Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Музыкальное искусство имеет огромное воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своей книге “Сердце отдаю детям” по этому поводу отмечает: “Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРТОВОЙ ШКОЛЫ……..6

Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста с позиции их особенностей восприятия музыки и её понимания………………………………………………………………6

Структурные компоненты музыкального восприятия……….12

1.3 Анализ программ по музыкальному воспитанию у старших
дошкольников. ………………………………………………………..15

ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ В СТАРТОВОЙ ШКОЛЕ……………….21

2.1 Условия развития умения у дошкольников слушать музыку….21

2.2 Методы и приемы, способствующие формированию умения у дошкольников слушать музыку…….…………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………37

Файлы: 1 файл

(ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ).docx

— 67.69 Кб (Скачать)

Также целесообразно использовать проективный метод (рисование), с целью выявления особенностей отражения детьми эмоций и чувств, возникших при прослушивании музыки, в рисунках. Затем рисунки анализируются в соответствии со следующими критериями:

-адекватность рисунка образу  музыки;

- передача в рисунке динамики  произведения, его характера.

Этап закрепления имеет большое значение для развития художественного вкуса, формирования оценочных суждений.

В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся.

Применение указанных приемов повышает интерес детей к слушанию музыкальных произведений и способствует развитию творчества.

Очень важным в работе музыкального руководителя является метод анализа и самоанализа, который позволяет изучить особенности процесса использования музыки на музыкальных занятиях.

 

 

 

Заключение.

В ходе исследовательской работы были выявлены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с позиции их особенностей  восприятия музыки и её понимания.

Были определены  структурные компоненты музыкального восприятия

Так же проанализированы программы по музыкальному воспитанию у старших   дошкольников.

Раскрыты условия развития умения слушать музыку.

Разработаны методы и приемы, способствующие  формированию умения у дошкольников слушать музыку

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую парадигму образования - личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. В отечественной педагогике продолжают нарастать тенденции вариативности не только в содержании обучения и воспитания детей, но и в области методов и форм организации музыкальной деятельности. Ученые и педагоги разрабатывают новые методы и приемы музыкально-эстетической работы с детьми, вплоть до создания нетрадиционных музыкальных технологий. Прогрессивные музыкальные технологии способствуют творческому развитию детей, их инициативы и самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1.     Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду  - М.  Просв. , 1981;  с140

2.     Деркунская В. А. Гогоберидзе А.Г Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста - С-Петербург //Детство –Пресс 2010г. с. 213, 218, 224

3.   Комарова, Т. С., Антонова В. А., Зацепина М. Б.- 2 изд. испр. и доп. – М. : об-во России,  2002г. –128с

4.    Комарова Т. С  Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет

[текст]

5. И. Каплунова, И. Новооскольцева. «Праздник каждый день»   программа музыкального воспитания детей. Ладушки. - СПб. : Композитор, 1999.

6. Музыкальная энциклопедия в 6 т. /гл. ред. Ю.В. Келдыш. –М. : Советская энциклопедия.1976. Т.-3. с. 738

7. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания.

Восприятие музыки – М. , 1980;

8. Общая психология.  Учебное пособие для педагогических институтов /

Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1970. – С. 222.

9. Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.

10.  Радынова О. П. Музыкальные  шедевры»  Авторская программа  и

методические рекомендации. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. – с 80

11. Г.В. Савельев  Развитие музыкального восприятия у дошкольников Ч. I Организация занятий с дошкольниками по слушанию музыки метод. пособие. Мозырь 2004г  с 12-13, 28-29, 40, 47

12. Синтез программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств 6-й  год жизни / под ред.К.В. Тарасовой –М.: 1998; с 5-8

13. Современная музыкальная культура и ребенок [текст] монография. Н,

Г Тагильцева, М. Р. Шамтиева/ Екатеринбург 2009г./ с 8

14.     Б.М. Теплов. “Психологические вопросы художественного воспитания.- М. , 1946.- с.10-11.

15.    Стоковский Л. Музыка для всех нас. – М.: Советский композитор, 1959.– С. 32.

16.    В.Н. Шацкая,  Музыкально-эстетическое воспитание детей и

юношества - М., 1975. с 20

17.     Д. Шостакович.  Знать и любить музыку. М. 1958, с. 7-15.

18.    Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная

  педагогика и психология».// Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой

 Изд-во «Просвещение», М., 1983 г. OCR Detskiysad.Ru)

19.    Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. – М., 1979. – т. 1 С.74

20.   Урунтаева Г. А. Дошкольная психология – М. : Академия, 1996; с 121    

21.   Савельев Г.В. Акмеология  формирования стадий музыкального  восприятия // Акмеология-практике. Сборник  материалов Международной научно-практической  конференции 28 октября 2003 г., вып. V, часть 2, с. 43-46. Гомель, 2003.

 

 


 



Информация о работе Развитие умения слушания музыки на музыкальных занятиях в стартовой школе