Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:45, курсовая работа
Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” по этому поводу отмечает: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”
Введение………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРТОВОЙ ШКОЛЫ……..6
Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания………………………………………………………………6
Структурные компоненты музыкального восприятия……….12
1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших
дошкольников. ………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ……………….21
2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку….21
2.2 Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку…….…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт музыкального и художественного образования
Кафедра музыкального образования
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ
Курсовая работа
Оценка –
«__ »___________20__г.
Руководитель: _______
(подпись)
Пануца Нина Александровна студентка 3 курса, 31 группы
заочного отделения,
специальность
«Музыкальное образование»
Екатеринбург 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРТОВОЙ ШКОЛЫ……..6
возраста с позиции их особенностей
восприятия музыки и её понимания………………………………………………………
1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших
дошкольников. ………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ……………….21
2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку….21
2.2 Методы и приемы, способствующие
формированию умения у
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………37
Введение.
Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” по этому поводу отмечает: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе” [19, с 74].
Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов [ В. А. Сухомлинского, В .Н. Шацкого . В. Асафьева], психологов [Б.М.Теплова, Е.В. Назайкина]. Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова. Важно и значение музыкального фольклора Г.М.Науменко, К.Д.Ушинского, А.Н.Сахар, .Б.Кабалевский, Л.Лядова.
В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы.
Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи.
Проблема развития музыкального восприятия – одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Несмотря на значительное количество монографий, статей, специальных исследований, освещающих эту проблему, она по многим аспектам еще не решена.
Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий, выдвигаемой социально - педагогической ситуацией, для успешного формирования восприятия музыки детей в стартовой школе.
Решение данной проблемы определило цель исследования:
Цель исследования: выявить влияние музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в формировании умения восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития восприятия музыки у детей стартовой школы.
Предмет исследования - процесс формирования восприятия музыки у детей старшего возраста с помощью педагогических методов и приемов.
Анализ отечественной и
Учитывая объект, предмет и цель исследования, перед нами встают следующие задачи:
1.Выявить возрастные
2. Определить структурные компоненты музыкального восприятия
3.Проанализировать программы по
музыкальному воспитанию у
дошкольников.
4.Раскрыть условия развития умения слушать музыку.
5.Разработать методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку
Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов исследования взаимодополняющих друг друга: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, социально - педагогический, наблюдение, эксперименты, количественной и качественной обработки результатов.
Достоверность результатов исследования определяется методической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса методов исследования адекватным его целям, задачам, экспериментальной проверке выводов, подтверждение результатов в ходе их апробации. Апробация была проведена в 2011 году в МДОУ №44 г. Сысерти Свердловской области.
1. Теоретические основы развития восприятия музыки у детей стартовой школы.
§1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания.
Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Рассматривая этот вопрос, нужно иметь в виду, что любое восприятие является сложным процессом, в котором участвуют многие органы чувств, образуя разнообразные комплексные условно-рефлекторные связи. В психологии понятие “восприятие” понимается как “отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий» [8, с 222]
В музыкальной энциклопедии «восприятие музыки» определяется как «сложный многоуровневый процесс, который включает физическое слышание музыки, ее понимание, переживание и оценку» [6, с 738]
Педагоги Н.Г. Тагильцева и М. Р. Романова утверждают: «Восприятие представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс, в основе которого лежат ощущения. Синтез или комплекс ощущений составляет «базу» для восприятия. Таким образом, чтобы в сознании возник образ того или иного предмета, необходимо ощущение или синтез ощущений, вызванных данным предметом, «отделение» этих ощущений от остальных ощущений, воздействующих на органы чувств, т. е произведение их анализа. Для того, чтобы ощущения связались между собой в единый образ, одновременно с анализом должен произойти их синтез. [13, с 8]
Анализ литературы по проблеме особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить специфические возрастные особенности восприятия ими музыкальных произведений.
Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». [7, с 91] В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.
Педагоги В. И. Логинова и П. Г. Саморукова считают, что к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.
Постепенно благодаря
У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе. [18, с 3-4]
Педагог-музыкант В. Г. Савельев в своем учебно-методическом пособии раскрывает возрастные особенности детей так: «В этом возрасте они поражают нас своими открытиями, выдумками, фантазией. Эти дети – самые старшие в детском саду. В этот период идет активная анатомо-физиологическая перестройка всего организма. Функциональные возможности организма детей в этом возрастном периоде создают условия для приобретения более крепкого здоровья по сравнению с младшим дошкольным возрастом. В этом возрасте дети хотят быть крепкими и здоровыми. Они огорчаются от частых заболеваний, что может быть причиной “комплекса неполноценности”. Двигательная активность детей 5-6-ти лет повышается. В этом возрасте формируется психологическая готовность к обучению в школе, возникает стремление вступить на эту новую ступеньку. Поведение наших воспитанников заметно меняется. Они хотят уже выполнять задания учебного характера. Игра по прежнему занимает ведущую роль у старших дошкольников. Однако, содержание игр меняется. Главное содержание игр фантазеров - не только воспроизведение действий с предметами, сколько отношения с людьми, выполнение правил, вытекающих из той роли, которую выполняет ребенок в игре. В этом возрасте интенсивно развивается художественная деятельность дошкольников – изобразительная.
В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. У них формируются навыки слушания музыки (слушать произведение до конца, в полной тишине). При последовательном развитии музыкального восприятия у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к музыке, начало художественного вкуса.
Информация о работе Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе