Определение понятия молодежь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

Файлы: 1 файл

1 Определение понятия молодежь.docx

— 22.66 Кб (Скачать)

Определение понятия молодежь

 

 

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим  статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными  молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального  становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности  активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в  значительной части обладает тем  уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения.

 

 Выделение молодежи  в особую социальную группу  носит несколько условный характер. Понятие молодости и возрастных  ее границ исторически весьма  подвижно и связано с определенными  социально-экономическими процессами. Поэтому те, кого в современных  условиях называют молодежью,  столетие и более назад таковой отнюдь не считались.

 

 В раннее время молодежь  считалась уже к 10-12 годам, из-за  демографической нестабильности  юноши и девушки были равноценны  взрослому человеку уже к этому  возрасту.

 

 А в наше время  границы взросления и становления  подросли, т.к. в наше время  усложнился образ жизни любого  человека и общества, это связано  с усложнением социальных, политических, производственных и даже межличностных  отношений. Это влечет за собой увеличение сроков взросления и обучения человека. (подростки – до 18 лет, молодежь – 18 – 24 года, молодые-взрослые – 25 – 30 лет) Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 13-15 лет, средняя - 16-24, высшая — 25-36 лет [

Молодежь принято делить на четыре возрастные группы:

 

1. 14-16 лет - подростки. Это  возраст продолжения полового  созревания, параллельно которому  происходит становление других  биологических систем организма.  Для этого возраста характерны  максимальные диспропорции в  уровне и темпах физиологического  и психологического развития. Это  в основном учащиеся средних  школ и профессиональных учебных  заведений, находящиеся, как правило,  на иждивении родителей или  государства.

 

2. 17-19 лет - юношество. Биологически  это период завершения физического  созревания, возраст самоопределения  - начала самостоятельной профессиональной  деятельности или выбора и  осуществления качественно новой  профессиональной учебы. Начинается  разделение жизненных путей юношей  и девушек, что в последующем  приводит к более глубокой  экономической, политической и  культурной дифференциации среди  них. В этом возрасте начинается  процесс социализации - происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

 

3. 20-24 года - собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь  взрослым в физиологическом отношении,  продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

 

4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе  личного опыта производственной  и семейной жизни, а также  участия молодежи в политических  отношениях завершается процесс  формирования зрелой личности. Молодые  люди этого возраста играют  роль родителей в собственных  семьях. Они уже нашли свой  путь в жизни.

 

олодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.

 

 

 

Молодость — это период выбора профессии и своего места  в жизни, выработки мировоззрения  и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической  независимости и социально ответственного поведения.

 

 

 

Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

 

Особенности социального  положения молодежи

 

- Переходность положения.

 

- Высокий уровень мобильности.

 

- Освоение новых социальных  ролей (работник, студент, гражданин,  семьянин), связанных с изменением  статуса.

 

- Активный поиск своего  места в жизни.

 

- Благоприятные перспективы  в профессиональном и карьерном  плане.

 

 

 

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов  и предрассудков предыдущих лет  и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

 

 

 

Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются  следующими признаками:

 

- возникновение на базе  стихийного общения в конкретных  условиях социальной ситуации;

 

- самоорганизация и независимость  от официальных структур;

 

- обязательные для участников  и отличающиеся от типичных, принятых  в обществе, модели поведения,  которые направлены на реализацию  неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

 

- относительная устойчивость, определенная иерархия среди  участников групп;

 

- выражение иных ценностных  ориентации или даже мировоззрения,  стереотипов поведения, нехарактерных  для общества в целом;

 

- атрибутика, подчеркивающая  принадлежность к данной общности.

 

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

 

Агрессивная самодеятельность

 

Базируется на наиболее примитивных  представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.

 

Эпатажная   (фр. epater   —   поражать,   удивлять) самодеятельность

 

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в  обыденных, материальных формах жизни  — одежде, прическе, так и в  духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

 

Альтернативная самодеятельность

 

Базируется на выработке  альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые  становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты  и т. д.)

 

Социальная самодеятельность

 

Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

 

Политическая самодеятельность

 

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы

 

 

 

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь  в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных  условий совершенствуется сама

 

 

 

Молодежь - это  социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

 

Молодежь имеет  подвижные  границы своего возраста, они зависят  от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий  жизни.

 

Нижняя возрастная граница  определяется, что с 14 лет  наступает  физическая зрелость и  человек может  заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться  или работать). Верхняя  граница  определяется достижением  экономической  самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

 

В этот период человек  проживает  важный этап семейной и  внесемейной социализации.

 

Социализация - это процесс  становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок  образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые  характеризуют её как  самостоятельную  социально-демографическую  группу.

 

Социально-экономические  трансформации российского общества в постсоветское время не только нанесли «культурную травму»  массовому сознанию россиян, деформируя его и стирая прежние стереотипы, но и оказали влияние на поколение  тех 17-20-летних юношей и девушек, социализация которых выпала на годы реформ, а  также еще более молодых – 15-16-летних, родившихся в эпоху перестройки.

 

Изучение молодежных субкультур составляет важное направление  социологии молодежи.

 

С 60-х годов  XX века к  этой проблематике обратились ведущие  социологи разных стран мира; в  отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 80-х годов велся в весьма узких рамках.

 

С конца 80-х годов  внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более  заметным.

 

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость. Три фактора здесь играют основную роль.

 

Первый –  социальная и  экономическая неустойчивость российского  общества на протяжении последних полутора десятилетий  XX. Хотя в последующие  два года XXI в. Отмечался некоторый  экономический рост, принципиально  картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического  выживания отодвигала на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

 

Второй фактор – особенности  социальной мобильности  в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 90-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать  престижное социальное положение в  очень  короткие сроки.

 

Возможность быстро достичь  успеха, стать богатым, в  действительности слишком часто  основанная на криминале, являлась, тем  не менее, основой  для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи.

 

Третий фактор – аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

 

На фоне социальной аномии широчайшее распространение  приобрела  преступность среди российской молодежи.

 

Эти обстоятельства имеют  непосредственное отношение  к специфике  молодежных субкультур России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультуным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

 

          В современном российском обществе  социальная стратификация воспроизводится  не только распределением собственности  и власти, но и доступом к  интеллектуальным ресурсам. Последние  выступают важнейшим элементом  социальной структуры, а стратификация  отражает ее качества. Отсюда  следует, что проблема образовательной  стратификации теснейшим образом  связана с результатом социально-экономических  перемен, характерных для перехода  общества к рыночным отношениям.

 Именно способность  людей воспринимать радикальные  изменения в общественной жизни,  готовность к адекватному поведению  в новых условиях представляются  наиболее важным в обеспечении  успеха в крупных социальных  и экономических сдвигах. 

 Что касается методологического  подхода, то можно отметить  факторы субъективного характера  как весьма важные для определения  поведения молодых людей в  новых условиях. Ряду экономистов  неоклассического направления необходимым  условием успеха в трансформационном  обществе считают социально-психологические  составляющие: усилия самих людей,  направленные на изменение ситуации  в свою пользу, достижения нового  качества жизни, соответствующего  места в социальной структуре. 

 В современном российском  обществе в условиях распада  традиционных форм вертикальной  социальной мобильности и основных  компонентов социальной структуры  – доходов, престижа и властных  позиций, сфера образования имеет  особое значение. Помимо расширения  доступа к интеллектуальным ресурсам  и выполнения присущей ей функции  воспроизводства высокопрофессиональных  и властных элит, образование  продолжает обеспечивать важные  элементы адаптации: ценностно-нормативные  образы.

 Советская система  была ориентирована на массовость  образования, исходя из той  идеологии, что образование является  важнейшим компонентом прогресса  социалистического общества. При  социалистической распределительной  системе образовательный уровень  сам по себе, как правило, не  гарантировал адекватное ему  благосостояние – в этом смысле  образованная и квалифицированная  часть средних слоев общества  оказалась в невыгодных условиях, что, однако, не влияло на высокий  уровень престижности умственного  труда. 

 Рассматривая функции  образования по поддержанию ценностно-ориентационных  образцов, П. Бурдье писал, что следует обратить внимание на связи социальной дифференциации и образования. Он указывал на то, что трансмиссия знания от высших страт к низшим является важной предпосылкой воспроизводства культурного капитала, под которым понимал, прежде всего, уровень притязаний и характер духовных запросов, нормы и ценностно-ориентационные установки. П. Бурдье раскрыл прямую связь между семейным статусом, культурным капиталом и академической успеваемостью личности. По его мнению, академическая успеваемость является одной из форм доминирующего положения семьи в социальной структуре. Опираясь на  приведенные положения П. Бурье  возникает вопрос, насколько модели вертикальной мобильности в образовательной сфере обнаруживают влияние материально положения семьи на достижения учащихся? Определяющую роль, играет культурно-образовательный уровень родителей и ценностно-ориентационная установка учащихся, а прямая связь между благосостоянием семьи и академическим достижением респондентов незначима. Иными словами, социально-профессиональный статус родителей, их образовательный уровень сами по себе становятся некоторыми обязательными требованиями к формированию адекватных типов поведения молодых людей посредством установки на достижения и последующую карьеру.

Информация о работе Определение понятия молодежь