Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 17:34, доклад
СЛОВО cultura (лат.) означает "обработка", "земледелие", иначе говоря - это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания. В самом понятии заложено противопоставление естественного хода развития природных процессов и явлений и искусственно созданной человеком "второй природы" - культуры. Культура, таким образом, есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на земле.
СЛОВО cultura (лат.) означает
"обработка", "земледелие", иначе
говоря - это возделывание, очеловечивание,
изменение природы как среды
обитания. В самом понятии заложено
противопоставление естественного
хода развития природных процессов
и явлений и искусственно созданной
человеком "второй природы" - культуры.
Культура, таким образом, есть особая
форма жизнедеятельности
В истории и в
современную эпоху в мире существовало
и существует огромное разнообразие
видов культур как локально-
Структурно культура
включает: особенности способов поддержания
жизнедеятельности общности (экономика);
специфику способов поведения; модели
взаимодействия людей; организационные
формы (культурные институты), обеспечивающие
единство общности; формирование человека
как культурного существа; часть
или подразделение, связанные с "производством",
созданием и функционированием
идей, символов, идеальных сущностей,
придающих смысл
После эпохи "великих
географических открытий" перед
взором изумленных европейцев, только
что проснувшихся от "средневековой
спячки", открылся целый новый
мир, полный многообразия культурных форм
и особенностей образа жизни. В XIX в.
разнообразные виды культур, описание
специфических обрядов и
В 30-е годы XX в. из
культурной антропологии выделилась особая
антропологическая дисциплина - психологическая
антропология, сделавшая предметом
своего рассмотрения взаимодействие личности
и культуры различных типов. Иначе
говоря, в культурологии стал учитываться
личностной фактор. Необходимо заметить,
что все культурно-
Термин "антропология"
используется автором в двух основных
смыслах. Во-первых, этим термином обозначается
общая наука о культуре и человеке.
В таком значении его использовали
исследователи культур в XIX в. Кроме
того, антропологией называли культурную
антропологию, психологическую антропологию
и социальную антропологию. Существует
также физическая антропология, предмет
которой - биологическая изменчивость
организма, внешние "расовые" особенности
человека, специфика его
Антропологическое
изучение культур является ядром, стержнем
культурологического знания в целом.
Такое изучение органично связано
с исследованием истории
Объектом исследования
культурной антропологии являются прежде
всего традиционные общества, а предметом
изучения - системы родства, взаимоотношения
языка и культуры, особенности
пищи, жилища, брака, семьи, разнообразие
экономических систем, социальной стратификации,
значение религии и искусства
в этнокультурных общностях. Социальной
антропологией называется культурно-антропологическое
знание в Европе, прежде всего в
Англии и Франции. В качестве ее отличительного
признака можно выделить повышенное
внимание к социальной структуре, политической
организации, управлению и применению
структурно-функционального
Предметом же культурологии могут быть различные формы культур, основанием для выделения которых являются время, место распространения или религиозная ориентация. Кроме этого, предметом культурологии могут быть теории культуры, разработанные в художественной форме (изобразительное искусство, скульптура, музыка), в литературе, в качестве элементов философских систем. Культурологические исследования могут базироваться на анализе текста, отдельных аспектов развития духовной культуры, прежде всего различных форм искусства.
2. Подходы к определению
понятия "культура".
Разноплановые определения
понятия "культура" связаны с
тем или иным направлением в изучении
теоретической концепции, используемой
различными исследователями. Первым определение
понятию дал классик
Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия "культура" и соответственно к ее определению. Первый принадлежит А.Крёберу и К.Клакхону. "Культура состоит - согласно им,- из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы". В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.
Л.Уайт же в определении
культуры прибегал к предметно-вещественному
толкованию. Культура, считал он, представляет
собой класс предметов и
Проблеме определения культуры была специально посвящена книга А.Крёбера и К.Клакхона "Культура, критический обзор определений" (1952), в которой авторы привели около 150 определений культуры. Успех книги был огромный, поэтому во второе издание этого труда вошло уже более 200 определений культуры. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении культур, подчас становящуюся исходной установкой для того или иного типа культурологической теории. Наряду с определениями культуры Л.Уайта, А.Крёбера и Э.Тайлора существует еще ряд типов определений.
Так называемые нормативные
определения культуры связаны с
образом жизни общности. Так, согласно
К.Уисслеру, "образ жизни, которому
следует община или племя, считается
культурой... Культура племени есть
совокупность верований и практик...Большую
группу составляют психологические
определения культуры. Например, У.Самнер
определяет культуру "как совокупность
приспособлений человека к его жизненным
условиям"(4). Р.Бенедикт понимает культуру
как приобретенное поведение, которое
каждым поколением людей должно усваиваться
заново. Специфическую точку зрения
на культуру выразил Г.Стейн. По его
мнению, культура - это поиски терапии
в современном мире. М.Херсковиц
рассматривал культуру "как сумму
поведения и образа мышления, образующую
данное общество".Особое место занимают
структурные определения
"а) Культура - это,
в конечном счете, не более
чем организованные
К структурным можно отнести также определение, данное Дж.Хонигманом. Он полагал, что культура состоит из двух типов явлений.Первый - "социально стандартизованное поведение-действие, мышление, чувства некоторой группы".
Второй - "материальные
продукты... поведения некоторой
группы".В последующих главах
будет показано, как реализуются
исходные положения, заложенные в некоторых
типах определений в реальной
ткани культурологической теории. В
результате краткого обзора типов определений
(на самом деле типов существует
еще больше: генетическое, функциональные
определения...) можно сделать вывод,
что речь в них все же идет о
форме организации жизни
Информация о работе Понятие культурология и подходы к его определению