Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” по этому поводу отмечает: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРТОВОЙ ШКОЛЫ……..6

Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания………………………………………………………………6

Структурные компоненты музыкального восприятия……….12

1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших
дошкольников. ………………………………………………………..15

ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ……………….21

2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку….21

2.2 Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку…….…………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………37

Файлы: 1 файл

(ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ).docx

— 67.69 Кб (Скачать)

В процессе ознакомления детей с произведением музыка, естественно, играет ведущую роль. Огромное значение имеет ее художественное исполнение. Педагогу следует помнить, что необходимой предпосылкой музыкального воспитания в целом, и слушания музыки в частности, является высокое качество исполнения. Надо грамотно, доходчиво передать замысел композитора. В процессе ознакомления используются такие формы словесного воздействия на ребенка, как рассказы, пояснения, постановка вопросов. В. Г. Савельев подчеркивает в своих статьях, что очень важна эмоциональная окраска слов педагога, его тон, мимика. «Особого внимания музыкального руководителя требует правильная постановка задания, вытекающая из принципа активности — одного из главных принципов дидактики. Каждое задание необходимо четко формулировать, чтобы правильно направить активность ребенка, не оставить его пассивным слушателем. Задание, понятое дошкольниками, направляет их деятельность, что является необходимой предпосылкой его успешного выполнения.

Основная задача первого этапа — настроить детей на слушание музыки, помочь им понять настроение музыкального произведения, его характер, жанровые особенности. Эта задача осуществляется по-разному при обучении детей разных возрастных групп.

На этапе ознакомления с музыкой можно ставить перед детьми задание определить общий характер, жанр произведения. Иногда дети дают формальные, стандартные ответы: «музыка веселая», «музыка грустная». Надо приучить дошкольников определять характер произведения, исходя из его содержания и сопоставляя услышанную музыку с другими знакомыми произведениями. Кстати, сопоставление, сравнение как с музыкой подобной, так и с контрастной — один из самых эффективных приемов работы». [21, с 45].

Рассмотрим более подробно использование методов и приемов на различных этапах слушания музыки.

Эффективным приемом в работе с детьми подготовительной к школе группы на первом этапе является метод контрастных сопоставлений (О. П. Радынова).

Гогоберидзе А.Г ,  Деркунская В.А. рекомендуют следующие формы работы:

-Беседы с детьми о музыке;

-комбинированные занятия;

Во время занятий и бесед применить следующие приемы:

  1. Контрастное сопоставление произведений с постепенным сглаживанием контрастности образов.
  2. Усложнение пьес по линии смены настроений в разделах формы (двухчастной, трехчастной), жанров музыки, средств музыкальной выразительности.
  3. Сравнения двух произведений по характеру, настроению.
  4. Обращение внимания детей на некоторые единицы музыкальной речи, на контраст настроений (интонации, темы, фразы, разделы, формы) на использование средств музыкальной выразительности.

Задания с применением различных видов контрастных сопоставлений проводить необходимо в следующем порядке:

  1. Задания на сопоставление контрастных произведений одного жанра.
  2. Задания на сопоставление пьес с одинаковыми названиями.
  3. Задания на  сопоставление контрастных произведений в пределах одного настроения (различие оттенков).
  4. Задания на сравнение вариантов интерпретации одного произведения – оркестровое и сольное звучания, варианты исполнительской трактовки на фортепиано. [2, с 213]

Анализируя характер музыки, можно предложить несколько готовых определений, чтобы дошкольники самостоятельно выбрали из них правильное: «Подумайте, ребята, какое слово больше всего соответствует этой музыке — спокойная, грустная, мягкая, нежная или тревожная?»

Следующий вопрос музыкального руководителя побуждает детей связать характер музыки с содержанием образа: «Почему именно такую музыку написал композитор о жаворонке?» Ответ: «Музыка светлая, легкая, потому что жаворонок легко летает и высоко поет». Дошкольники самостоятельно определяют характер произведений различных жанров (например, «Марш деревянных солдатиков» и «Камаринская» П. Чайковского), выясняют, как изменяются средства выразительности на протяжении одного произведения. Часть дошкольников отождествляет изменения музыки с развитием сюжета («вначале шел дождь, а потом он перестал, потом снова пошел»). Некоторые дети дают только эмоционально-эстетическую оценку музыкальным отрывкам («вначале музыка хорошая, а в середине мне не нравится»). Когда дети научатся различать изменения в музыке, можно поставить перед ними новое задание — определить форму произведения (количество частей).

На этапе ознакомления музыкальное произведение надо исполнять дважды. Педагог мотивирует это тем, что музыка очень понравилась ему, наверное, и детям хочется послушать ее еще раз. Перед повторным прослушиванием следует ставить новые задания. Так, определив общий характер музыки, надо связать его с названием произведения, объяснить, почему именно такую подвижную музыку композитор написал о лошадках, а спокойную — о куклах.

Прием сопоставления: (сравнение фортепианного звучания музыки  и симфонического оркестра) Позволяет придать наглядному методу проблемный характер, заинтересовывает детей, активизирует их слуховое внимание.

Кроме этого, у педагога появляется возможность познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, разумеется, не со всеми сразу, а постепенно - с теми, роль которых в создании музыкального образа.

Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) будут рассмотрены ниже.

Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие бессмысленное и вредное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. C помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

Эффективным приемом является передача некоторых музыкальных явлений в движениях (хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками). Дети могут передавать в движениях смену жанров музыки (марш, колыбельная, танец), частей, фраз произведения, динамики, регистров, темпа, ритмические особенности.

В обучении детей большое место занимают игровые приемы, которые обеспечивают связь познавательной деятельности с игровой. Учитывая ограниченные возможности умственной сферы и волевых усилий ребенка, нужно строить обучение так, чтобы оно вызывало у детей положительные эмоции и воспринималось как игра.

Когда дошкольники сравнительно хорошо ознакомятся с произведением, можно дать им заданием сочинить коллективный рассказ, который отражал бы основные изменения в музыке. Следует обратить внимание и на то, чтобы на заданные вопросы отвечали не одни и те же ребята, обязательно помогать высказываться и малоактивным детям. Музыкальный руководитель только направляет рассказ, отбирает фрагменты, наиболее соответствующие музыкальному образу, наглядно объясняет свой выбор. Эти задания очень полезны, так как побуждают детей внимательно вслушиваться в звучание произведения, точнее анализировать все изменения, учиться говорить о музыке.

На II этапе слушания музыки Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А. советуют развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

«-Активизируем творческие действия детей, направленные на восприятие музыкального образа.

- Способствуем нахождению «эмоционального  унисона» (О.П. Радынова).

- Развиваем умение выявлять  смысл музыкальной речи, различать  средства музыкальной выразительности.

На II этапе используется метод уподобления характеру звучания (О. П. Радынова, И. В, Груздова) Для этого целесообразно разделить детей на группы по предпочтению определенного вида деятельности для пердачи эмоциональной окраски музыки.» [2, с 218]

Далее авторы указывают примерные возможные группы детей:

  1. Изобразительные .(Дети предпочитают средства изобразительного искусства, используют методы цветового и полихудожественного уподобления (живопись, графика, скульптура, архитектура).
  2. Музыкальные. (Дети склоняются к различным видам музыкальной деятельности, используют методы моторно-двигательного (дирижерский жест, танцевальные движения), вокального и темброво-инструментального уподобления.
  3. Театральные. Дети ориентируются на театрализованную деятельность, используют методы моторно-двигательного (ритмопластика, образные движения), мимического и полихудожественного уподобления (театр, пантомима).
  4. Художественное слово. Дети обладающие склонностью к словесному выражению своих эмоциональных состояний, используют такие методы, как словесное и полихудожественное (художественное слово) уподобление. . [2, с 218]

На этом этапе используются методы обогащения музыкального опыта детей. Детям предлагаются ситуации, требующие самостоятельного познания, исследования. Для решения задаяи понимания средств музыкальной выразительности а музыкальных произвдениях можно использовать музыкально-дидактические методы например. («Кто подошел к теремку», «Звуки шумовые и музыкальные» и т..)

Интеграцию полученных впечатлений можно осуществить через изобразительную деятельность.

На III этапе развития умения восприятия музыки у старших дошкольников Гогоберидзе А.Г., Деркунская В. А предлагают формировать  эмоционально –оценочное отношение ребенка к музыке. Для этого педагог способствует:

- проявлению и выражению э  эмоционально –оценочного отношения ребенка к музыке;

-высказывание предпочтений, эмоциональных  и интеллектуальных оценок;

- появлению творческой распознавательной  установки на восприятие и  выражения эмоций как результата  восприятия музыки. III этап предполагает комплексное использование детьми полученных слушательских ими умений и опыта эмоционального выражения результатов восприятия музыки. Основной формой организации могут стать вечера досуга в форме концертов.  [2,  с 224.]

Таким образом, перед воспитанниками подготовительной группы ставятся последовательно задания: различать и сравнивать жанры, характер произведений («Какие чувства передает музыка?»); отмечать признаки программности, элементы изобразительности музыки («О чем рассказывает музыка?»); различать и сравнивать яркие средства музыкальной выразительности в связи с содержанием музыки, развитием художественного образа («Как рассказывает музыка?»).

Дети легко выполняют эти задания, слушая вокальные произведения где текст связан с музыкой, а также программные инструментальные пьесы, в которых есть элементы изобразительности.

При определении общего характера музыкального произведения дети этого возраста ориентируются одновременно на несколько средств музыкальной выразительности. Более богатый жизненный и музыкальный опыт старших дошкольников по сравнению с предыдущей возрастной категорией позволяет предложить им необходимый объем теоретических сведений о музыке, который способствуют более глубокому ее пониманию. Очень важно поставить детей в условия, когда они сами “добывают знания”, путем создания своего рода “поисковых ситуаций” в процессе которых дети с помощью педагога в результате собственных размышлений приходят к самостоятельным выводам и умозаключениям. “Поисковую ситуацию” можно создать с помощью вопросов к детям перед слушанием музыки постановкой задачи, которую дети должны решить, прослушав музыкальное произведение. Такие формы работы очень полезны в активизации и развитии музыкального восприятия детей. У старших дошкольников расширяется представления о жанре и о форме музыкальных произведений. Дети хорошо усвоили представления о делении музыки на вокальную, написанную для голоса, и инструментальную, исполняемую на различных инструментах, определяют разновидности музыкальных произведений одного того же жанра.

В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать, что чувствуют при слушании музыкального произведения, какие эмоции и настроения вызывает звучащая музыка. Вот почему одна из распространенных методик обучения слушанию музыки детей старшего дошкольного возраста направлена на выявление непосредственного эмоционального отклика ребенка на незнакомую ему музыку. В. Г. Савельев предлагает назвать этот методический прием- “Послушай и расскажи” . [11 с 39]

Так же при слушании музыки детьми дошкольного возраста часто используется методический прием, который В. Г, Савельев называет “Послушай и изобрази”. «Рисование является одной из любимых детьми видов деятельности. Психологи утверждают, что рисунок ребенка является графическим рассказом об эмоциональном воздействии музыки. В этом случае структура музыкального произведения остается прежней, но к четырем традиционным частям прибавляется пятая: “Выполнение рисунка, передающего характер музыки”. Главное, чтобы дети старались использовать художественные средства для изображения музыки. Важно, чтобы цвета в рисунках соответствовали характеру музыки, светлые тона, как правило, соответствуют нежному спокойному мягкому характеру музыки, а темные - тревожному, взволнованному, беспокойному; яркие тона - веселому, радостному, задорному характеру музыки.

Дошкольники очень любят подпевать звучащей музыке. Интонации музыки, закрепленные в памяти ребенка живой интонацией голоса, становятся своеобразным эталоном при формировании музыкального вкуса. Этот методический прием при проведения занятий В. Г. Савельев предлагает назвать “Слушай и пой”. Дети особенно любят подпевать полюбившиеся им популярные детские песни, фрагменты из классических произведений танцевального характера, арий из опер.»  [11 с 40.]

При организации слушания музыки эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых музыкальных инструментов при повторном слушании музыки. Этот прием применяется для развития творческих возможностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах. Главное в оркестровке произведений - выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру музыки. Для того, чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша можно использовать четкий тембр барабана или бубна, а нежный, грациозный характер вальса - мягкий, прозрачный тембр колокольчика или треугольника. В ходе слушания музыки детям можно предложить прохлопать ритмический рисунок произведения. Прием оркестровки и прохлопывание ритма музыкальных произведений - элементы методики Карла Орфа, которые дают большой эффект в развитии детского музыкального восприятия. Прием оркестровки целесообразно применять после того, как дети послушают музыкальное произведение и ознакомятся с характером музыки.

Информация о работе Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе