Несмотря на существенное
снижение материального положения
среднего слоя интеллигенции,
именно из этой среды больше
всего осуществляется пополнение
студенчества в высшие учебные
заведения. С одной стороны, наблюдается
довольно значимая связь между сравнительно
низким уровнем семейного дохода и высоким
образовательным уровнем родителей в
указанной группе респондентов, с другой
стороны, выраженность ожидаемой материальной
помощи со стороны родителей для получения
высшего образования именно в этой группе
более сильна. Можно объяснить это тем,
что в указанной группе в связи с переходом
обучения на платную основу больше экономят
из семейного бюджета ради затрат на учебу,
что в значительной степени определяет
академическую успеваемость.
Образовательная стратегия
молодежи уже на этапе выбора
профессии определяется двумя
основными моментами: во-первых,
стремлением достичь конкурентоспособного
уровня собственных ресурсов, дающих
возможность для относительно
свободного «включения» в рынок
труда и обеспечивающих относительно
стабильное, устойчивое положение
на нем, и, во-вторых, желанием
удовлетворить собственные материальные
запросы, сформировавшиеся на
основе новых потребительских
стандартов. Речь идет о прямых
связях достижительных мотиваций и
поведенческих приоритетов. Большое значение
«материальной» позиции и возможность
быть востребованным на рынке труда в
установке молодых людей на образовательный
уровень является наиболее важным индикатором
социальной мобильности, а также стратификации
как проявления социальной дифференциации
в среде молодежи.
Молодые люди планируют
предложить на рынке труда,
прежде всего, свое будущее
образование и высокую квалификацию
в качестве «собственноресурсного»
дивиденда занятия определенной статусной
позиции. Важнейшим средством получения
данного статуса, в их представлении, является
достижение материального благополучия.
Именно этот показатель социальной стратификации
определяет значимость поведенческих
приоритетов образовательной цели.
Социальная стратификация
образовательных карьер неразрывно
связана с процессом рационализации
жизни. Отсюда важность проблемы
рационального планирования и,
соответственно, взвешивания шансов
на успешную карьеру: как планировать
свои действия, чтобы достичь
наилучшего из существующих вариантов
в масштабах социальной дифференциации
групп, различающихся по статусу,
степени успеха на рынке труда
и потребления.
Молодежь, принадлежащая
к разной социально-профессиональной
среде, ориентирована на высокий
уровень притязаний на образование
и получение профессиональной
квалификации. Для молодых знание,
квалификация, профессия являются
условием достижения конкурентоспособного
положения на рынке труда и,
тем самым, обеспечения необходимого
уровня потребления. Материальное
благополучие, благосостояние в
ценностных представлениях молодых
людей является индикатором проявления
статуса в новых условиях социальной
мобильности и стратификации. Для достижения
нужной статусной позиции, необходима
новая трудовая этика и «поведенческие»
приоритеты: способность и готовность
к более высоким нагрузкам, жесткой дисциплине,
индивидуально-инициативным действиям.
Именно эти «внутренние» факторы являются
особенно важными для изменения социальной
позиции и движения от низших страт к высшим.