Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” по этому поводу отмечает: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРТОВОЙ ШКОЛЫ……..6

Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания………………………………………………………………6

Структурные компоненты музыкального восприятия……….12

1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших
дошкольников. ………………………………………………………..15

ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ……………….21

2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку….21

2.2 Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку…….…………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………37

Файлы: 1 файл

(ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ).docx

— 67.69 Кб (Скачать)

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. На занятиях используются пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря, которые помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, настраивающей на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативность занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня.

Анализируя эти программы можно сказать, что в программе О.П.Радыновой главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а  умения и навыки служат средством достижения этой цели. Все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, а программе «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа О. П. Радыновой на мой взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.).

Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Эта программа отличается также большей вариативностью занятий. Педагог ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке»  и т.д.). Форму и структуру занятия педагог выбирает на свое усмотрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практика развития музыкального  восприятия у детей в стартовой школе.

§2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку.

В наш век технического прогресса возможности слушания музыки значительно расширяются. Если несколько десятилетий тому назад это обязательно связывали с посещением концертного зала, филармонии и оперного театра, то сегодня для организации слушания музыки мы имеем современные технические средства: магнитофоны, телевизоры. Видео и аудиокассеты, компакт-диски позволяют воспроизвести разнообразную музыку на самом качественном уровне. Педагоги Н.А.Ветлугина, О.П.Радынова,  Б. Д. Кабалевский,  считают, что музыкальный руководитель может предложить детям для слушания лучшие симфонические оркестры, выдающихся исполнителей - певцов и инструменталистов. Педагогам дошкольных учреждений непозволительно не использовать эти возможности. В процессе слушания симфонической музыки можно постепенно знакомить детей с инструментами симфонического оркестра, стимулировать их на составление рассказов о музыке. Эффективность восприятия музыки повышается, если педагог–музыкант предлагает детям для слушания одно и тоже музыкальное произведение в “живом” исполнении, а затем в грамзаписи. В этом случае важно обратить внимание детей на разницу звучания музыки, подчеркнув при этом громадные возможности симфонического оркестра. Во время звучания музыки педагог должен добиваться тишины и внимания. Подвижным детям часто трудно создать тишину, особенно во время исполнения музыкальных произведений быстрого, живого характера. Для того, чтобы добиться полного внимания и тишины детей при исполнении музыки педагог должен заставить работать их воображение, например, предложить детям представить, что “они находятся на концерте” Очень важно воспитывать умение детей дослушать музыкальное произведение полностью. Довольно часто дети не обладают устойчивым вниманием, им кажется, что они уже вначале слушания музыки, смогли найти правильный ответ. В. Г. Савельев пишет, что «нужно воспитывать восприятие ребенка так, чтобы он знал, что верный ответ можно получить только, прослушав всю музыкальную пьесу до конца. [11, с 47]

При организации слушания музыки очень важно объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи). Взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок в процессе восприятия музыки, как бы “опирается” на более доступные для него поэзию и живопись являются очень эффективным, обогащает восприятие музыкального произведения, дает возможность более основательно донести до детей музыкальный образ. Чаще всего при проведении музыкальных занятий используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по характеру к звучащей музыке. Обычно чтение стихотворений, созвучных музыке, используется во вступительной беседе перед прослушиванием музыки. Иногда целесообразнее прочитать стихотворение, после слушания музыки, когда надо сопоставить стихотворение с музыкой.

«Показ репродукций картин, иллюстраций созвучных музыке не следует давать перед прослушиванием музыки, чтобы не отвлекать внимания детей от музыки. Лучше использовать показ репродукции картин и иллюстраций после прослушивания музыкального произведения, когда у детей уже сложились представления о музыкальном образе.

Чтобы запомнить что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.

Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Для того, чтобы достичь этого, нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания.

Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п.» [21, с 43]

Для успешного развития музыкального восприятия дошкольников, первостепенное значение имеет музыкальный репертуар. Репертуар для слушания должен удовлетворять двум важным требованиям – художественности и доступности. Серьезный и вдумчивый подход к использованию высокохудожественных музыкальных произведений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. О важности высокой художественности предлагаемого детям репертуара говорила известный музыковед В.Н. Шацкая: “С самого начала мы должны, работая с детьми, иметь дело с искусством, а не с жалкими суррогатами его” [16, с 20]

При формировании музыкального восприятия детей, следует опираться на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т.д.

Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова и других.

«Бытует мнение, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Действительно, народная музыка является прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой.» [21, с 44]

Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики.

Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

Педагоги Г.М.Науменко,  К.Д.Ушинский считают, что приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Это период интенсивного развития и необычайной подвижности ребенка, когда наиболее эффективным методом работы с детьми является игра. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка.

Также для развития музыкального восприятия детей можно использовать  песни, написанные композиторами для детей. К сожалению немало песен, написанных для детей, не отвечают высоким требованиям художественности. Эти песни написаны упрощенным музыкальным языком, примитивны по своей мелодике и гармонизации. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным и т.д. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А.Рыбниковым, А. Струве, А. Пахмутовой, И. Лученком, Л. Захлевным, и другими композиторами, которые составляют золотой фонд детских песен.

Следующий критерий, которому должен соответствовать музыкальный материал – доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.

Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на “три кита” – песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского.

Например, “Турецкий марш” из увертюры “Афинские развалины” Л. Бетховена, “Военный марш” Ф. Шуберта, “Солдатский марш” Р. Шумана, “Марш” из оперы “Аида” Дж. Верди, “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила” М.И. Глинки, “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского, “Марш” из оперы “Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева.

Следующий критерий доступности музыки для восприятия детьми, который основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка “рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. В связи с этим такой вид музыки очень привлекателен для детей и доступен для восприятия. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди “Времена года”, “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, “Подснежник” (апрель), “Белые ночи” (май), “Баркарола” (июнь), “Осенняя песня” (октябрь) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года”, “Океан – море синее” вступление к опере “Садко” Н.А. Римского-Корсакова и т.д.

Прекрасно воспринимаются детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей (“В пещере горного короля” и “Шествие гномов” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и царевны Лебедь из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова, “Гном” и “Избушка на курьих ножках” (“Баба Яга”) из цикла “Картинки с выставки” М. Мусоргского, “Кикимора” А. Лядова и т.д.).

Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса, “Песня и пляска птиц” из оперы “Снегурочка” и “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”, “Песня жаворонка” (март) из фортепианного цикла П.И. Чайковского “Времена года” и т.д.).

. Уже  с раннего возраста детям доступна  для восприятия музыка, выражающая  настроение, например, веселое (“Веселый крестьянин” Р. Шумана, Полька” М.И. Глинки), грустное (“Первая утрата” Р. Шумана, “Жалоба” А. Гречанинова), торжественное (“Свадебный марш” Ф. Мендельсона, “Патриотическая песня” М.И. Глинки, “Песня о Родине” И. Дунаевского).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2. Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку.

 На занятиях по слушанию музыки педагог использует различные методы и приемы: наглядный (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный), словесный и практический.

Методы обучения определяются заданиями, которые ставит музыкальный руководитель перед детьми, помощью, которую он оказывает при выполнении этих заданий, игровыми ситуациями и их связью с анализом произведения, частотой и целью проигрывания пьесы.

Информация о работе Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе