Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:45, курсовая работа
Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” по этому поводу отмечает: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”
Введение………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРТОВОЙ ШКОЛЫ……..6
Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания………………………………………………………………6
Структурные компоненты музыкального восприятия……….12
1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших
дошкольников. ………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ……………….21
2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку….21
2.2 Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку…….…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………37
К началу обучения в первом классе начальной школы дети должны иметь достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие. Уже в шести годам жизни у детей формируется способность мотивированной оценки музыкального произведения. В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать какие эмоции и настроения вызывает у них звучание музыки.» [11, с. 28-29]
Дети могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и ее выразительные интонации, характер мелодии. Они характеризуют выразительные средства музыки (темп, динамику, тембр), которые определяют ее характер, легко различают контрастные образы - “грустно” - “весело”, “быстро” - “медленно”, “громко” - “тихо”.
В восприятии музыки ведущая роль принадлежит эмоциональной отзывчивости на нее, которая может стать показателем всей эстетической культуры ребенка. Исследуя художественные способности детей, Б.М. Теплов отмечает, что “в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним”. [14, с 10-11]
К началу обучения в первом классе дети должны владеть основными музыкальными терминами, уметь объяснить их значение (композитор, дирижер, хор, оркестр и т.д.), называть 2-3 фамилии наиболее известных композиторов-классиков и их музыкальные произведения, различать вокальную и инструментальную музыку. Большое значение в подготовительный период к школе придается развитию певческих навыков старших дошкольников. У них формируются исполнительские навыки в пении, улучшается чистота интонирования мелодии песни и артикуляция, певческое дыхание. Дети старшего дошкольного возраста накопили большой опыт музыкально-ритмических движений, могут передать в движении общий характер музыки, темп, динамику, ритмический рисунок. Они уже овладели основными приемами игры на музыкальных инструментах. Творчество занимает все более заметное место в музыкальной деятельности старших дошкольников. Оно проявляется в песенных, инструментальных и танцевальных импровизациях и становятся важным средством музыкального воспитания детей и развития их личностных качеств.
Таким образом, дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Н.А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». [1, с 140]
Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
§1.2 Структурные компоненты музыкального восприятия
На необходимость развития разных сторон восприятия неоднократно обращали внимание крупные музыковеды-методисты, работавшие с детьми.
Так, Г. В. Савельев предлагает: «На основании экспериментальных исследований и практических наблюдений выделить пять структурных компонентов музыкального восприятия, составляющих его психологический механизм: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, мышление, память и способность к творчеству. Каждый из названных компонентов музыкального восприятия наряду с самим понятием восприятия представляют отдельные самостоятельные разделы общей психологии. В то же время, как уже отмечалось, эмоции, мышление и другие компоненты входят в само понятие музыкального восприятия как необходимые составные части. Способность к творческому восприятию музыки в психологическом механизме музыкального восприятия играет роль ведущего компонента. Подготовленный слушатель воспринимает музыку творчески. Под этим понимается сопереживание и воссоздание слушателем содержания музыкального произведения, которое обогащается деятельностью воображения, чувствами и жизненными ассоциациями. В результате творческого восприятия музыкального произведения слушатель получает эстетическое наслаждение.» [11, с 11]
Каждый из названных компонентов музыкального восприятия является необходимой действенной частью этого процесса и ни один из них не может быть из него исключен без ущерба для процесса восприятия. Большое влияние на качество музыкального восприятия оказывает тип высшей нервной деятельности человека. Ведь даже взрослых, сформированных слушателей различают по типам восприятия.
Выдающийся дирижер Л. Стоковский утверждал, что “музыку можно воспринимать по-разному. Некоторые просто наслаждаются физической красотой звучания, другие реагируют на музыку только эмоционально. Иные реагируют, в основном, на интеллектуальную сторону музыки… сознательно следят за развертыванием музыкальной формы” [15, с 32]
Таким образом, значение восприятия музыки заключается в способности ее слушать, переживать или эмоционально воспринимать.
Музыкальное восприятие развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности детей: пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и т.д. Вместе с тем, оно является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, которое организуется посредством слушания музыки на занятии в дошкольном учреждении. Обычно в методической литературе этот вид деятельности и определяется как “слушание музыки”, в процессе которого дети знакомятся с музыкальным произведением.
Слушание музыки - один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. В процессе слушания музыки они приобретают значительно больший объем музыкальных впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. «Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что в конечном итоге, воспитывают их музыкальную культуру». [11, с 13]
Б.М. Теплов считал слушание музыки основой системы музыкального воспитания. Б.В. Асафьев говорил о необходимости всеобщего обучения детей слушанию музыки и педагогического руководства этой деятельностью. Б.Л. Яворский подчеркивал необходимость широкого ознакомления детей с классической музыкой, воспитание у них хорошего вкуса и любви к подлинному искусству.
Композитор ХХ века Д.Д. Шостакович, отмечая значение слушания музыки, для музыкального развития детей, и ее благотворного воздействия на формирование высоких нравственных качеств и духовной сферы ребенка, подчеркивает: “Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся... Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать... Любите музыку и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках” [17, с 7-15]
§1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших
дошкольников.
Программа «Ладушки», авторами
которой являются Санкт-
Цель этой
программы - формирование основ
Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. В чем же её отличие от других программ?
- Тематическое построение программы;
-Взаимосвязь эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания;
-Иначе трактуется процесс восприятия музыки через ритмопластическую и театрализованную деятельность;
-Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности;
-Преемственность в эстетическом воспитании детей стартовой школы и младшего школьного возраста;
Программа «Музыкальные шедевры». Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.
её автор О. П. Радынова, ставит задачу – « развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности- музыкальной. Музыкально-двигательной и художественной» [4, с 2]
Она основана на накоплении ребёнком опыта восприятия музыкального искусства.
Состоит из разработанных автором конспектов музыкальных занятий, в котором доминирующая роль отводится разделу слушания музыки.
В ней подобраны произведения высокого искусства, доступные детям по продолжительности звучания и соответствующие жизненному и эмоциональному опыту детей. Автором собраны шедевры музыкальной классики таким образом, чтобы постоянно поддерживать у детей эмоциональный отклик, интерес, развивать осмысленность восприятия и желание проявить свое отношение к звучащей музыке. В процессе восприятия музыки формируется целостное и дифференцированное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно – образного анализа.
«Музыкальное воспитание в детском
саду - это организованный педагогический
процесс, направленный на воспитание музыкальной
культуры, развитие музыкальных способностей
детей с целью становления творческой
личности ребёнка». [9, с 3]
Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.
Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке.
В программе указывается на использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.
Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные.
Программа «Синтез» под ред.К.В. Тарасовой Авторы программы К.В.Тарасова, М.Л.Петрова, Т.Г.Рубан.
«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа базируется таком доминантном виде деятельности, как слушание музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности». [12, с 5] .
Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств.
«Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». [12, с 6] Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.
Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:
1. Специальный подбор музыкального репертуара;
2. Использование синтеза искусств;
3. Использование на
занятиях по слушанию музыки
других видов музыкальной
4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.
В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».
Информация о работе Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе