Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” по этому поводу отмечает: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРТОВОЙ ШКОЛЫ……..6

Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания………………………………………………………………6

Структурные компоненты музыкального восприятия……….12

1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших
дошкольников. ………………………………………………………..15

ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ……………….21

2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку….21

2.2 Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку…….…………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………37

Файлы: 1 файл

(ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ).docx

— 67.69 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 Государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт музыкального и художественного образования

Кафедра музыкального образования

 

 

 

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ

Курсовая работа

 

 

 

Оценка – 

«__ »___________20__г.

Руководитель: _______

                       (подпись)                                                                                                     

                                                                                                Исполнитель:

Пануца Нина Александровна студентка 3 курса, 31 группы

заочного отделения,

специальность

«Музыкальное образование»                                                                                                

 

 

    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Екатеринбург 2011г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                 стр.

Введение………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРТОВОЙ ШКОЛЫ……..6

 

    1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного

возраста с позиции их особенностей  восприятия музыки и её понимания………………………………………………………………6

 

    1. Структурные компоненты музыкального восприятия……….12

 

1.3 Анализ  программ  по музыкальному воспитанию у  старших 

дошкольников. ………………………………………………………..15

 

ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ……………….21

 

2.1 Условия развития  умения  у дошкольников слушать  музыку….21

 

2.2 Методы и приемы, способствующие  формированию умения у дошкольников  слушать музыку…….…………………………………27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………37

 

Введение.

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” по этому поводу отмечает: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”  [19, с 74].

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов [ В. А. Сухомлинского, В .Н. Шацкого . В. Асафьева], психологов [Б.М.Теплова, Е.В. Назайкина]. Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова. Важно и значение музыкального фольклора Г.М.Науменко, К.Д.Ушинского, А.Н.Сахар, .Б.Кабалевский, Л.Лядова.

В современных условиях развития общества, модернизации воспитательно-образовательного процесса в России особую актуальность приобретает работа не только в школах, но и в начальных звеньях системы.

Существует определенный стандарт и требования к дошкольному образованию. До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования. Больше стало уделяться внимания фольклору, местным традициям и обычаям, эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи.

Проблема развития музыкального восприятия – одна из наиболее сложных и недостаточно исследованных в педагогике. Несмотря на значительное количество монографий, статей, специальных исследований, освещающих эту проблему, она по многим аспектам еще не решена.

Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий, выдвигаемой социально - педагогической ситуацией, для успешного формирования восприятия музыки детей в стартовой школе.

 Решение данной проблемы  определило цель исследования:

Цель исследования: выявить влияние музыкальной деятельности на музыкальных занятиях в формировании умения восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития восприятия музыки  у детей стартовой школы.

Предмет исследования - процесс формирования восприятия музыки у детей старшего возраста с помощью педагогических методов и приемов.

 Анализ отечественной и зарубежной  психологической, музыковедческой, педагогической  литературы по изучению проблемы  восприятия музыки и позволили  выдвинуть гипотезу исследования: развитие умения слушания музыки  у детей старшего дошкольного  возраста  возможно, если будут  созданы определенные педагогические  условия, содержание которых будет  способствовать наилучшему восприятию  музыки.

Учитывая объект, предмет и цель исследования, перед нами встают следующие задачи:

1.Выявить возрастные особенности  детей старшего дошкольного возраста  с позиции их особенностей  восприятия музыки и её понимания.

2. Определить  структурные компоненты  музыкального восприятия 

3.Проанализировать  программы по  музыкальному воспитанию у старших 

  дошкольников.

4.Раскрыть условия развития  умения слушать музыку.

5.Разработать методы и приемы, способствующие  формированию умения  у дошкольников слушать музыку

Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов исследования взаимодополняющих друг друга: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, социально - педагогический, наблюдение, эксперименты, количественной и качественной обработки результатов.

Достоверность результатов исследования определяется методической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса методов исследования адекватным его целям, задачам, экспериментальной проверке выводов, подтверждение результатов в ходе их апробации. Апробация была проведена в 2011 году в МДОУ №44 г. Сысерти Свердловской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы развития  восприятия музыки у детей  стартовой школы.

§1.1  Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания.

Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Рассматривая этот вопрос, нужно иметь в виду, что любое восприятие является сложным процессом, в котором участвуют многие органы чувств, образуя разнообразные комплексные условно-рефлекторные связи. В психологии понятие “восприятие” понимается как “отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий» [8, с 222]

В музыкальной энциклопедии «восприятие музыки» определяется как «сложный многоуровневый процесс, который включает физическое слышание музыки, ее понимание, переживание и оценку»  [6, с 738]

Педагоги Н.Г. Тагильцева и  М. Р. Романова утверждают:  «Восприятие представляет собой сложный аналитико-синтетический процесс, в основе которого лежат ощущения. Синтез или комплекс ощущений составляет «базу» для восприятия. Таким образом, чтобы в сознании возник образ того или иного предмета, необходимо ощущение или синтез ощущений, вызванных данным предметом, «отделение» этих ощущений от остальных ощущений, воздействующих на органы чувств, т. е произведение их анализа. Для того, чтобы ощущения связались между собой в единый образ, одновременно с анализом должен произойти их синтез. [13, с 8]

Анализ литературы по проблеме особенностей музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выявить  специфические  возрастные  особенности восприятия ими музыкальных произведений.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во  всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие -  прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». [7, с 91]   В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Педагоги  В. И. Логинова и  П. Г. Саморукова считают, что к концу старшего дошкольного возраста ребенок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликацию, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.

 Постепенно благодаря обучению  у детей формируется эмоциональная  отзывчивость на различные выразительные  средства в их сочетании, на  простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные  эстетические качества в произведениях  искусства. Они в состоянии заметить  более тонкие различия, делать  более тонкие сопоставления, найти  выразительные слова. Дети запоминают  поэтические образы из различных  художественных произведений и  используют их в своей речи.

 У них формируется интерес  к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Дальнейшее эстетическое развитие ребенка осуществляется в школе. [18, с 3-4]

Педагог-музыкант В. Г. Савельев в своем учебно-методическом пособии раскрывает возрастные  особенности детей так: «В этом возрасте они поражают нас своими открытиями, выдумками, фантазией. Эти дети – самые старшие в детском саду. В этот период идет активная анатомо-физиологическая перестройка  всего  организма.  Функциональные  возможности организма детей в этом возрастном периоде создают условия для приобретения более крепкого здоровья по сравнению с младшим дошкольным возрастом. В этом возрасте дети хотят быть крепкими и здоровыми. Они огорчаются от частых заболеваний, что может быть причиной “комплекса неполноценности”. Двигательная активность детей 5-6-ти лет повышается. В этом возрасте формируется психологическая готовность к обучению в школе, возникает стремление вступить на эту новую ступеньку. Поведение наших воспитанников заметно меняется. Они хотят уже выполнять задания учебного характера. Игра по прежнему занимает ведущую роль у старших дошкольников. Однако, содержание игр меняется. Главное содержание игр фантазеров - не только воспроизведение действий с предметами, сколько отношения с людьми, выполнение правил, вытекающих из той роли, которую выполняет ребенок в игре. В этом возрасте интенсивно развивается художественная деятельность дошкольников – изобразительная.

В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений. У них формируются навыки слушания музыки (слушать произведение до конца, в полной тишине). При последовательном развитии музыкального восприятия у старших дошкольников формируется устойчивый интерес к музыке, начало художественного вкуса.

Информация о работе Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе