Методика музыкального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:21, контрольная работа

Краткое описание

Голос ребенка – самый доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет.
Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать сюжетные игры. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

Файлы: 1 файл

методика музыкального развития!.docx

— 117.17 Кб (Скачать)

ПЕНИЕ

 

Воспитательное значение пения

Голос ребенка – самый доступный  инструмент, которым он обладает с  ранних лет.  
Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать сюжетные игры. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.

 

 

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения  в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему  искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально  и существенно подобно разговору». Исполнение песни, воздействуя на слушателя  слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения. Это прекрасно отметил еще К. Д. Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу... вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство...».

Все это в полной мере относится  и к дошкольникам, которым также  свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствуют в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка  положительное отношение ко всему  прекрасному, доброму и порой  убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. С большим подъемом исполняются песни о Родине, о Ленине, о счастливом детстве, о Москве.

Процесс обучения пению требует  от ребенка большой активности и  умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии  на фортепиано, сопоставлять различный  характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.

Пение благотворно влияет на детский  организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные  музыкальные способности  ребенка:   эмоциональная  отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Следует отметить еще одну важную особенность хорового пения — его массовость и доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках, студиях, хорах и ансамблях. Композитор Д. Б. Кабалевский образно назвал песню, марш и танец «тремя китами», на которых строится музыкальная культура.

Пение является важнейшим  средством музыкального воспитания играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

 

Особенности слуха и  голоса ребенка

 

Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация  слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про себя» с мышечным напряжением, русский физиолог И. М. Сеченов подчеркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны».

Дети подражают речевой и  певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами.  При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха  и голоса ведутся многими учеными  Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу  детского голоса подчеркивает особое значение развитого слуха для  правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших  группах детского сада внимание ребят  привлекается к точному воспроизведению  мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и  звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе с взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух.

В годы дошкольного детства голосовой  аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием, так называемой вокальной мышцы.

Певческое звучание, ввиду неполного  смыкания голосовых связок и колебания  только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает  правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

 

Возрастные особенности певческих  диапазонов детей изучались многими  исследователями. Н. Д. Орлова определяет так называемый рабочий диапазон, «звучащую зону» (в пределах звуков ми-си первой октавы), Е. И. Алмазов, Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина, А. Д. Воинова, Р. Т. Зинич, А. И. Катинене и др. отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре-си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.

 

Программа воспитания и обучения в детском саду».

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка.

Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать  его от распространенной в последнее  время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока еще нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Координация    слуха    и    голоса — важнейшее    условие    развития певческих  способностей детей.

 

Программные требования

 

Задачи обучения пению

 

Основное требование программы  — научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении. Например, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять ее надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремленность, бодрость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, подчеркивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.

Основные задачи, в процессе занятий следующие: формировать у детей певческие умения,   навыки,  способствующие выразительному исполнению;

учить детей исполнять песни  с помощью воспитателя и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне ;

развивать музыкальный слух, приучая  различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);

развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая  монотонное «гудение» у низко и неточно поющих детей;

помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.

От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит  вся последующая певческая деятельность ребенка — в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.

 

Певческие навыки и умения

 

 

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую  установку, вокальные и хоровые  навыки.

Певческая установка — это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.

Вокальные навыки — это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикций. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох — медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.

Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй — это точное, чистое певческое интонирование.

Обучение вокально-хоровым навыкам  детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершенство детского голоса, быструю его утомляемость. Дети не могут долго и громко петь. Малыши   поют  «говорком», у них отсутствует напевность.              Дыхание у дошкольников  поверхностное и   короткое,   поэтому они   часто делают   вдох  в середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни.

Дикция (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым.

Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Малыши, например, пропивают лишь последние слова фраз.

Еще сложнее детям овладеть навыком  стройного пения — чистого интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большинство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необходимо работать над развитием этого навыка.

 

Развитие певческих навыков  и умений

 

 

Вокально-хоровые навыки усваиваются  в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видоизменяются по мере разучивания все более сложных произведений.   К концу года дети должны уметь:

2-я младшая группа  — петь с помощью педагога и с музыкальным сопровождением наиболее простые песннего наиболее легкие.     

Эти требования важны потому, что  музыкальное воспитание на занятиях проходит в атмосфере большой  увлеченности, процесс разучивания песен и их последующее исполнение кажется беспрерывным и как бы ни имеющим точно измеряемых результатов, какие имеют место, например, при обучении счету, грамоте. Кроме того, многое из музыкально-воспитательной работы обозначено лишь как задача. Например, задача развития музыкального слуха сформулирована в программах для детей раннего возраста. Но как определенный результат, как усвоенный навык различения музыкальных звуков по их высоте упоминается лишь в старшей группе. Педагогу необходимо установить, чему он научил детей за год, кто из детей хорошо успел в своем музыкальном развитии или, наоборот, еще затрудняется в чем-либо, могут ли дети спеть песни и какие именно и т. д. Результат педагогической работы должен последовательно учитываться.

Информация о работе Методика музыкального развития