Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:13, контрольная работа
Выбор темы обусловлен, прежде всего, моим личным желанием попы-таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен¬тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично, но глобально, не вда¬ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче¬ния культурологии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ……………………………………………4
2. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ…………………………………………6
3. МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ…………. 7
4. ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ………………….8
5. МИФ………………………………………………………………….8
6. РЕЛИГИЯ……………………………………………………………9
7. ИСКУССТВО………………………………………………………..10
8. ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………11
9. НАУКА………………………………………………………………
СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ………………….8
5. МИФ………………………………………………………………….8
6. РЕЛИГИЯ……………………………………………………………9
7. ИСКУССТВО………………………………………………………..10
8. ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………11
9. НАУКА………………………………………………………………11
10. ИДЕОЛОГИЯ………………………………………………………13
11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………15
12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………16
Познание, будучи жизненно важной потребностью человека,
приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Поскольку главная социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и орудие достижения некой "окончательной цели".
Современная
история человечества без науки
не представима. Наука принадлежит
современной культуре, порождает цивилизацию
и, таким образом, связывает их в
целостное образование. Наука превратилась
в фундаментальный фактор выживания
человечества, она экспериментирует
с его возможностями, создает новые возможности,
реконструирует средства жизнедеятельности
человека, а через это она изменяет и
самого человека. Творческие возможности
науки огромны, и они все более глубоко
преобразовывают культуру. Можно
утверждать, что наука обладает некоторой
культурогенной ролью, она придает
культуре рационалистические формы и
атрибуты. Идеалы объективности и рациональности
в такой культуре приобретают все
более важную роль. Но это ведет к тому,
что вытесняются ценности субъективности:
личностные, эмоциональные и чувственные
компоненты культуры, без них нет
реального человека. Культура
всегда нравственно нагружена, она в этом
смысле более органична сущности человека,
а наука более отчуждена, она более
условна. Ценность научного знания
пропорциональна его полезности, но
это по существу, технократическая
характеристика. Наука расширяет пространство
для технократических атрибутов, обогащает
сознание человека технократическими
смыслами и значениями, но это все элементы
цивилизации. Можно утверждать, что в истории
человечества наука действует как цивилизирующая
сила, а культура - как одухотворяющая
сила. Наука создает, по определению В.
Вернадского, ноосферу - сферу разума,
рационального обитания. Рациональность
не всегда укладывается в требования нравственности.
В культуре XX века борьба здесь
идет с нарастанием, и неясно как разрешится
эта ситуация. По этой причине современная
культура не является гармоничной и сбалансированной.
Скорее всего, противоречие между рациональностью
и нравственностью не разрешится до тех
пор в истории человечества, пока
оно не выполнит древний завет: "Познай
самого себя!"
10.
ИДЕОЛОГИЯ
До недавнего времени особое внимание уделялось еще одному компоненту духовной культуры - идеологии. Впервые наиболее развернуто проблему идеологии поставили и разрешили немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. В "Немецкой идеологии" и других произведениях они используют категорию "идеология" в соответствии с той традицией, которая сложилась в конце XVIII-XIX веках, когда этот термин употреблялся в негативном значении, характеризуя "чуждые действительности мечтания" и "ложное сознание". Но К. Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальные характеристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальное образование, которое формируется и функционирует в рамках надстроечных систем. Идеология определяется как функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы.
Следовательно, идеология представляет собой самосознание социального субъекта: социальных групп, национальных и иных общностей, класса. Только в идеологии специфические интересы социальных групп, классов и общностей находят свое осознание, обоснование и систематизированное выражение. Следует также иметь в виду, что те или иные формы общественного сознания принимают идеологический характер только в рамках определенных социальных институтов и представляющих их социальных организаций: государства, политических партий, церкви, корпоративных объединений и т.д. Следует отметить, что противоположную тенденцию выражает гуманизм. В качестве примера идеологического направления - можно привести метод социалистического реализма - это определенный художественный канон. Но этот канон носит ярко выраженный идеологический характер. В характеристике этого метода содержатся сформулированные идеологические установки на процесс художественного творчества, а также предъявляемые к этому творчеству определенные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализма выступал как догматический и потому, что трактовался как единственно верный, закрывающий возможности проявления всех остальных творческих методов.
Таким
образом, нельзя рассматривать идеологию
только как отдельную составляющую
культуры - это, скорее всего больше
своеобразная надстройка над самой духовной
культурой, так как она пронизывает
все области духовной культуры.
11.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
настоящее время наблюдаются
тенденции гуманизациии всех сфер
деятельности человека, в том числе и
производственных. Во главу угла ставятся
интересы каждого конкретного человека,
личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной
подготовке личности отводиться теперь
изучению культуры. Данная работа - попытка
самостоятельно и с помощью компетентных
авторов изучить и понять феномен
культуры, ее роль в жизнедеятельности
человека, получить представление
о способах приобретения, хранения и передачи
базисных ценностей культуры. К сожалению,
ограниченность во времени не позволяет
более всесторонне рассмотреть вопрос
культуры, как одного из величайших феноменов
и продуктов жизнедеятельности человека
и общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культура,
Большая советская
2. Культурология. Под редакцией Радугина А.А., Москва, "Центр", 1997, с. 304.
3. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992г.
4. Бубер М. Я и Ты М., 1993г.