Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:45, курсовая работа
Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” по этому поводу отмечает: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”
Введение………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРТОВОЙ ШКОЛЫ……..6
Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания………………………………………………………………6
Структурные компоненты музыкального восприятия……….12
1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших
дошкольников. ………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ……………….21
2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку….21
2.2 Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку…….…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………37
Также целесообразно использовать проективный метод (рисование), с целью выявления особенностей отражения детьми эмоций и чувств, возникших при прослушивании музыки, в рисунках. Затем рисунки анализируются в соответствии со следующими критериями:
-адекватность рисунка образу музыки;
- передача в рисунке динамики произведения, его характера.
Этап закрепления имеет большое значение для развития художественного вкуса, формирования оценочных суждений.
В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся.
Применение указанных приемов повышает интерес детей к слушанию музыкальных произведений и способствует развитию творчества.
Очень важным в работе музыкального руководителя является метод анализа и самоанализа, который позволяет изучить особенности процесса использования музыки на музыкальных занятиях.
Заключение.
В ходе исследовательской работы были выявлены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания.
Были определены структурные компоненты музыкального восприятия
Так же проанализированы программы по музыкальному воспитанию у старших дошкольников.
Раскрыты условия развития умения слушать музыку.
Разработаны методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования - личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. В отечественной педагогике продолжают нарастать тенденции вариативности не только в содержании обучения и воспитания детей, но и в области методов и форм организации музыкальной деятельности. Ученые и педагоги разрабатывают новые методы и приемы музыкально-эстетической работы с детьми, вплоть до создания нетрадиционных музыкальных технологий. Прогрессивные музыкальные технологии способствуют творческому развитию детей, их инициативы и самостоятельности.
Библиографический список.
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просв. , 1981; с140
2. Деркунская В. А. Гогоберидзе А.Г Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста - С-Петербург //Детство –Пресс 2010г. с. 213, 218, 224
3. Комарова, Т. С., Антонова В. А., Зацепина М. Б.- 2 изд. испр. и доп. – М. : об-во России, 2002г. –128с
4. Комарова Т. С Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
[текст]
5. И. Каплунова, И. Новооскольцева. «Праздник каждый день» программа музыкального воспитания детей. Ладушки. - СПб. : Композитор, 1999.
6. Музыкальная энциклопедия в 6 т. /гл. ред. Ю.В. Келдыш. –М. : Советская энциклопедия.1976. Т.-3. с. 738
7. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания.
Восприятие музыки – М. , 1980;
8. Общая психология. Учебное пособие для педагогических институтов /
Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1970. – С. 222.
9. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
10. Радынова О. П. Музыкальные шедевры» Авторская программа и
методические рекомендации. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. – с 80
11. Г.В. Савельев Развитие музыкального восприятия у дошкольников Ч. I Организация занятий с дошкольниками по слушанию музыки метод. пособие. Мозырь 2004г с 12-13, 28-29, 40, 47
12. Синтез программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств 6-й год жизни / под ред.К.В. Тарасовой –М.: 1998; с 5-8
13. Современная музыкальная культура и ребенок [текст] монография. Н,
Г Тагильцева, М. Р. Шамтиева/ Екатеринбург 2009г./ с 8
14. Б.М. Теплов. “Психологические вопросы художественного воспитания.- М. , 1946.- с.10-11.
15. Стоковский Л. Музыка для всех нас. – М.: Советский композитор, 1959.– С. 32.
16. В.Н. Шацкая, Музыкально-эстетическое воспитание детей и
юношества - М., 1975. с 20
17. Д. Шостакович. Знать и любить музыку. М. 1958, с. 7-15.
18. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная
педагогика и психология».// Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой
Изд-во «Просвещение», М., 1983 г. OCR Detskiysad.Ru)
19. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. – М., 1979. – т. 1 С.74
20. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология – М. : Академия, 1996; с 121
21. Савельев Г.В. Акмеология
формирования стадий
Информация о работе Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе