущения людей.

      В основе каждого такого смыслового  мира  лежит  доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта  культуры - это тот главный смысл, то общее отношение человека  к  миру, которое определяет характер всех остальных смыслов  и  отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут  реализовываться по-разному, но наличие смыслового  единства  придает целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ  постижения  мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты  культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя  сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить,  понять и проанализировать доминирующий смысл.  А  дальше  надо  уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям  и конкретным формам его воплощения. Система смыслов  передается  от одного человека к другому посредством символов.   
 

2. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

      Принято делить культуру на материальную и духовную  соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура  охватывает  всю  сферу  материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного  обихода,  одежда,  средства  транспорта  и связи   и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания,  духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры  естественно предполагает органическое единство материальной  и  духовной культур.

            Культура включает в себя не только предметные  результаты деятельности людей (машины,  технические  сооружения,  результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали  и  т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые  в деятельности (знания  и  умения,  производственные  и  профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и  нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного  общения людей в рамках коллектива и общества)

      Культура, если ее рассматривать в широком  плане,  включает  в себя как  материальные, так и духовные средства  жизнедеятельности человека, которые  созданы самим человеком. Материальные и  духовные реальности, созданные творческим трудом человека,  называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом,  артефакты, будучи материальными или духовными ценностями,  имеют  не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье  природы  и действует в согласии с законами природы.

      В силу того, что человек, по своей  природе  существо  духовно-материальное, он потребляет как материальные, так  и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он  создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п. Для  удовлетворения  духовных потребностей он создает художественные  ценности,  нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и  религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так  и  духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как  исходный система образующий фактор в развитии  культуры.  Человек  создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается  вокруг него; и его роль - это роль демиурга, роль творца, а место его  в культуре - это место центра мироздания артефактов, то  есть  центра  культуры. Человек  творит  культуру,  воспроизводит  и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который  называется культурой мира, "второй природой", "искусственно созданным"  обиталищем человечества.

3. МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ  КУЛЬТУРЫ

            Материальная культура более  непосредственно  и  более  прямо обусловлена качествами и  свойствами природных объектов, той  разновидностью форм вещества,  энергии  и  информации,  которые  используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов  и  материальных средств существования человека.

            Материальная культура, в другом смысле слова - это человеческое "Я", переодетое в вещь; это духовность человека,  воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах. В материальную  культуру  входят,  прежде  всего,  разнообразные средства материального производства. Это энергетические и  сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда - от  простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это  разнообразные средства потребления и продукты материального  производства.  Это различные виды материально-предметной, практической  деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека  в  сфере технологии производства или в сфере  обмена,  то  есть  производственные  отношения.  Однако,  следует подчеркнуть,  что материальная культура человечества всегда  шире  существующего  материального производства. В нее входят все виды  материальных  ценностей: архитектурные ценности,  здания  и  сооружения,  средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т.п.

Информация о работе Подход к понятию «культура»