Подход к понятию «культура»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:13, контрольная работа

Краткое описание

Выбор темы обусловлен, прежде всего, моим личным желанием попы-таться разобраться как самостоятельно, так и с помощью компетен¬тных авторов в феномене культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично, но глобально, не вда¬ваясь в потребности охватить предмет культуры, как основы изуче¬ния культурологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ……………………………………………4
2. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ…………………………………………6
3. МАТЕРИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ…………. 7
4. ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ………………….8
5. МИФ………………………………………………………………….8
6. РЕЛИГИЯ……………………………………………………………9
7. ИСКУССТВО………………………………………………………..10
8. ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………11
9. НАУКА………………………………………………………………
СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ………………….8
5. МИФ………………………………………………………………….8
6. РЕЛИГИЯ……………………………………………………………9
7. ИСКУССТВО………………………………………………………..10
8. ФИЛОСОФИЯ………………………………………………………11
9. НАУКА………………………………………………………………11
10. ИДЕОЛОГИЯ………………………………………………………13
11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………15
12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………16

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

    Кроме того, материальная культура хранит в  себе  материальные ценности прошлого - памятники, археологические объекты,  оборудованные  памятники  природы  и  т.п.  Следовательно,  объем  материальных ценностей культуры шире объема  материального  производства, и уже, поэтому нет тождества между материальной культурой  в целом и материальным производством в частности. Кроме того,  само по себе материальное производство можно характеризовать в  терминах культурологии, то  есть  говорить  о культуре  материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений,  которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии  производства, о культуре управления и организации его, о культуре  условий труда, о культуре обмена и распределения и т.п.

    Следовательно,  в  культурологическом  подходе   материальное производство изучается, прежде всего, с точки зрения его  гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается  с  технократической точки зрения, то есть его  эффективности,  величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.

      Материальная  культура в целом, как и  материальное  производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения  создаваемых ими средств и условий  для  совершенствования  жизнедеятельности человека, для развития его "Я", его  творческих  потенций, сущности человека как разумного  существа,  с  точки  зрения роста и расширения возможностей реализации способностей  человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на  различных этапах эволюции материальной культуры, так и в  конкретно-исторических  общественных  способах  материального   производства, складывались различные условия и создавались различные по  уровню совершенства средства для воплощения творческих идей  и  замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

      Гармоничные отношения между материально-техническими  возможностями и преобразующими замыслами человека в истории  существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным,  культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо  утопичностью и революционизмом.  

4. ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ  КУЛЬТУРЫ  

      Человек по-разному может реализовать  свое творческое  начало, и полнота  его творческого самовыражения  достигается через  создание и использование различных культурных  форм.  Каждая  из  этих форм обладает своей "специализированной" смысловой и  символической системой. Попытаюсь далее кратко охарактеризовать  лишь  подлинно всеобщие формы  духовной  культуры,  в  каждой  из  которых по своей выражается суть человеческого бытия.

            Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей.  Вначале  они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко  все более глубокой специализации и, наконец, к относительной их  самостоятельности. Так случилось  с  мифологией,  религией,  искусством, наукой.

      В современной культуре можно уже  говорить об относительной их самостоятельности  и о взаимодействии культуры с этими институтами.  

5. МИФ  

            Миф - наиболее древняя  система ценностей.  Считается,  что  в целом культура движется от мифа к логосу, то есть  от  вымысла  и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной  культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто  обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций  и  ценностей мифа, сущности современной социо - культурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического  мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать  через идею "героического", что, скажем недоступно  науке.  Фантазия  и  вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов  и  содержания, ибо в мифе все условно и символично.

      В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может  достигать  высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к  человеческим представлениям. На  этой  почве  становится  возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это  один  из  самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но  в  развитых  культурах  подобные  явления имеют скорее характер рецидива или являются  механизмом  реализации того или иного архетипа, особенно  в  массовой  культуре  или массовом поведении. Мифология часто используется в  XX  веке  как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или  иной  аспект  ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.  
 

6. РЕЛИГИЯ   
 

      Религия, как и миф, выражает потребность  человека в  ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной  жизни  природы.  Боги развитых религий находятся в сфере  потустороннего  (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь  обожествляется  не  природа,  а сверхъестественные  силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия  освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.

      Религия стала доминировать в культуре вслед  за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии  часто  не  гармоничны  и противоречат друг другу. Например, в понимании смысла  жизни,  в миропонимании и т. д. Главное почти во всякой религии -  это вера в Бога  или вера  в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом,   рациональным  путем. В этом ключе и формируются  все ценности религии. Культура, как правило,  модифицирует  становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным  влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что  религия  оперирует  в основном коллективными представлениями и  поэтому  -  сплочение, и связь главные ее регуляторы. Ценности религии  принимаются  сообществом единоверцев, поэтому религия действует, прежде  всего,  через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки  окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость  и  безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по "вертикали" - от земных и обыденных до божественных  и  небесных. Требование постоянного морального совершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создает напряжения  смыслов и значений, попадая в которое человек регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию к консервации ценностей и культурных традиций, что может вести  к  социальной стабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей.

    Светские  ценности  более  условны,  они  легче  подвергаются

преобразованиям и интерпретации в духе времени.  Общая  тенденция проявляется здесь в том, что в развитии культуры постепенно  усиливаются процессы секуляризации, то  есть  освобождения  культуры из-под влияния религии.  

7. ИСКУССТВО  

      Параллельно с мифом и религией в истории  культуры существовало и действовало искусство. Искусство есть выражение  потребности человека в образно-символическом выражении и  переживании  значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека  "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных  специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших  потребностей человеческой души.

            Искусство продуцирует  свои ценности за счет  художественной деятельности, художественного освоения  действительности.  Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего  мира.  В  художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не  разделены  и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную)  реальность - эстетические оценки.  Искусство  обогащает  культуру  духовными ценностями  через  художественное  производство,  через  создание субъективных представлений о мире, через систему образов,  символизирующих смыслы и идеалы  определенного  времени,  определенной эпохи.

      Искусство рефлектирует мир, воспроизводит его.  Сама  рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее  и  будущее.  В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей,  которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое,  это  реалистические  ценности,  которые  "точно" ориентированы к настоящему,  и,  наконец,  авангардные  ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их  регулятивной роли. Однако, общим для всех  этих  ценностей является  то,  что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом  содержатся  как положительные, так и отрицательные моменты, то есть  художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я",  могут порождать как рациональные, так и иррациональные мотивы, и стимулы к выбору в поведении человека.

      Роль  искусства в развитии  культуры  противоречива.  Оно  конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном  счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.   

8. ФИЛОСОФИЯ  

            Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не  упомянуть философию. Философия стремиться выразить мудрость  в  формах мысли (отсюда и ее название, которое  буквально  переводится  как "любовь к мудрости"). Философия возникла как  духовное  преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих  ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В  качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом,  философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает  человеческие ценности, человеческое  отношение  к  миру.  Поскольку мир, взятый в смысловом измерении, есть мир культуры,  то  философия выступает как осмысление, или, говоря словами Гегеля,  теоретическая душа культуры. Многообразие культур и  возможность  разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к  многообразию спорящих между собой философских учений.  

9. НАУКА  

            Наука имеет своей  целью рациональную  реконструкцию  мира  на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает  в  качестве  всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить  место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

            Наука - один из новых  институтов в структуре культуры.  Однако значение ее быстро растет, а современная культура  воспитывает глубокие изменения под влиянием науки.  Духовная  эволюция  через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых  знаний  проверяется  специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом,  существует  как  особый  способ  производства  объективных  знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения  к  объекту познания, то есть наука  лишает  объект  какого-либо  ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая  знания  человеку,  вооружает его, дает ему силы. "Знание - сила!" - утверждал  Ф.  Бекон. Но для каких целей и, с каким умыслом употребляется эта сила?  На этот вопрос должна отвечать культура.

            Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднозначны. Если ценность науки измерять практическими  последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а  с  другой  -  ядерное оружие. Высшая ценность для науки - истина, в то время  как  высшая ценность для культуры - человек. Наука, будучи  мощным  средством рационализации человеческого труда, может с успехом  "роботизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наука  ограничивает возможности духовного  развития.  Стремясь  контролировать содержание образования, наука косвенно контролирует систему человеческих  ориентиров, что ведет в дальнейшем к  созданию  условий для формирования одномерного человека, то есть узкого и  глубокого специалиста.

Информация о работе Подход к понятию «культура»